Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение возможностей по созданию свободных экономических зон в России.
Задачи:
1) Раскрыть значение и понятие свободных экономических зон
2) Выявление основных форм свободных экономических зон
3) Роль СЭЗ в развитии экономики страны
4) Пути повышения эффективности деятельности СЭЗ в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Сущность свободных экономических зон и их разновидности………..……5
1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………...……………..5
1.2. Создание свободных экономических зон и срок их действия…………….6
1.3. Разновидности свободных экономических зон и их классификация……16

2. Значение СЭЗ в России и пути повышения эффективности их
Деятельности……………………………………………………………………..18
2.1. Роль СЭЗ в развитии экономики страны…………………………………..18
2.2. Направления совершенствования деятельности СЭЗ в России………….19
Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемых источников……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовик!!!.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Опираясь на опыт зарубежных стран, а также на установленные в действующем законодательстве положения о многообразии источников возможного финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур СЭЗ - из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования, других источников (п. 1 ч. 4 ст. 6 и ч. 5 ст. 6 Закона об особых экономических зонах), полагаем, что в условиях современной России оптимальным будет вариант комплексного финансирования.

Это означает, что государство целевым назначением  выделяет бюджетные средства (в том  числе на возвратной основе) на первоначальное развитие базовых объектов инфраструктуры создаваемой зоны, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом, вкладываются непосредственно в  производственные и научно-технологические  объекты. Данная модель финансирования означает смешанный тип правового  регулирования СЭЗ (прогосударственно-проинвесторский) на основе соблюдения баланса интересов сторон-участников.

Итак, ключевым фактором реформирования российской модели особых экономических зон на современном этапе развития выступает тенденция перераспределения функций и полномочий в структуре организации и управления СЭЗ, что имеет, по крайней мере, два основных пути реализации: управленческий, базирующийся на необходимости реформирования системы органов управления СЭЗ с передачей части федеральных полномочий на региональный уровень, и финансово-организационный, связанный с обеспечением возможности ограниченного участия государства в создании и организации деятельности СЭЗ за счет большего вовлечения частных источников финансирования в строительство инфраструктуры.

 

 

 

 

Заключение

 

Свободные экономические зоны – это мощный инструмент по привлечению иностранных инвестиций, а также они могут использоваться для сглаживания экономических показателей регионов страны.

Создание свободных экономических  зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

Несмотря  на очевидные трудности в практике создания и функционирования особых экономических зон, выход из проблемного  поля и осуществление эффективной  реализации глобального для экономики  России проекта по развитию данных территорий с особым режимом осуществления  экономической деятельности может  быть связан с поиском новых моделей совершенствования СЭЗ (в том числе с опорой на достижения зарубежного опыта).

Одним из направлений совершенствования  модели российских СЭЗ является преобразование системы управления. Основной смысл  преобразования системы управления СЭЗ связан с переходом к двухступенчатой  структуре органов, уполномоченных осуществлять руководство и контроль над СЭЗ при упразднении Федерального агентства по управлению СЭЗ и  передачи части полномочий на региональный уровень.

Ещё одним  направлением является  целесообразность перераспределения финансово-организационных полномочий с передачей части финансирования с государственного на частный.

Итак, ключевым фактором реформирования российской модели особых экономических зон на современном  этапе развития выступает тенденция  перераспределения функций и  полномочий в структуре организации  и управления СЭЗ, что имеет, по крайней  мере, два основных пути реализации: управленческий, базирующийся на необходимости  реформирования системы органов  управления СЭЗ с передачей части  федеральных полномочий на региональный уровень, и финансово-организационный, связанный с обеспечением возможности  ограниченного участия государства в создании и организации деятельности СЭЗ за счет большего вовлечения частных источников финансирования в строительство инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1) Журнал "Законодательство и экономика", 2010, N 4, ст. «О создании и прекращении существования особых экономических зон в РФ»

2) Журнал "Право и экономика", 2010, N 10, ст. «Реформирование Российской модели свободных экономических зон: правовые инструменты и перспективы»

3) Журнал "Налоговый вестник", 2009, N 9, ст. «Возможности использования Российских особых экономических зон»

4) А. Дворкович. Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический рост России. // Инвестиционные возможности России. – № 6, 2003 г.

5) И. Динес, Я. Швыряев, В. Володин, В. Зубов, В. Семенов, Г. Боос. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 4, 2003 г.

6) К. Дробовецкий. Почему в России не работают свободные экономические зоны? // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002 г.

7) О. Рустамова. Как нам обустроить офшоры? // Экономика России: XXI век, № 4, 2003 г.

8) С. Мирзоев.  Возможны ли в России свободные  экономические зоны? // Экономика  России: XXI век, № 6, 2002 г.

9)  Федеральный  закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ "О  внесении изменений в Федеральный  закон "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации"  и отдельные законодательные  акты Российской Федерации" // Российская газета. N 251. 2009. 28 дек.

10) Арутюнян  Л.О. Особые экономические зоны  как фактор стимулирования развития  инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. N 4(20).

11) Бахтин  С.И. Правовое регулирование предпринимательской  деятельности в свободных экономических  зонах России и офшорных зонах: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.

12) Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2008.

13) Постатейный  комментарий Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.

14) Павлов  П.В. Свободные экономические  зоны в развитии национальной  экономики. Таганрог: ТИУиЭ, 2005. С. 73 - 76.

15) Шаститко А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень. 2003. N 46.

16) Кукол  Е. Вход со скидкой. У среднего  бизнеса появился шанс поработать  в особых экономических зонах  // Российская газета. 2009. 28 декабря. N 5075 (251).

17) Мироненко  В. Особые экономические зоны  как форма ГЧП // Бюджет. 2009. Июль.

18) Возможности  федеральных инвестиций через  ГЧП: Сборник нормативных актов  по ГЧП в Российской Федерации.  М., 2009.

19) Гарагозов Д. Портовые особые экономические зоны: возможные проблемы создания и функционирования // Морские вести. 2008. N 17 - 18.

 

 

 


Информация о работе Свободные экономические зоны: сущность, возможности