Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Данный факт начали понимать и руководители современных отечественных предприятий, которые все больше внимания уделяют созданию профессиональной системы управления персоналом. Инвестиции в персонал для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, их знаниям и навыкам, тогда как они имеют свойство без своевременного обновления быстро терять свою действенность в условиях современной меняющейся экономики. Компании осознают, что обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, любого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………………………6
1.1.Возникновение понятия и социально-экономической
категории «человеческий капитал»……………………………………….6
1.2.Индивидуальный, корпоративный и
национальный человеческий капитал, определения…………………….7
1.3.Узкое и широкое определение человеческого капитала……………8
1.4. Национальный человеческий капитал………………………………10
1.5. Отрицательный, пассивный и положительный
человеческий капитал…………………………………………………….13
2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧКЕСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………….34
Сущность,
виды и эффективность
инвестиций в человеческий
капитал
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………………………6
1.1.Возникновение
понятия и социально-
категории «человеческий капитал»……………………………………….6
1.2.Индивидуальный, корпоративный и
национальный человеческий капитал, определения…………………….7
1.3.Узкое
и широкое определение
1.4.
Национальный человеческий
1.5. Отрицательный, пассивный и положительный
человеческий капитал…………………………………………………….13
2. ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Благосостояние любой нации находится в тесной зависимости от качества ее рабочей силы, что, в свою очередь, формируется способностями каждого отдельного индивида наилучшим образом использовать свои знания и совершенствоваться через обучение. Стимулирование индивидов к подобным инвестиционным решениям – задача экономической политики любого развитого государства. Иными словами, на сегодняшний день в качестве основного фактора, обеспечивающего экономический рост необходимо рассматривать человеческий капитал.
Концепция человеческого капитала получила международное признание после присуждения двух Нобелевских премий по экономике за вклад в развитие теории человеческого капитала Т. Шульцу в 1979 г. и Г. Беккеру в 1992 г. Не смотря на то, что основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Шульцем (Schultz, 1971 г.), классикой современной экономической мысли стал трактат Беккера. В основу анализа он положил представления о человеческом поведении, как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как цена, альтернативные издержки и т.п. к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, используя также те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная им концепция стала основой для всех последующих исследований в этой области.
Человеческий капитал, по мнению Г. Беккера, – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, умений и мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, географическая мобильность, поиск информации. Вначале интересы исследователя были связаны с оценкой экономической отдачи. Так, Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования – из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки по своей ценности соотносятся со временем, затраченным учащимся на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложения в учебу, как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли1.
К числу зарубежных исследователей, внесших вклад в развитие теории человеческого капитала, относятся также М. Блауг, М. Гроссман, Дж. Минцер, М. Перлмен, Л. Туроу, Ф. Уэлч, Б. Чизуик.
В настоящее время данная проблема нашла свое воплощение в трудах таких ученых, как: К.И. Азизов, Б.М. Генкин, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Р.И. Капелюшников, А.В. Корицкий, М.М. Критский, Р.А. Нугаев, М.А. Нугаев, И.В. Сорока, И.В. Сименко, Е.Д. Цыренова, Н.Н. Кошель, С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова, Е.А. Гришнова и др.
Актуальность темы исследования связана с тем, что современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Данный факт начали понимать и руководители современных отечественных предприятий, которые все больше внимания уделяют созданию профессиональной системы управления персоналом. Инвестиции в персонал для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, их знаниям и навыкам, тогда как они имеют свойство без своевременного обновления быстро терять свою действенность в условиях современной меняющейся экономики. Компании осознают, что обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, любого бизнеса.
Инвестирование
в развитие персонала приносит предприятию
большую прибыль, чем инвестирование в
совершенствование производственных
мощностей, т.е. человеческий ресурс можно
определить как ключевой фактор эффективного
использования всех остальных ресурсов,
имеющихся в распоряжении предприятия.
Кроме того, эффективное управление развитием
и обучением персонала помимо непосредственного
роста прибыли имеет ряд таких, не менее
важных, положительных последствий для
организации как раскрытие потенциала
работников; сплочение и улучшение социально-психологического
климата коллектива; рост мотивации; укрепление
лояльности сотрудников организации;
обеспечение преемственности в управлении;
привлечение новых сотрудников; формирование
желательных элементов трудового поведения
и соответствующей организационной культуры,
способствующей успешному достижению
организационных целей.
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ,
ВИДЫ И ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
КАПИТАЛА
1.1.Возникновение
понятия и социально-
категории
«человеческий капитал»
Понятие человеческого капитала и его теории возникло во второй половине ХХ века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла колоссально, а роль и доля неквалифицированного труда, напротив, снизилась.
Процесс
замещения физического и
Само создание теории человеческого капитала шло от низшего уровня к высшему – от индивидуального человеческого капитала к национальному. Теорию индивидуального ЧК создали Теодор Шульц (Нобелевская премия по экономике за 1979 год) и Гэри Беккер (1992г.).
Значительный вклад в становление общей теории развития и человеческого капитала, в частности, внес и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец (Нобелевская премия 1971 года), который первым ввел в экономическую теорию и практику понятие ВВП. Среди всех необходимых и достаточных факторов развития Саймон Кузнец выделил в качестве первичного уровень накопленного национального человеческого капитала. И утверждал, что существует некое пороговое значение накопленного национального человеческого капитала, без достижения которого переход к следующему технологическому укладу экономики невозможен.
Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений персонала. В качестве инвестиций в работников Беккер учел затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил как разницу между доходами тех, кто окончил колледж (с учетом упущенных доходов), и работников со средним общим образованием.
По Гэри Беккеру, человеческий капитал – это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ. Г. Беккер перенес понятие человеческого капитала на уровень организации.
Понятие
человеческого капитала является естественным
развитием и обобщением понятий человеческого
фактора, человеческих или трудовых ресурсов,
интеллектуального капитала и социального
капитала, однако ЧК является более широкой
экономической категорией.
1.2.Индивидуальный, корпоративный и
национальный
человеческий капитал,
определения
В настоящее время в теории и практике человеческого капитала различают индивидуальный, корпоративный и национальный человеческие капиталы.
Индивидуальный человеческий капитал – это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных.
Корпоративный человеческий капитал – накопленный фирмой специальный и особенный по сравнению с конкурентами индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал и особенные управленческие и иные интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные технологии, повышающие ее конкурентоспособность.
Национальный
человеческий капитал – это часть инновационных
(креативных) трудовых ресурсов, накопленные
конкурентоспособные и высокопроизводительные
знания, инновационная система, интеллектуальный
капитал и инновационные технологии во
всех сферах жизнедеятельности и экономики,
а также качество жизни, обеспечивающие
в совокупности конкурентоспособность
экономики страны и государства на мировых
рынках в условиях глобализации.
1.3.Узкое
и широкое определение
человеческого капитала
Существует несколько определений человеческого капитала: узкое, расширенное и широкое. Как уже отмечалось, социально-экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе в состав человеческого капитала включались только инвестиции в специальное образование (узкое определение). Иногда человеческий капитал в узком определении называют образовательным человеческим капиталом.
На втором этапе в состав человеческого капитала (расширенное определение) постепенно включили (сделали это, в том числе, эксперты Всемирного банка при оценках человеческого капитала и национального богатства стран мира) инвестиции в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство.
На третьем этапе развития социально-экономической категории ЧК были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделена из качества жизни населения по причине особой важности), в подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества, в повышение эффективности институционального обслуживания человеческого капитала, а также инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион.
Базовыми составляющими человеческого капитала являются ментальность народа (традиции и культура населения, в том числе, отношение к труду, семье, законопослушность, на которые определяющим образом исторически влияли религия, степень экономической свободы и условия жизни), качество образования, здоровье, накопленные знания (уровень развития науки и конкурентоспособность накопленных знаний), конкуренция и экономическая свобода, а также верховенство законов, безопасность бизнеса и граждан.
Из вышесказанного следует, что человеческий капитал – синтетическая и сложная социально-экономическая категория на пересечении различных дисциплин и наук: экономики, психологии, социологии, информатики, истории, медицины, педагогики, философии, политологии и других.
Ядро национального человеческого капитала составляют лучшие и конкурентоспособные на мировом уровне специалисты, определяющие прирост и эффективность использования знаний и инноваций, эффективность предпринимательского ресурса, размеры и эффективность инновационного сектора экономики.
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал