Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение возможностей по созданию свободных экономических зон в России.
Задачи:
1) Раскрыть значение и понятие свободных экономических зон
2) Выявление основных форм свободных экономических зон
3) Роль СЭЗ в развитии экономики страны
4) Пути повышения эффективности деятельности СЭЗ в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности………..……5
1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………...……………..5
1.2. Создание свободных экономических зон и срок их действия…………….6
1.3. Разновидности свободных экономических зон и их классификация……16

2. Значение СЭЗ в России и пути повышения эффективности их
Деятельности……………………………………………………………………..18
2.1. Роль СЭЗ в развитии экономики страны…………………………………..18
2.2. Направления совершенствования деятельности СЭЗ в России………….19
Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемых источников……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовик!!!.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

- утверждает  протоколы комиссий об итогах  приема заявок, об определении  участников конкурса и о его  результатах;

- представляет  в Правительство РФ на основе  результатов конкурса предложения  о создании СЭЗ с приложением  соответствующих проектов постановлений  Правительства РФ (п. 9).

Федеральное агентство по управлению СЭЗ проводит в установленном порядке отбор  заявок на создание СЭЗ одного типа (п. 3). При этом оно:

- готовит  предложения по составу комиссий;

- ведет учет  заявок с присвоением каждой  заявке номера и указанием  даты времени подачи документов;

- проверяет  правильность оформления документов, прилагаемых к заявкам;

- по окончании  срока приема заявок представляет  в комиссии касающиеся их сведения.

Кроме того, для осуществления конкурсных процедур образуются комиссии по отбору заявок на создание СЭЗ различных типов, число членов каждой из них должно быть нечетным и составлять не менее  девяти человек. Комиссии осуществляют следующие функции:

- рассматривают  сведения, касающиеся заявок, и оформляют  протокол об итогах приема  заявок;

- рассматривают  заявки и определяют их соответствие  требованиям конкурсной документации;

- приглашают  в случае необходимости на  заседания с правом совещательного  голоса представителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, подавших заявку, и руководителей экспертных советов;

- принимают  решение о допуске (об отказе  в допуске) претендентов к участию  в конкурсе и оформляют протокол  об определении участников конкурса;

- оценивают  и сопоставляют заявки;

- определяют  победителя (победителей) конкурса, подводят его итоги и направляют  организатору протоколы о результатах  конкурса.

3) Принятие решения о создании СЭЗ. Решение о создании СЭЗ на территории субъекта Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ (ч. 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ).

В законодательстве стран СНГ также обычно предусматривается  принятие отдельного акта о создании той или иной СЭЗ, но, в отличие  от Российской Федерации, например, в  Республиках Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина такой акт имеет форму  закона и принимается высшим законодательным  органом (парламентом) или президентом  государства .

4) Заключение соглашения о создании СЭЗ. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 116-ФЗ Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается СЭЗ, в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании СЭЗ заключают соглашение.

В силу соглашения о создании СЭЗ Правительство  РФ, высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования  обязуются действовать совместно  для создания и обеспечения функционирования СЭЗ на согласованной ими территории.

Сторонами соглашения о создании СЭЗ являются Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается  СЭЗ.

Предмет соглашения - совместная деятельность органов исполнительной власти с  целью создания и обеспечения  функционирования той или иной СЭЗ  на конкретной территории.

В соглашении о создании СЭЗ устанавливаются:

- объем и  сроки финансирования создания  инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур  СЭЗ за счет средств федерального  бюджета, бюджета субъекта Федерации,  местного бюджета, внебюджетных  источников финансирования;

- план обустройства  и соответствующего материально-технического  оснащения СЭЗ и прилегающей  к ней территории;

- комплекс  мероприятий по разработке перспективного  плана развития СЭЗ и порядок  их финансирования;

- права на  имущество, созданное за счет  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Федерации, местного  бюджета, внебюджетных источников  финансирования в соответствии  с планом обустройства и материально-технического  оснащения СЭЗ и прилегающей  к ней территории и расположенное  в границах СЭЗ, а также на  объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к СЭЗ территории и непосредственно с ней связанные;

- порядок  управления объектами недвижимости  и объектами инфраструктур, созданными  за счет средств федерального  бюджета, бюджета субъекта Федерации,  местного бюджета, внебюджетных  источников финансирования и  расположенными в границах СЭЗ,  а также порядка эксплуатации  и содержания таких объектов, в том числе осуществления  их капитального ремонта;

- порядок  владения, пользования и распоряжения  имуществом, созданным за счет  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Федерации, местного  бюджета, внебюджетных источников  финансирования и расположенным  в границах СЭЗ, после прекращения  существования СЭЗ;

- обязательства  органов государственной власти  субъекта Федерации по предоставлению  налоговых льгот резидентам СЭЗ;

- порядок  формирования наблюдательного совета  СЭЗ;

- обязательства  исполнительного органа государственной  власти субъекта Федерации по  делегированию уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах СЭЗ на срок ее существования;

- обязательства  исполнительно-распорядительного органа  муниципального образования по  передаче уполномоченному Правительством  РФ федеральному органу исполнительной  власти права на управление  и распоряжение земельными участками  и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной  собственности, в границах СЭЗ  на срок ее существования;

- иные условия,  предусмотренные Законом N 116-ФЗ "Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации".

Содержание  соглашения о создании СЭЗ составляют права и обязанности сторон:

- осуществить  финансирование создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной  и иных инфраструктур СЭЗ за  счет средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Федерации и  местного бюджета. Для этого  Правительство РФ, исполнительный  орган государственной власти  субъекта Федерации и исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования  при формировании проектов бюджетов  на соответствующий финансовый  год предусматривают необходимые  объемы финансирования в соответствии  с перспективным планом развития  с последующим их утверждением  в установленном порядке законодательными (представительными) органами власти  соответствующего уровня. При этом  по соглашению сторон на строительство  инфраструктуры СЭЗ могут привлекаться  внебюджетные источники финансирования;

- разработать  перспективный план развития  СЭЗ и обеспечить его финансирование;

- принять  в пределах полномочий субъекта  Федерации законы, предусматривающие  предоставление резидентам СЭЗ  налоговых льгот;

- передать  Федеральному агентству по управлению  СЭЗ на срок существования  СЭЗ полномочия (права) по управлению  и распоряжению земельными участками  и другими объектами недвижимого  имущества, находящегося в государственной  (муниципальной) собственности, в  границах территории СЭЗ. При  этом к соглашению должен прилагаться  поименный перечень земельных  участков и других объектов  недвижимого имущества.

Стороны вправе предусмотреть и иные права  и обязанности, прямо не предусмотренные  Законом N 116-ФЗ (например, о представлении  в Федеральное агентство по управлению СЭЗ проектов планировки территории, утвержденных в установленном порядке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Срок  действия СЭЗ зависит от ее типа (вида). Так, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона N 116-ФЗ промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные СЭЗ создаются на 20 лет, а портовые - на 49 лет. При этом срок существования СЭЗ продлению не подлежит.

Часть 7 ст. 6 рассматриваемого Закона предусматривает  возможность досрочного прекращения  существования СЭЗ. Оно допускается  только в случае, если:

- это вызвано  необходимостью защиты жизни  и здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей, обеспечения  обороны страны и безопасности  государства;

- в течение  трех лет с даты создания  СЭЗ не заключено ни одного  соглашения об осуществлении  (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной  деятельности и (или) деятельности  в портовой СЭЗ либо все  ранее заключенные соглашения  расторгнуты;

- в течение  трех лет подряд в СЭЗ ее  резидентами не осуществляется  промышленно-производственная, технико-внедренческая,  туристско-рекреационная деятельность  или деятельность по строительству,  реконструкции и эксплуатации  объектов инфраструктуры морского  порта, речного порта, аэропорта.

Решение о досрочном прекращении существования  СЭЗ принимается Правительством РФ. С этого момента действие соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой СЭЗ прекращается, резиденты СЭЗ теряют предусмотренные законодательством налоговые и иные льготы, а созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и местного бюджета и расположенное в границах СЭЗ имущество распределяется между Российской Федерацией, субъектом Федерации и муниципальным образованием в соответствии с условиями соглашения о создании СЭЗ.

 

    1. Классификация свободных экономических зон

 

Организационно-функциональная структура  свободных экономических зон  достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную экономическую зону однозначно, поскольку они обладают чертами  многих зон. Российскими специалистами  разработана примерная классификация  по признаку хозяйственной специализации  — по профилю деятельности большинства  хозяйствующих в зоне фирм. Центральное  место в классификации свободных, экономических зон отводится  зонам промышленной обработки.

При организации свободных экономических  зон используют два различных  концептуальных подхода: территориальный  и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как  обособленная территория, где все  предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной  деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый  к определенному виду предпринимательской  деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Одной из простейших форм свободных экономических  зон являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Режим СТЗ ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после переработки вывозить либо на территорию России в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и экспортной пошлины, либо за пределы России, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Такой режим позволяет легально и эффективно стимулировать экспорт.

Зоны  свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. ЗСТ обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).

Технико-внедренческие  зоны образуются стихийно или создаются  специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Информация о работе Свободные экономические зоны: сущность, возможности