Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение возможностей по созданию свободных экономических зон в России.
Задачи:
1) Раскрыть значение и понятие свободных экономических зон
2) Выявление основных форм свободных экономических зон
3) Роль СЭЗ в развитии экономики страны
4) Пути повышения эффективности деятельности СЭЗ в России
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности………..……5
1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………...……………..5
1.2. Создание свободных экономических зон и срок их действия…………….6
1.3. Разновидности свободных экономических зон и их классификация……16
2. Значение СЭЗ в России и пути повышения эффективности их
Деятельности……………………………………………………………………..18
2.1. Роль СЭЗ в развитии экономики страны…………………………………..18
2.2. Направления совершенствования деятельности СЭЗ в России………….19
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемых источников……………………………………………..29
- утверждает протоколы комиссий об итогах приема заявок, об определении участников конкурса и о его результатах;
- представляет
в Правительство РФ на основе
результатов конкурса
Федеральное агентство по управлению СЭЗ проводит в установленном порядке отбор заявок на создание СЭЗ одного типа (п. 3). При этом оно:
- готовит
предложения по составу
- ведет учет
заявок с присвоением каждой
заявке номера и указанием
даты времени подачи
- проверяет
правильность оформления
- по окончании
срока приема заявок
Кроме того, для осуществления конкурсных процедур образуются комиссии по отбору заявок на создание СЭЗ различных типов, число членов каждой из них должно быть нечетным и составлять не менее девяти человек. Комиссии осуществляют следующие функции:
- рассматривают сведения, касающиеся заявок, и оформляют протокол об итогах приема заявок;
- рассматривают
заявки и определяют их
- приглашают
в случае необходимости на
заседания с правом
- принимают
решение о допуске (об отказе
в допуске) претендентов к
- оценивают и сопоставляют заявки;
- определяют
победителя (победителей) конкурса,
подводят его итоги и
3) Принятие решения о создании СЭЗ. Решение о создании СЭЗ на территории субъекта Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ (ч. 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ).
В законодательстве стран СНГ также обычно предусматривается принятие отдельного акта о создании той или иной СЭЗ, но, в отличие от Российской Федерации, например, в Республиках Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина такой акт имеет форму закона и принимается высшим законодательным органом (парламентом) или президентом государства .
4) Заключение соглашения о создании СЭЗ. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 116-ФЗ Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается СЭЗ, в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании СЭЗ заключают соглашение.
В силу соглашения
о создании СЭЗ Правительство
РФ, высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Федерации и исполнительно-
Сторонами
соглашения о создании СЭЗ являются
Правительство РФ, высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
Федерации и исполнительно-
Предмет соглашения - совместная деятельность органов исполнительной власти с целью создания и обеспечения функционирования той или иной СЭЗ на конкретной территории.
В соглашении о создании СЭЗ устанавливаются:
- объем и
сроки финансирования создания
инженерной, транспортной, социальной,
инновационной и иных
- план обустройства
и соответствующего
- комплекс
мероприятий по разработке
- права на
имущество, созданное за счет
средств федерального бюджета,
бюджета субъекта Федерации,
- порядок
управления объектами
- порядок
владения, пользования и распоряжения
имуществом, созданным за счет
средств федерального бюджета,
бюджета субъекта Федерации,
- обязательства
органов государственной
- порядок
формирования наблюдательного
- обязательства
исполнительного органа
- обязательства
исполнительно-
- иные условия, предусмотренные Законом N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Содержание соглашения о создании СЭЗ составляют права и обязанности сторон:
- осуществить
финансирование создания
- разработать
перспективный план развития
СЭЗ и обеспечить его
- принять
в пределах полномочий
- передать
Федеральному агентству по
Стороны вправе предусмотреть и иные права и обязанности, прямо не предусмотренные Законом N 116-ФЗ (например, о представлении в Федеральное агентство по управлению СЭЗ проектов планировки территории, утвержденных в установленном порядке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Срок действия СЭЗ зависит от ее типа (вида). Так, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона N 116-ФЗ промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные СЭЗ создаются на 20 лет, а портовые - на 49 лет. При этом срок существования СЭЗ продлению не подлежит.
Часть 7 ст. 6 рассматриваемого Закона предусматривает возможность досрочного прекращения существования СЭЗ. Оно допускается только в случае, если:
- это вызвано
необходимостью защиты жизни
и здоровья людей, охраны
- в течение
трех лет с даты создания
СЭЗ не заключено ни одного
соглашения об осуществлении
(ведении) промышленно-
- в течение
трех лет подряд в СЭЗ ее
резидентами не осуществляется
промышленно-производственная, технико-внедренческая,
туристско-рекреационная
Решение
о досрочном прекращении
Организационно-функциональная структура
свободных экономических зон
достаточно многообразна. Иногда довольно
трудно классифицировать ту или иную
свободную экономическую зону однозначно,
поскольку они обладают чертами
многих зон. Российскими специалистами
разработана примерная
При организации свободных
Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Режим СТЗ ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после переработки вывозить либо на территорию России в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и экспортной пошлины, либо за пределы России, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Такой режим позволяет легально и эффективно стимулировать экспорт.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. ЗСТ обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ).
Технико-внедренческие
зоны образуются стихийно или создаются
специально с государственной поддержкой
вокруг крупных научных центров.
В них концентрируются
Информация о работе Свободные экономические зоны: сущность, возможности