Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Данный факт начали понимать и руководители современных отечественных предприятий, которые все больше внимания уделяют созданию профессиональной системы управления персоналом. Инвестиции в персонал для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, их знаниям и навыкам, тогда как они имеют свойство без своевременного обновления быстро терять свою действенность в условиях современной меняющейся экономики. Компании осознают, что обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, любого бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………………………6
1.1.Возникновение понятия и социально-экономической
категории «человеческий капитал»……………………………………….6
1.2.Индивидуальный, корпоративный и
национальный человеческий капитал, определения…………………….7
1.3.Узкое и широкое определение человеческого капитала……………8
1.4. Национальный человеческий капитал………………………………10
1.5. Отрицательный, пассивный и положительный
человеческий капитал…………………………………………………….13
2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧКЕСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курс Шарычева.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

     Накопленный человеческий капитал в его широком определении – это доля инновационной экономики и ее обеспечение в общей экономике страны. Такой подход позволяет количественно оценить национальный человеческий капитал путем использования интегральных страновых международных показателей, что, с одной стороны, упрощает расчеты, а с другой – делает их более достоверными.

     На  всех уровнях человеческого капитала – индивидуальном, корпоративном и национальном – его основу составляют особенные, специфические знания, навыки и технологии, определяющие конкурентные преимущества человеческого капитала соответствующего уровня.

     На  всех уровнях человеческого капитала в его состав также включаются дополнительные квалифицированные  трудовые ресурсы, качество жизни, инструментарий и технологии, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ национального человеческого капитала, эффективное функционирование человеческого капитала как интенсивного фактора инновационной деятельности, интеллектуального труда и развития. 

     1.4. Национальный человеческий  капитал 

     Национальное  богатство страны – это совокупность накопленных воспроизводимого, национального человеческого и природного капиталов страны в стоимостной оценке.

     В состав национального человеческого  капитала входят, помимо общенациональных составляющих, корпоративный и индивидуальный человеческие капиталы, а также человеческий капитал домохозяйств.

     Национальный  человеческий капитал формируется  за счет инвестиций в воспитание, образование, культуру, здоровье населения, в повышение  профессионализма, уровня и качества жизни населения, в науку, знания и интеллектуальный капитал, в предпринимательскую способность, в информационное обеспечение и безопасность граждан, в экономическую свободу в ее международном определении, в инструментарий интеллектуального труда, в среду функционирования человеческого капитала как фактора развития экономики и общества.

     Человеческий  капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться  в процессе инвестирования, но и  материально и морально изнашиваться.

     Интегральная  доходность от инвестиций в человеческий капитал в эффективном государстве возрастает со временем. Человеческий капитал – интенсивный фактор развития, и на него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития человеческого капитала, экономики, государственности и гражданского общества.

     Человеческий  капитал – это интенсивный синтетический и сложный производительный фактор развития экономики и общества, включающий креативные трудовые ресурсы, инновационную систему, высокопроизводительные накопленные знания, системы обеспечения профессиональной информацией, инструменты интеллектуального и организационного труда, качество жизни и интеллектуальной деятельности, обеспечивающие эффективное функционирование человеческого капитала.

     В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории и практики ЧК отставшая было Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике.

     Все это имело место не потому что  теория и практика ЧК реализовала  в себе некую волшебную палочку, а потому что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине ХХ века инновационной экономики, на вызовы высшей ее стадии - экономики знаний, а также венчурного научно-технического бизнеса.

     В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий человеческий капитал служит главным интенсивным конкурентным фактором развития тех стран мира, которые осуществляют опережающее инвестирование высококачественного человеческого капитала, организуют и финансируют его приток в страну, создают лучшие условия для труда и жизни ведущих специалистов мира и страны.

     Выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития для развивающейся страны буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития как самого человеческого капитала, так и общей стратегии развития страны. Требует увязки с ними всех других документов стратегического планирования. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как синтетического и сложного фактора развития. Причем, этот диктат особо выделяет высокое качество и производительность труда, высокое качество жизни, работы и инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию человеческого капитала.

     Анализ  процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и развития являются главными факторами и драйверами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Постепенно накапливались знания. На их базе развивались образование и наука. Формировался слой высокопрофессиональной научно-технической, управленческой и в целом интеллектуальной элиты, под началом которой и совершался очередной рывок в развитии страны. Причем уровень и качество национального человеческого капитала определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального человеческого капитала до уровня требуемого инновационной экономикой качества и этики труда запрыгнуть в инновационную экономику и, тем более, в экономику знаний невозможно.

     В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся  странах становится все меньше, а  в технологически передовых странах  она уже исчезающе мала. Любой  труд ныне в цивилизованной стране требует образования и знаний.

     Локомотивом развития человеческого капитала и инновационной экономики является конкуренция во всех видах деятельности. Конкуренция формирует и отбирает лучших специалистов, наиболее эффективный менеджмент, повышает качество человеческого капитала. Конкуренция стимулирует предпринимателей и менеджмент создавать инновационную продукцию и услуги. Свободная конкуренция, экономическая свобода в ее международном определении – основные стимуляторы и драйверы роста качества и конкурентоспособности национального человеческого капитала, роста производства знаний, генерации инноваций и создания эффективной инновационной продукции.  

     1.5. Отрицательный, пассивный  и положительный

     человеческий  капитал 

     Понятия отрицательного, пассивного и креативного (инновационного) человеческого капитала помогают лучшему пониманию и интерпретации огромных различий в стоимости, качестве и производительности национальных человеческих капиталов стран мира. Основные показатели и параметры национальных человеческих капиталов рассчитываются по интегральным макропоказателям, отражают процессы, конечные характеристики и результаты на макроуровне. Введение типов, видов и характеристик на микроуровнях и на уровне индивидуума, семьи и организации позволяют детализировать существо процессов интеграции человеческого капитала на всех уровнях.

     Индивидуальный  отрицательный человеческий капитал – это накопленный запас особенных и специфических знаний, псевдознаний, навыков, моральных и психологических отклонений индивидуума, позволяющие ему получать для себя доходы и другие блага за счет противоправной, аморальной, мошеннической или некомпетентной деятельности, мешающей созидательной деятельности других лиц и созданию ими новых благ и доходов.

     Индивид с отрицательным человеческим капиталом  – только потребитель, разрушитель и иждивенец для созидательной части населения. Такой индивид за счет криминальной, коррупционной, мошеннической и иной подобной деятельности живет за счет присвоения части национального богатства, не внося в него своего личного вклада, и препятствует эффективной работе других людей. Причем в отрицательную часть человеческого капитала входят и люди с высшим образованием, с дипломами докторов наук и различных академий.

     В состав отрицательного человеческого капитала входят некомпетентные управленцы и некомпетентные специалисты во всех видах деятельности, лжеученые и лжеинноваторы, деятельность которых наносит вред науке, экономике и обществу.

     Примером  отрицательного человеческого капитала на индивидуальном уровне может служить малограмотный академик Т.Д. Лысенко, который, организовав гонения генетики как науки, не только затормозил ее появление и развитие в СССР и России, но и физически уничтожил своим доносом другого академика, выдающегося ученого-биолога Николая Ивановича Вавилова, энергично развивавшего генетику до своего ареста. Подобных «лысенко» было очень много во времена сталинских репрессий в биологии, экономической науке, гуманитарных науках, в кибернетике и других науках. Исключения до определенных пределов составляли физика, химия и математика.

     Отрицательный корпоративный человеческий капитал – накопленный организацией отрицательный индивидуальный человеческий капитал, устаревший, неэффективный или ложный интеллектуальный капитал, устаревшие и изношенные управленческие и иные интеллектуальные технологии, снижающие конкурентоспособность организации и приводящие к убыткам, к неконкурентоспособной продукции и услугам, к отрицательным результатам для работников, для организации, для экономики и общества.

     Подобные  организации возникают в условиях отсутствия конкуренции, действенного контроля, а также в криминальных и мошеннических целях. К ним относятся, в частности, фирмы-однодневки, фирмы - «финансовые пирамиды», рейдерские организации, другие организации с ложным или преступным целеполаганием, а также безнадежно неконкурентоспособные и нерентабельные организации с невостребованной продукцией и услугами.

     В целом отрицательный корпоративный  человеческий капитал – это человеческий капитал неинновационных, нерентабельных организаций и организаций, в том числе, с преступным целеполаганием, снижающих совокупный национальный человеческий капитал.

     Отрицательная часть национального человеческого капитала – это отрицательные доли индивидуального и корпоративного человеческого капитала, коррумпированные государственные институты, некомпетентные и коррумпированные чиновники, неэффективные государственные управленческие технологии и системы, неэффективная часть систем воспитания, образования, науки, здравоохранения, безопасности, низкое качество жизни и устаревший и неэффективный инструментарий интеллектуального труда.

     С точки зрения теории экономических  и прочих изменений сформулируем понятие отрицательного человеческого капитала следующим образом2.

     Добавленный отрицательный человеческий капитал  – это такие изменения в человеческом капитале, которые приводят к отрицательным качественным изменениям в личности, в семье, в организации, в образовании, науке и в других составляющих человеческий капитал, в экономике, в государственных институтах и в обществе и снижают стоимость и эффективность человеческого капитала соответствующего уровня, а также в целом снижают производительность и качество национального человеческого капитала.

     Пассивный человеческий капитал – это доля низко конкурентоспособного и некреативного человеческого капитала любого уровня, которая в основном направлена на самовыживание и самовоспроизводство и не участвует в инновационных процессах развития.

     Таким образом, человеческий капитал по степени  креативности, созидательности и  эффективности как производительного фактора можно разделить на отрицательный человеческий капитал (разрушительный, активно мешающий процессам развития), пассивный человеческий капитал – чисто потребительский, некреативный, не участвующий в инновационных процессах, и положительный – созидательный, креативный, инновационный человеческий капитал. Между этими состояниями и составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие человеческий капитал.

     Значительный  вклад в накопленный отрицательный человеческий капитал вносят коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного, лодыри, бездельники и вороватые люди. И, напротив, в положительную часть ЧК вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня. Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая ее рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации – ее элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал