Сущность, причины и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время слово «инфляция» - один из самых известных экономических терминов. Его можно услышать как из уст политиков, экономистов, журналистов, так из уст простых обывателей. В последнее время эти разговоры напоминают сводки боевых действий - ее боятся, с ней пытаются бороться, ее хотят остановить, но пока в этой схватке экономисты всего мира пока проигрывают. Так что же такое - инфляция, и почему она так опасна? В своей работе я не буду останавливаться на инфляции в России так, как Россия является частью мировой экономики, в ней медленно, но верно начинают преобладать механизмы рыночной экономики, то, соответственно, причины и последствия инфляция, а также методы борьбы с инфляционными процессами для России ничем не отличаются от обще принятых.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции
1.1 Сущность инфляции
1.3 Причины (факторы) инфляции
1.4 Виды инфляции
Глава 2. Социально - экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и доходы
2.2 Инфляция и налоги
2.3 Инфляция и безработица
2.4 Инфляция и экономика
Глава 3. Методы борьбы с социальными последствиями инфляции
3.1 Прямые и косвенные методы борьбы с инфляцией
3.2 Регулирование цен и зарплаты
3.2 антиинфляционая политика России в 2012 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Наличие конъюнктурной  безработицы свидетельствует о  неполном использовании производственных возможностей страны, т. е. происходит разрыв между реально произведенным  и потенциально возможным ВНП. Чем выше конъюнктурная безработица, тем больше этот разрыв.

Потенциальный ВНП определяется исходя из предположений, что в обществе существует естественный уровень безработицы  и «нормальные» темпы экономического роста.

Зависимость между уровнем конъюнктурной безработицы и потерей части ВНП сформулировал американский экономист Артур Оукен (1925-1980 г.). Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5%.

Уровень безработицы  определяется как соотношение численности  безработных (Чб/р) и численности  рабочей силы (Чр/с), которую составляют занятые и безработные

Численность рабочей  силы ежегодно увеличивается, растет ее производительность. Вследствие этого ежегодно необходимо от 2,5% до 3% прироста ВНП расходовать на то, чтобы удержать безработицу на прежнем уровне, а ее снижение по сравнению с уровнем данного года потребует значительного прироста ВНП.

Предположим, что уровень  безработицы в данном году составляет 8%, а правительство через год предполагает снизить его до 6 % в год. Это значит, что темп прироста ВВН необходимо довести до 6,7% в текущем году. Из них 2,7% пойдут на то, чтобы удержать безработицу на прежнем уровне и еще 4% для того, чтобы сократить безработицу на 2%. Фактически такой рост наблюдался в США в 1984 г. Темпы роста ВНП составили 6,8%, а норма безработицы действительно упала до 2%.

Кроме экономических  безработица имеет социально-психологические  и политические последствия. Вынужденная бездеятельность лишает индивида дохода, снижает совокупный доход семьи. Если человек длительное время не имеет работы, он теряет свою квалификацию, у него появляется чувство полной бесполезности. Ухудшаются отношения в семье, некоторые семьи распадаются. Все это приводит к нервным и психическим расстройствам, упадку моральных устоев, росту смертности.

Массовая безработица  приводит к социальным взрывам, политическим переменам. Классическим примером таких  перемен является «новый курс» в США, вызванный депрессией 30-х годов. В 1933 году в разгар Великой депрессии каждый пятый американец не имел работы. «Новый курс» был революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Результатом Великой депрессии в Германии был приход к власти Гитлера. В послевоенный период высокий уровень безработицы приводит к массовым выступлениям против правительства, выдвигаются требования об отставке правительства.

2.4 Инфляция и экономика

И, наконец, пожалуй, самый  главный вред инфляции заключается в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство.

Организуя регулирование  рыночной экономики, государство, как  мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка  и другие). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным само их применение, подталкивает государство к использованию других, административных способов воздействия. Иными словами, инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление. В целом последствия инфляции в масштабах всей экономики выглядят так:

· дезорганизуется хозяйство  и затрудняется проведение экономической  политики;

· усиливается дисбаланс  между отраслями экономики;

· нарушается структура  потребительского спроса и обостряется  проблема реализации на внутреннем рынке;

· активизируется материализация денежных средств;

· обостряется товарный голод;

· подрываются стимулы  к денежному накоплению, нарушается функционирование денежно-кредитной  системы;

· обесценивается сбережения населения;

· приводит к перераспределению  доходов и богатства (является как  бы сверхналогом для населения и  ведет к резкому отставанию темпов роста номинальной и реальной заработной платы от темпов роста  цен);

· оказывается серьезное  воздействие на занятость;

· инфляция влияет на состояние государственного бюджета, причем двояким образом. С одной стороны, сокращается реальная стоимость государственного долга. С другой стороны, при инфляции уменьшается реальная величина расходов государства вследствие обесценения налогов и других поступлений;

· инфляции, в итоге, может  привести к неблагоприятному для  страны перемещениям капиталов во внешнеэкономическом  обороте. Высокий уровень инфляция стимулирует вывоз национального  капитала за пределы страны, а также  препятствует притоку иностранного капитала. С другой стороны, при прочих благоприятных условиях, она позволяет получать инфляционную сверхприбыль при производстве товаров, пользующихся повышенным спросом, а также в результате операций на денежных, финансовых рынках и т.п.

 

 

3.Методы борьбы с  социальными последствиями инфляции 

Сбивать темпы  инфляции - значит сокращать разницу  между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику  к равновесию, К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение  страны в достатке продовольствием.  Это первейшее условие любых  реформаторских усилий. Для налаживания  продовольственного дела в стране  следует оказать государственную  финансовую помощь сельскохозяйственным  предприятиям всех видов собственности.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а  также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание  разрушенного инвестиционного поля  народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание  снабженческо-сбытовых связей между  предприятиями. Хозяйственные связи  предприятий в рыночном режиме  наиболее эффективны в основном  через систему крупных оптовых  покупателей. Эти структуры могут  функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога  на добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России, рост инфляции и крайне  трудно поддающегося контролю  налоговых инспекций, определить  основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время  кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему  стимулирования развития мелкого бизнеса  в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты  на аренду производственных помещений  и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия  для повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение  кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Методы борьбы с инфляцией подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и  непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное  регулирование цен; 

3. Государственное  (по соглашению с профсоюзами)  регулирование заработной платы;

4. Государственное  регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы включают:

1. Регулирование  общей массы денег через управление  ими центральным банком;

2. Регулирование  ссудного и счетного процесса  коммерческих банков через управление  ими центральным банком;

3. Обязательные  резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Государственные системы антиинфляционных мер разных стран: Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия - 1967-1971 гг., США - 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример - правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с  популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Информация о работе Сущность, причины и виды инфляции