Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 06:19, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности моделей эндогенного экономического роста.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность теорий экономического роста;
2) исследовать типы и факторы экономического роста;
3) рассмотреть теоретическую сущность эндогенного экономического роста;
4) проанализировать базовые модели эндогенного роста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ 5
1.1. Сущность теорий экономического роста 5
1.2. Типы и факторы экономического роста 14
ГЛАВА 2. ЭНДОГЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 20
2.1. Сущность эндогенного экономического роста 20
2.2. АК - модель эндогенного роста 21
2.3. Модель Пола Ромера обучения в процессе деятельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Модель Пола Ромера обучения в процессе деятельности можно рассматривать с нескольких позиций:
- модель с постоянной нормой сбережения;
- оптимизация потребления и
поведение сбережений при
- оптимальный рост и
Рассмотрим более подробно модель с постоянной нормой сбережения.
Модель демонстрирует возможность существования устойчивого рота с постоянным темпом прироста на основе технического прогресса, который является следствием обучения рабочих в процессе своей деятельности. Результат этого процесса рассматривается фирмами как внешний эффект. Постоянный темп прироста зависит от поведенческих параметров: в базовом случае – от ставки межвременных предпочтений потребителей, возможно также введение государственной политики. Модель показывает возможность эндогенного роста.
Модель предполагает те же исходные посылки, которые принимались и для базовых моделей экзогенного роста. Стандартная неоклассическая производственная функция имеет те же свойства, что и базовая модель, и в нее включен технический прогресс:
Инвестиции соответствуют динамическому условию равновесия на финансовых рынках:
Население растет с постоянными темпами прироста, который может быть положительным, так и нулевым:
Технический прогресс зависит от объема знаний рабочих, приобретенных в процессе своей деятельности на собственном опыте. Объем приобретаемых в процессе работы знаний, зависит от используемого объема капитала, или оснащенности каждого рабочего места, либо всего объема капитала в экономике. Это предполагает свободное распространение знаний между рабочими – эффект переливания или растекания знаний. Фирмы получают эффект от этого процесса с нулевыми издержками, как внешний эффект от объема капитала.
В связи с этим функция обучения рабочих на практике может быть записана в двух вариантах:
- с зависимостью обучения
где
ф – параметр эффективности обучения, эластичности запаса знаний по капиталу.
Как следствие отдача от обучения также может быть в двух вариантах: постоянная отдача – ф=1, либо убывающая отдача – 0< ф<1;
- обучение рабочего на практике
зависит от уровня
Здесь также возможны два варианта: с постоянной и убывающей отдачей от обучения.
Рассмотрим несколько ситуационных зависимостей.
Случай 1. Зависимость от объема капитала, постоянная отдача от обучения ф=1.
Производственная функция экономики выглядит следующим образом:
В данном случае нет устойчивого роста, темп прироста выпуска постоянно возрастает и темп прироста капитала имеет следующий вид:
Постоянный рост возможен, если темп прироста населения страны равен нулю.
Как и в модели Рамсея данный темп прироста может быть эндогенным если происходит оптимизация сбережений. Постоянный темп прироста будет зависеть от субъективной дисконтной ставки.
Случай 2. Зависимость от объема капитала, убывающая отдача от обучения 0< ф<1.
Производственная функция экономики имеет вид:
Возможен устойчивый темп прироста экономики, но необходим постоянный темп прироста выпуска и капитала:
а также выпуск на душу населения и капиталовооруженности:
Темп прироста капиталовооруженности зависит от эффективности обучения на практике и темпа прироста населения страны.
Если отсутствует прирост населения в стране, то устойчивые темпы прироста будут равны нулю. Так как темп прироста фиксированный, то имеет место постоянный, но эндогенный рост.
Случай 3. Зависимость от уровня капиталовооруженности, постоянная отдача от обучения ф=1.
Для экономики производственная функция в целом имеет следующий вид:
Для интенсивной формы производственной функции уравнение имеет вид:
Результат в данном случае соответствует простой модели эндогенного роста – АК-модели. Постоянный темп прироста экономики равняется:
Если будет нулевой прирост населения страны, устойчивый темп прироста экономики будет выглядеть:
Случай 4. Зависимость от уровня капиталовооруженности, убывающая отдача от обучения 0< ф<1.
Производственная функция в интенсивной форме имеет следующий вид:
Устойчивое состояние достигается при нулевом темпе прироста интенсивных переменных как в модели Солоу.
Следовательно, стабильный и экзогенный экономический рост при базовых предположениях в данной модели возможен только во второй ситуации, а эндогенный рост в третьей ситуации, и в первой, если отсутствует рост населения в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные модели эндогенного роста преодолевают недостаток неоклассических моделей экономического роста. Основным вопросом для эндогенного роста является зависимость стабильного роста от институциональных и поведенческих параметров.
Простой вариант достижения постоянного роста – элиминирование убывающей отдачи капитала и введение линейной производственной функции с стабильной отдачей. От этой функции и получила название – АК-модель.
Отсутствие убывания предельной отдачи объясняется пониманием капитала, который включает в себя помимо физического капитала человеческий капитал, общественную инфраструктуру и т.д. Данные факторы увеличиваются одновременно, что подразумевает внедрение новых технологий которые могут сочетать в себе больший объем факторов.
АК-модель определяет зависимость постоянного экономического роста основных переменных рассчитанных надушу населения национального дохода от нормы сбережения, которая при анализе модели с оптимизацией, от выбора дисконтной ставки.
При введении в модель некоторых параметров государственной политики показывает зависимость прироста выпуска от пропорциональной налоговой ставки. Другими словами, появляется возможность влиять на экономический рост государственной экономической политикой.
Оценка разных вариантов введения эффекта от процесса обучения на практике показывает возможность существования устойчивого роста с зависимостью от эндогенного роста.
Анализируя вариант модели с зависимостью функции обучения на практике от всего капитала возникает эффект размера экономики, при распространении внешнего эффекта на большое количество рабочих растет и темп прироста экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Американский Капитализм в 80 - е годы // Наука, 1986. - С. 82-83
2. Арефьева А.И. Эффект масштаба в моделях эндогенного экономического роста: Препринт WP12/2009/04. — М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2009. — 32 с.
3. Арефьев, Н. Г., Арефьева, А. И. Экономический рост и идеи: препринт WP12/2010/02 [Текст] / Н. Г. Арефьев, А. И. Арефьева ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 56 с.
4. Гусева В.И. Эндогенные модели и экономический
рост. Режим доступа: http://www.sifbd.ru/files/
5. Дж. Бернал. «Наука в истории общества». Изд. Иностранной литературы, 1956 -391с.
6. Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672с.
7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
8. Жигачёва А.Л., Смирнов Н.В. Об оптимизации распределения времени на производственную деятельность и обучение в модели эндогенного роста Лукаса // Экономический рост, ресурсозависимость и социально-экономическое неравенство: Материалы III Всероссийской конференции 22–24 октября 2012 г. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 67–70.
9. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
10. П. Хаукен, Д. Оугулви, П. Шварц. «Семь сценариев будущего». М.: Изд. «Прогресс», 1983г. – 193с.
11. Российское экономическое чудо. Сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. – М., Деловая литература, 2007. – 352с.
12. Салийчук В.Ф. О теоретических моделях экзогенного и эндогенного типов экономического роста / Вестник удмуртского университета Выпуск 1 2012, С. 62-71.
13. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.: Эксмо, 2007. - 960с.
14. Туманова Е.А., Шагас Н.Л., Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 400с.
15. Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост //Вопросы экономики, 2007, № 5 – С. 100 -116.
16. Шараев, Ю. В. Теория Экономического роста / Ю. В. Шараев. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 256 с.
17. P.Aghion,P.Howitt. The Economics of Growth, 2009, ch. 1-2
18. A. Afonso, D. Furceri, Government size, composition, volatility and economic growth //European Journal of Political Economy 2010
19. P. Aghion, D.Hemous, E. Kharroubi, Crediy Constraints, Cyclical Fiscal Policy and Industry Growth// NBER Working Paper No. 15119, June 2009
1 П. Хаукен, Д. Оугулви, П. Шварц. «Семь сценариев будущего». М. Изд. «Прогресс», 1983г.
2 Дж. Бернал. «Наука в истории общества». Изд. Иностранной литературы, 1956 -391 с.
3 Американский Капитализм в 80 - е годы // Наука, 1986. - стр. 82-83
4 Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с., с. 443-444
5 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с., с. 330
6 Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с., с. 318