Сущность, причины и виды безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – описать сущность безработицы, ее роль в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, характеристики и характерные черты безработицы в России;
выявить причины безработицы и определить ее социально-экономические последствия;
определить методы преодоления безработицы;

Содержание работы

Введение 4
1 Безработица как экономическое явление 6
1.1 Основные понятия, виды и характерные черты безработицы в России 6
1.2 Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 15
2 Решение проблемы безработицы и занятости в России 20
2.1 Политика занятости населения и меры по снижению безработицы 20
2.2 Институты содействия занятости населения 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Безработица2.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

В 2012 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда  субъектов Российской Федерации  было перечислено 1,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета [10].

В 2012 году во всех регионах были реализованы  мероприятия по содействию трудоустройству  незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места [10].

Общая численность участников мероприятий  составила более 35 тысяч человек, в том числе в дополнительных мероприятиях по снижению напряженности  на рынке труда приняло участие более 20,5 тысяч человек.

По состоянию на 1 ноября 2012 года в мероприятии по содействию трудоустройству  многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, приняли  участие 11030 человек или 76% от запланированной  численности участников мероприятия, из них: 6446 человек – незанятые инвалиды, 1065 человек - родители, воспитывающие детей-инвалидов, 3519 человек - многодетные родители [10].

В целях расширения возможностей для  обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории. Особое внимание уделено таким направлениям, как [10].:

  • развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • развитие стимулов к трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • организация специализированных ярмарок вакансий;
  • осуществление мероприятий по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда.

2.2 Институты содействия занятости  населения

 

Федеральная служба по труду и занятости  – Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. [2].

Федеральная служба по труду и занятости  осуществляет следующие полномочия:

1 Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

  • работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • осуществления органами государственной власти субъектов РФ по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • государственных стандартов социального обслуживания.

2 Осуществляет контроль за:

  • прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
  • расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
  • обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • и другие полномочия.

Роструд РФ играет очень позитивную роль, но далеко не все проблемы он в состоянии решить. В результате самостоятельно устраивающихся на работу в России больше, чем трудоустроенных службой занятости.

Исторически региональные службы занятости  возникали как отделы Министерств  труда – Федеральной службы по труду и занятости.

Региональные службы занятости – это обособленные организации, существующие за счет средств бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей на определенной территории субъекта Федерации. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации [5].

Основными направлениями  деятельности региональных служб занятости (Департаментов по труду и занятости) являются:

1. регистрация безработных и вакантных мест;

2. трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить работу;

3. изучение конъюнктуры регионального рынка труда и предоставление информации о нем;

4. тестирование и анкетирование лиц, желающих получить работу;

5. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;

6. выплата пособий зарегистрированным безработным  и др.

Большинство региональных служб занятости ощущают недостаток финансовых ресурсов для осуществления мероприятий, реализующих активную социальную политику в регионе (области, городе).

Объем финансирования Департамента труда и занятости населения Томской области в 2012 году по программам содействия занятости населения представлен на рисунке 1.

Недостатком работы региональной служба по труду и занятости является слабый контроль за лицами, получающими пособия по безработице. Обычно им предлагают мало вариантов трудоустройства и довольно формально принимают отказы от предлагаемой работы.

Рисунок 1 – Объемы финансирования программ содействия занятости населения Томской области в 2012 году [19]

 

Рынок труда регулируют не только службы занятости, но и общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда.

В предотвращении безработицы, сокращении ее масштабов немалую роль играют и негосударственные структуры.

Негосударственные структуры – рекрутинговые агентства содействия занятости населения нередко ведут свою работу специализированно с ориентацией на определенные контингента лиц, ищущих работу.

Основой классификации негосударственных структур является подразделение их по признаку оплаты труда, соответствии с ним и распределяется оказание услуг. Выделяют следующие типы рекрутинговых агентств:

  • агентства по трудоустройству;
  • агентства по подбору и отбору персонала (кадровые агентства).

Агентства по трудоустройству  стараются предложить как можно больше вариантов трудоустройства для людей, ищущих работу, а так же за определенную плату дают доступ работодателям к базам данных кандидатов. Эти агентства предлагают населению следующие услуги:

  • помощь в составлении резюме;
  • психологическое тестирование;
  • занесение информации о кандидате в базу данных;
  • размещение резюме и (или) мини-резюме в средствах массовой информации и в глобальной сети Интернет, рассылка резюме по компаниям;
  • консультирование по методам поиска работы, прохождения собеседования в компании;
  • профориентация;
  • направление кандидата;
  • предоставление информации об имеющихся вакансиях на рынке труда (сборники вакансий).

Вознаграждение данной категории агентств складывается из взносов, которые люди делают за оказанные услуги, по сути, это платное трудоустройство. Особенностью данных агентств является отсутствие возможности тщательного изучения прорабатываемых вакансий в регионе.

Это приводит к направлению  в компании значительного числа довольно слабых и профессионально не подготовленных кандидатов.

Положительным фактором деятельности данных агентств заключается в увеличении информированности на рынке труда о свободных рабочих местах, содействии поиску работы людям ищущим ее.

К отрицательным аспектам деятельности данных организаций относятся: создание дополнительного барьера между работниками и предпринимателями; взимание денег с безработных граждан, находящихся в трудном материальном положении, создание «видимости» занятости и т.д.

В данное время развитие бизнеса по подбору персонала на Западе имеет тенденцию к прекращению распространения или запрещению оказания услуг по платному трудоустройству. В России же происходит трансформация агентств начавших свою деятельность с платного трудоустройства в агентства по подбору персонала и это уже социальный прогресс.

Агентства по подбору  персонала представляют на рынке  труда интересы предпринимателей, которым  необходимы специалисты более высокой  квалификации. Гонорар уплачивает компания-заказчик. Поиск персонала производится посредством собственной базы данных и объявлений о вакансиях в СМИ, сети Интернет. Или путем использования мини-резюме кандидатов и через прямой поиск. В комплекс услуг, которые предоставляют эти агентства входит[7]:

  • услуги по «переманивает» определенного специалиста для компании-заказчика;
  • поиск и подбор высококвалифицированного специалиста в сфере управления и IT-технологий;
  • целенаправленное трудоустройство персонала, уволенного из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях;
  • услуги по подбору руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала.

По сравнению с рынком рекрутинговых  услуг США, в России большую часть  рынка рекрутинга занимает услуги по подбору среднего и высшего менеджмента, подбор нижестоящих сотрудников не сформирован.

Отличительная черта кадровых агентств – это агентство для соискателя – это возможность сделать карьеру, а не найти работу. Как правило, эти агентства работают с людьми уже имеющими работу и им предлагается работа с наиболее лучшими условиями.

Государственные и негосударственные  структуры не должны препятствовать друг другу. Государство должно оказывать влияние там, где рынок или не справляется, или предъявляет слишком большие требования к слабоконкурентным группам граждан.

 

Заключение

 

Целью исследования данной работы было изучение сущности безработицы, ее роли в рыночной экономике.

Рассмотрены следующие вопросы:

  • понятие, характеристика и характерные черты безработицы в России;
  • выявлены причины безработицы и определены ее социально-экономические последствия;
  • определены методы преодоления безработицы;
  • проанализированы политика занятости населения, а также меры по снижению безработицы;
  • дана характеристика институтам содействия занятости населения.

Объектом исследования послужило социально-экономическое явление как «безработица».

Предметом исследования курсовой работы были рассмотренные причины возникновения безработицы и социально-экономические последствия безработицы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица. Она означает невозможность для  части рабочей силы найти работу. Безработица измеряется через показатель уровня безработицы.

Причиной безработицы является отставание совокупного спроса от совокупного предложения, что вызывает спад производства и сокращение занятости.

В зависимости от причин, выделяют пять форм безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, скрытую и циклическую.

Естественный уровень безработицы включает фрикционную и структурную. Полная занятость определяется уровнем безработицы, не превышающим естественный

Негативные последствия безработицы  для экономики вызывают необходимость  государственного регулирования рынка  труда. Оно может быть активным и пассивным.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка  труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Рынок труда регулируют не только Федеральная служба по труду и занятости и ее региональные департаменты и службы, но и общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда, а также учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности.

В предотвращении безработицы, сокращении ее масштабов немалую роль играют и негосударственные структуры. При этом государственные и негосударственные структуры не должны препятствовать друг другу.

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 в ред. от 02.07.2013, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013.
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» № 324 от 30.06.2004 в ред. от 09.08.2013.
  3. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. – М: Юрайт, 2011. – 114 с.
  4. Аникин В. Модернизационный потенциал профессиональной структуры  занятого населения России// Общество и экономика. – 2011. – № 1-12. – С. 35-64.
  5. Базыленко Т. Влияние службы занятости на предпринимательскую  активность безработных// Человек и труд. – 2012. - № 5. – С. 28-32.
  6. Гришин И. Стимулирование и динамизация занятости: рецепт flexicurity//  МЭ и МО. – 2012. - № 4. – С. 40-51.
  7. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление// Труд и социальные отношения. – 2011. – № 1. – С. 110-115.
  8. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. – 2011. – №1. – С. 76
  9. Занятость и безработица в Российской Федерации – 2013. – http://www.rosmintrud.ru/labour/20/18 (дата обращения: 10.10.2013).
  10. Кохно П. Методика определения потребности перспективных рынков труда в квалифицированных кадрах // Человек и труд. – 2011. – № 3. – с. 25-30.
  11. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. – 2010. – № 7. – с. 14-17.
  12. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. / Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – 6 изд. – М: КНОРУС, 2011. – 680 с.
  13. Попова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд. – 2010. – №5. – с. 39-41.
  14. Саенко Л.А. Становление системы защиты от безработицы// Труд и соц.  отношения. – 2011. - № 3. – С. 16-25.
  15. Федеральная служба государственной статистики – 2013. – http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.10.2013).
  16. Федеральная служба по труду и занятости. Занятость и безработица в Российской Федерации (по итогам обследований населения по проблемам занятости). – 2013. –http://www.rostrud.info (дата обращения: 15.10.2013).
  17. Центр Занятости населения города Томска – 2013. –http://czn.tomsk.ru/ (дата обращения: 15.10.2013).
  18. Экономика труда: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда» /А.Л. Мазин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2009. – 573 с.
  19. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 109 с.
  20. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред.  Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.

Информация о работе Сущность, причины и виды безработицы