Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель данной работы – описать сущность безработицы, ее роль в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, характеристики и характерные черты безработицы в России;
выявить причины безработицы и определить ее социально-экономические последствия;
определить методы преодоления безработицы;
Введение 4
1 Безработица как экономическое явление 6
1.1 Основные понятия, виды и характерные черты безработицы в России 6
1.2 Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 15
2 Решение проблемы безработицы и занятости в России 20
2.1 Политика занятости населения и меры по снижению безработицы 20
2.2 Институты содействия занятости населения 29
Заключение 35
Список литературы 37
Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная готовая продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства необходимых обществу товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Целью политики занятости является обеспечение полной, производительной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, повышения уровня жизни, создания условий для развития человека [9].
Основные
направления государственной
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
Работодатели призваны содействовать проведению государственной политики занятости в рамках соблюдения условий трудовых договоров, оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке. Работодатели также должны контактировать с органами службы занятости и профсоюзами, предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях работников, наличии вакантных рабочих мест, выполнение квоты для приема на работу инвалидов [15].
Выделяют два основных типа регулирования занятости, с помощью которых осуществляется воздействие на ее уровень: активный и пассивный типы.
Активный тип – это стимулирование деятельности работодателей и органов власти по созданию новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.
Этот тип регулирования включает следующие мероприятия:
Общепризнано, что наиболее действенными являются активные меры по сокращению безработицы. Они направлены на поощрение активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда. Это особенно важно для тех, кому угрожает долгосрочная безработица, и кто в результате долгого перерыва в работе утратил потенциал трудоустройства [14].
Пассивный тип регулирования занятости – это действия по выплате всевозможных пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости [20].
Социальная защита безработных граждан закреплена в виде обязательствах государства в статье 28. «Гарантии социальной поддержки безработных» Закон РФ № 1032-1.
Государство гарантирует безработным [1]:
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен в статье 30. «Порядок определения размеров пособия по безработице» Закон РФ № 1032-1 [1].
Пособие по безработице выплачивается гражданам:
Условия, а также сроки выплаты пособия по безработице определяются статьей 31. «Условия и сроки выплаты пособия по безработице» Закон РФ № 1032-1 [1]:
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по
безработице принимается
Пособие по безработице начисляется
гражданам с первого дня
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
При этом каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Безработные граждане, не трудоустроенные
по истечении первого периода
выплаты пособия по безработице,
имеют право на повторное получение
пособия по безработице, если иное не
предусмотрено настоящим Законо
Иногда к пассивным мерам помощи безработным относят досрочный выход на пенсию, согласно статьи 32. «Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию» Закон РФ № 1032-1 [1].
По предложению органов службы
занятости при отсутствии возможности
для трудоустройства
Пассивные меры, например, пособия по безработице необходимы, но они уменьшают желание трудиться. Продление периода их выплаты, как и мягкие условия предоставления, способно увеличить длительность безработицы. Особенно опасно распространять выплату пособий на несовершеннолетних трудоспособного возраста. Во многих странах человек, впервые входящий на рынок труда в поисках работы, пособие не получает.
В 2012 году государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения субъектов РФ, а также региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Участниками мероприятий по содействию
занятости населения –
За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось 3,5 млн. человек (в январе-сентябре 2011 года – 4,2 млн. человек).
При содействии органов службы занятости трудоустроены 2,4 млн. человек или 67,2% от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн. человек или 64,5%).
Приступили к
Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 372,4 тысяч человек или 12,7 % от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 467,5 тысяч человек или 12,5%), были заняты на временных работах 59,6 тысяч безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в январе-сентябре 2011 года – 73,2 тысяч человек).
Услуги по содействию самозанятости получили 68,3 тысяч безработных граждан или 2,3% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 184,5 тысяч человек или 4,9%).
На временные работы были трудоустроены 722,2 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или 93,6% от общей численности учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время (в январе-сентябре 2011 года – 789,1 тысяч человек или 92,8%).
Около 30% от численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы (8,3 тысяч человек в январе-сентябре 2012 года, в январе-сентябре 2011 года – 13,4 тысяч человек) [10].
Государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 209,9 тысяч человек или 7,2% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 226,1 тысяч человек или 6,0%), по профессиональной ориентации – 2,3 млн. человек или 32,0% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн. человек или 32,4%), по психологической поддержке – 173,9 тысяч безработных граждан или 5,9% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 198,9 тысяч человек или 5,3%) [10].
Снижение ряда показателей объясняется
снижением численности
Снижение уровня доступности и
качества предоставляемых
С 1 января 2012 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет [17].
В 2012 году около 10 тысяч женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются в 78 регионах [17].