Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение возможностей по созданию свободных экономических зон в России.
Задачи:
1) Раскрыть значение и понятие свободных экономических зон
2) Выявление основных форм свободных экономических зон
3) Роль СЭЗ в развитии экономики страны
4) Пути повышения эффективности деятельности СЭЗ в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности………..……5
1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………...……………..5
1.2. Создание свободных экономических зон и срок их действия…………….6
1.3. Разновидности свободных экономических зон и их классификация……16

2. Значение СЭЗ в России и пути повышения эффективности их
Деятельности……………………………………………………………………..18
2.1. Роль СЭЗ в развитии экономики страны…………………………………..18
2.2. Направления совершенствования деятельности СЭЗ в России………….19
Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемых источников……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовик!!!.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Межрегиональный институт подготовки кадров при ВСГТУ

Кафедра «Экономика, организация и  управление промышленными предприятиями»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Свободные экономические зоны: сущность, возможности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ткаченко Е.А.

Группа Д510-4

Проверила: Эрдыниева Н.И

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2010 год

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………...………3

 
1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности………..……5

1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………...……………..5

1.2. Создание свободных экономических зон и срок их действия…………….6

1.3. Разновидности свободных экономических зон и их классификация……16

 

2. Значение СЭЗ в России и пути повышения эффективности их

Деятельности……………………………………………………………………..18 
2.1. Роль СЭЗ в развитии экономики страны…………………………………..18

2.2. Направления совершенствования деятельности СЭЗ в России………….19

 

Заключение……………………………………………………………………….27

 
Список используемых источников……………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание  свободных экономических зон  – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система  льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой  практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В  зависимости от поставленных задач  они могут быть ориентированы  на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего  рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупнено их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Создание  свободных экономических зон  может стимулировать экономический  рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся  в настоящее время экономические  реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных  экономических зон - создания благоприятных  условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению  дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим  результатам уже в краткосрочной перспективе.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение возможностей по созданию свободных экономических зон в России.

 

Задачи:

1) Раскрыть  значение и понятие свободных  экономических зон

2) Выявление основных форм свободных  экономических зон

3) Роль СЭЗ в развитии экономики  страны

4) Пути повышения эффективности  деятельности СЭЗ в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности 

 
1.1. Сущность, цели и задачи СЭЗ

 

Специальная экономическая зона (зона свободной  торговли, зона свободного или совместного  предпринимательства и т.д.), ограниченная часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового  режима и т.д.), что создает условия  для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Цели  создания свободных экономических  зон варьируются в широких  пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий  той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ  создаются, как правило, в застойных  районах, страдающих безработицей, с  недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства  этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных  во внутренний рынок, а также обеспечение  дополнительных рабочих мест.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:

1) привлечение  передовых, по отношению к национальным, технологий; 
2) активизация экономики путем привлечения иностранного капитала; 
3) поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов; 
4) насыщение внутреннего потребительского рынка;

5) повышение  уровня занятости населения и  квалификации рабочей силы;

6) создание  современной рыночной инфраструктуры;

7) ускоренное  развитие депрессивных районов;

8) приобретение  мирового опыта в области управления  экономикой,

международного  предпринимательства.

Создание  СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как  показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной  степени индивидуальна и тесно  связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при  создании СЭЗ, почти всегда не совпадают  с тем, что происходит в результате фактического развития.

С учетом задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования и к  ее размещению. К наиболее общим  из них относятся:

  1. благоприятное географическое положение и транспортная доступность по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  2. развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  3. существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

 

1.2. Создание  свободных экономических зон и срок их действия

Создание промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых СЭЗ согласно Закону N 116-ФЗ происходит в четыре этапа.

  1. Подача заявки на создание СЭЗ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание СЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения (ч. 2 ст. 6). Для этого в экономической литературе указанным органам власти предлагалось создавать СЭЗ на небольшой территории, зачастую вблизи транспортных узлов (в отношении торгово-производственных зон), не включать в зону объекты оборонного и стратегического назначения, а также учитывать такие факторы, как выгодное географическое положение, наличие транспортных путей, принадлежность к району сосредоточения крупных производственных предприятий, научных и учебных центров, наличие сравнительно дешевой высококвалифицированной рабочей силы, природно-климатические условия, возможность ориентации на международный рынок и иные экономико-географические факторы.

Правила оформления и подачи заявки на создание СЭЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 564. В соответствии с ними для участия в конкурсе претендент представляет следующие документы:

1. сопроводительное письмо к заявке;

2. заявку, которая должна содержать, в частности, следующие сведения:

- технико-экономическое обоснование  создания СЭЗ;

- характеристику социально-экономического  положения субъекта Федерации  и муниципального образования,  на территориях которых предполагается  создание СЭЗ;

- стратегию социально-экономического  развития субъекта Федерации  с указанием планируемого вклада  предполагаемой к созданию СЭЗ в реализацию указанной стратегии;

- перечень потенциальных резидентов  СЭЗ, их краткую характеристику, а также направления деятельности;

- сведения о трудовых ресурсах  субъекта Федерации и муниципального  образования, на территориях которых  предполагается создание СЭЗ, и возможности их привлечения;

- расчеты предполагаемых расходов  федерального бюджета, бюджета  субъекта Федерации, местного  бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием  СЭЗ;

- перечень объектов инженерной, транспортной, социальной и иных  инфраструктур, строительство которых  предполагается в рамках создания  СЭЗ;

- ориентировочные показатели по  суммарным объемам электроэнергии, тепловой энергии и энергоресурсов, потребление которых предполагается  на объектах СЭЗ;

- ориентировочные показатели по  суммарным объемам коммуникационно-информационных нагрузок, потребление которых предполагается на объектах СЭЗ;

- финансово-экономическое обоснование  создания объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур  СЭЗ и сроков создания указанных объектов;

3. прилагаемые к заявке сопроводительные документы, в том числе:

- документ, определяющий орган  исполнительной власти субъекта  Федерации, уполномоченный для  осуществления взаимодействия с  Федеральным агентством по управлению  СЭЗ, и копии его правоустанавливающих документов;

- документы, подтверждающие права  собственности на земельные участки,  на которых планируется создание  СЭЗ (выписки из Единого государственного реестра земель, в том числе в форме кадастровых карт (планов) земельных участков);

- документы, подтверждающие права  собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, на которых планируется создание  СЭЗ;

- правоустанавливающие документы  на земельные участки и (или)  расположенные на них объекты  недвижимости, если они находятся  во владении и (или) пользовании  юридических лиц;

- документы территориального планирования  субъекта Федерации и территориального  планирования муниципального образования,  на территориях которых предполагается  создание СЭЗ, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы указанных документов;

- картографические материалы, характеризующие  положение земельных участков, на  которых планируется создание  СЭЗ, в масштабе 1:20 000 и 1:100 000;

- документ, подтверждающий согласие  органов государственной власти  субъекта Федерации и органов  местного самоуправления обеспечить  выполнение обязательств по созданию  и функционированию определенного  типа СЭЗ с указанием объемов предполагаемых расходов бюджета субъекта и местного бюджета, связанных с созданием и функционированием СЭЗ;

- паспорт участка, на котором  предполагается создание СЭЗ;

- проект соглашения о создании  СЭЗ между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, согласованный исполнительным органом государственной власти субъекта с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования соответствующего субъекта.

  1. Конкурсный отбор заявок на создание СЭЗ. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 116-ФЗ отбор заявок на создание СЭЗ одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Исключение из этого правила предусмотрено в ч. 1.1 ст. 6. В исключительных случаях на основании решения Правительства РФ допускается создание СЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок.

Положение о  проведении этого конкурса утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 563. В соответствии с ним Министерство экономического развития РФ (организатор конкурса) принимает решение о его проведении, утверждает конкурсную документацию, организует конкурс по каждому типу СЭЗ отдельно, а также утверждает его результаты (п. 2), а именно:

- утверждает  состав комиссий;

- организует  подготовку и опубликование информационных  сообщений о проведении конкурса  и его итогах;

Информация о работе Свободные экономические зоны: сущность, возможности