Сущность, причины и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время слово «инфляция» - один из самых известных экономических терминов. Его можно услышать как из уст политиков, экономистов, журналистов, так из уст простых обывателей. В последнее время эти разговоры напоминают сводки боевых действий - ее боятся, с ней пытаются бороться, ее хотят остановить, но пока в этой схватке экономисты всего мира пока проигрывают. Так что же такое - инфляция, и почему она так опасна? В своей работе я не буду останавливаться на инфляции в России так, как Россия является частью мировой экономики, в ней медленно, но верно начинают преобладать механизмы рыночной экономики, то, соответственно, причины и последствия инфляция, а также методы борьбы с инфляционными процессами для России ничем не отличаются от обще принятых.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции
1.1 Сущность инфляции
1.3 Причины (факторы) инфляции
1.4 Виды инфляции
Глава 2. Социально - экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и доходы
2.2 Инфляция и налоги
2.3 Инфляция и безработица
2.4 Инфляция и экономика
Глава 3. Методы борьбы с социальными последствиями инфляции
3.1 Прямые и косвенные методы борьбы с инфляцией
3.2 Регулирование цен и зарплаты
3.2 антиинфляционая политика России в 2012 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

1. Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии.  В соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен. Одним из средств  служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики  предполагает использование как  апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода. Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил - натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической  реформы) можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации:

1. Наличие общего  структурного неравновесия и  отсутствие конкурентной среды.  Сжатие спроса на многие потребительские  товары, происшедшее в результате  отпуска цен, само по себе  не ведет к конкуренции между  производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Сохраняется  давление внешнего долга, резко  сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Результативность  макроэкономической политики зависит  от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов. Отмеченные выше особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

 

3.1 Регулирование  цен и зарплат 

Регулирование цен и заработной платы - составная  часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Практика России подтвердила, что рыночное регулирование  цен недостаточно в условиях несовершенной  конкуренции и однозначной зависимости  динамики цен от курса рубля к  доллару в связи с высокой  долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки ограничить в пределах 10-20% рост цен во время паники на потребительском рынке (за август - сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%).

Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не для латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их погашения усугубили кризис фондового рынка.

Для регулирования  инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры мировых рынков.

Снижение курса  рубля к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.

Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.) вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить инфляционные ожидания.

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным  фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского  капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Тем самым Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна включать меры против:

а) отмывания  «грязных» денег, связанных с  противоправными действиями юридических  лиц и внедрением их в легальные  финансовые потоки;

б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и т.д.);

в) «бегства»  капитала по легальным каналам, что  не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении счетов «Ностро» в иностранных банках-корреспондентах; авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом.

Для сдерживания  внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует  разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов, несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд. долл. в конце 1998 г. и 10,8 млрд. в марте 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К этому критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему долгу (около 18 млрд. долл. в 1999 г.) Известия. - 1998. - 30 октября.. Наиболее реальным источником пополнения золотых резервов России представляется скупка золота государством у производителей.

В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает  проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования данного фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых в основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает оздоровления экономики.

3.2 Антиинфляционная политика в России в 2012 году

  1. Рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;
  2. Введение тарифных каникул: повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;
  3. Снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;
  4. Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  5. Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  6. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  7. Планируется ввод экспортных пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь 2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития может ввести пошлины, если объем экспорта превысит 24-25 млн.т.).
  8. Цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные товаропроизводители. При этом цена не должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота будет действовать до 30 июня 2012 года.

Причины инфляции в 2012 году

  1. рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);
  2. "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);

Информация о работе Сущность, причины и виды инфляции