Сущность спроса, закон спроса, следствие из закона спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 16:08, доклад

Описание работы

При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, — между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.
Следствия из закона спроса:
Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.

Файлы: 1 файл

Сущность спроса.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Сущность спроса, закон спроса, следствие из закона спроса

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

ЗАКОН СПРОСА: 
При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, —  между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

  1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
  2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.
  3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.
  4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности. 
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности. 
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – ….

 
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА СПРОСА:

  • Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект СНОБА —  в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.
  2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает.  При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).

 
Не ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.
  2. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.
  3. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.
  4. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов  в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

 

Сущность предложения, закон предложения, следствия из закона предложения

Предложение показывает какое количество товаров будет предложено к продаже по разным ценам.

Закон предложения: 
 
При прочих равных условиях, т.е. если ресурсы есть в достаточных количествах и нет перепроизводства товаров, то между ценой и предложением существует прямая зависимость, т.е. если цена растёт то и предложение увеличивается, а если цена уменьшается то и предложение сокращается.

 

Следствия из закона предложения:

  1. С ростом цен предприниматели получают дополнительные доходы, что создаёт стимулы и даёт возможности для расширения производства.
  2. С ростом цен в отрасль по производству данного товара могут войти другие производители имеющие более высокие издержки, что создаёт предпосылки для усиления конкуренции на рынке.

На рыночное предложение влияют ценовые и не ценовые факторы.

Ценовые факторы влияющие на предложение:

1. Цена на товар  — существует прямая зависимость  между ценой и предложением, отражаемая законом предложения.

2. Цены на ресурсы  — если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это  происходит по 2-ум причинам:

  • во первых товар будет стоить дороже и это сократит спрос.
  • во вторых производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше.

3. Цены на сопряжённые  товары — т.е. товары взаимозаменяемые  и взаимодополняемые.

  • При росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится.
  • При росте цен на один из взаимодополняемые товаров (бензин), предложение на другие (автомобили) увеличится.

Не ценовые факторы влияющие на предложение:

  1. Совершенствование техники и технологии — применение современной техники и высоких технологий приводит к росту производительности труда, что увеличивает предложение.
  2. Налоги и дотации — если в стране велик уровень налогообложения, то производители получают меньший доход и сокращают предложение. Если правительство предоставляет производителям дотации, то они увеличивают предложение товаров.
  3. Количество производителей на рынке — чем больше производителей данного товара, тем шире его предложение.
  4. Ожидание производителей роста цен — если производители ожидают роста цен на свою продукцию, то они придерживают её на складе и возобновляют её отгрузку как только цены выросли.

                         Потребительское поведение

Потребительское поведение представляет собой процесс формирования потребительского спроса на различные товары и услуги, учитывая доходы и предпочтения. Понятия потребительского поведения и покупательского поведения являются синонимами.

Основными факторами потребительского поведения выступают цены на товары, доходы покупателей и их предпочтения. Но при этом существует ряд дополнительных факторов, влияющих на потребительское поведение:

  • Культурные. Набор ценностей и стереотипов, оказывающих влияние на выбор.
  • Социальные. Человек живет в обществе, а члены общества влияют на выбор. Это может быть семья, коллеги, друзья.
  • Личностные. Возраст, образ жизни, самооценка.
  • Психологические. Мотивация, убеждение, восприятие, усвоение.

 

Потребительский выбор

– выбор, максимизирующий функцию полезности рациональногопотребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в там случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последнийдоллар, рубль, марка и т.д., затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую полезность.Правило максимизации полезности приводит к выводу о том, что 1) соотношение между предельнымиполезностями любых "п" благ равно соотношениям их цен; 2) предельная полезность блага равняетсяпредельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не толькопредполагает сопоставление дополнительных выгод и дополнительных затрат, но и равенство между ними.Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которыеопределяются выявлением у него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделилтри типичных случая взаимных влияний: 1) эффект присоединения к большинству (не отставать от других);2) эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы). И здесь отдельный потребитель зависитот выбора других, но эта зависимость обратная; 3) эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857–1929 гг.)Лейбенстайн называет преступное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздногокласса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобыпроизвести на окружающих неизгладимое впечатление.

 

19.3. Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.  

 

Закон убывающей предельной полезности


Кривая предельной полезности (рисунок 21.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага любого блага можно определить путем суммирования показателей предельной полезности.Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров.

Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной: 

 


Информация о работе Сущность спроса, закон спроса, следствие из закона спроса