Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:11, курсовая работа
Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение относительно предпринимательства;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Малый бизнес и его роль в экономике ……………………………………. 5
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России…... 11
2 Проблемы малого бизнеса
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России………………. 18
2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства……... 21
3 Тенденции развития малого бизнеса
3.1 Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом…………………………………………………….. 24
3.2 Перспективы малого бизнеса…………………………………………... 26
Выводы ……………………………………………………………………… 29
Библиографический список………………………………………………… 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Малый бизнес и его роль в экономике ……………………………………. 5
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России…... 11
2 Проблемы малого бизнеса
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России………………. 18
2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства……... 21
3 Тенденции развития малого бизнеса
3.1 Основные факторы, повышающие
эффективность государственного управления
малым бизнесом……………………………………………………..
3.2 Перспективы малого бизнеса…………………………………………... 26
Выводы ……………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………… 31
Введение
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки государства. Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении предпринимательства. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное
общественное мнение
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная
система защиты
Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей. Поэтому рассматриваемая тема «Малый и средний бизнес, его место и роль в рыночной экономике» актуальна в наше время.
В своей курсовой работе я хочу рассказать о сущности малого бизнеса, проблемах и тенденциях развития предпринимательства. Проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах и перспективах, о факторах, сдерживающих развитие предпринимательства и об основных направлениях создания благоприятной предпринимательской среды.
Основная цель курсовой работы состоит в изучении проблем и тенденции развития малого бизнеса в России.
Определенная цель исследования обусловила постановку и решение таких задач:
1) провести анализ экономической природы малого бизнеса и его роли в экономике;
2) рассмотреть
современное состояние
3) проанализировать
государственную поддержку
4) проанализировать проблемы становления малого бизнеса и перспективы его развития.
1 Сущность малого бизнеса
1.1. Малый бизнес и его роль в экономике
Существует
немало подходов к определению сущности
понятия «малый бизнес», а общепринятая
трактовка варьируется в
Если рассматривать
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской деятельности оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
Малое предприятие имеет ряд особенностей:
1) работники составляют
небольшую команду,
2) в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;
3) высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
4) нововведения руководителя быстро реализуются.
К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:
1) возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);
2) возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
3) создание новых рабочих мест;
4) небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы;
5) возрождение подсобных
производств и народных
6) содействие
экономическому и социальному
развитию малых городов и
Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными товарами и услугами.
Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В США, Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
Опыт западных
стран подтверждает необходимость
развития малого предпринимательства
в России. В 1991 г. в нашей стране
был принят Закон о собственности,
который предоставил предприним
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) провела мониторинг деятельности малых предприятий в 2009 и 2011 г. (таблица 1,2 соответственно).
Таблица 1 - Число малых предприятий
(без микропредприятий)
по видам экономической деятельности
в 2009 г.
(тыс. руб)
Отрасли экономики |
сумма |
В процентах |
Всего |
227,8 |
100 |
из них по видам экономической деятельности: |
||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
14,1 |
6,2 |
рыболовство, рыбоводство |
0,7 |
0,3 |
добыча полезных ископаемых |
1,1 |
0,5 |
обрабатывающие производства |
36,5 |
16,0 |
производство
и распределение электроэнергии, |
2,6 |
1,2 |
строительство |
32,5 |
14,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт |
70,1 |
30,8 |
гостиницы и рестораны |
8,2 |
3,6 |
транспорт и связь |
12,8 |
5,6 |
из них связь |
1,5 |
0,7 |
финансовая деятельность |
2,1 |
0,9 |
операции с
недвижимым имуществом, аренда и |
38,6 |
16,9 |
образование |
0,3 |
0,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,6 |
1,2 |
предоставление
прочих коммунальных, социальных |
5,5 |
2,4 |
Таблица 2 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 году
Отрасли экономики |
2008 |
2009 |
2010 |
Единиц | |||
Всего |
1027 |
988 |
919 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
109 |
100 |
90 |
рыболовство, рыбоводство |
1 |
2 |
1 |
обрабатывающие производства |
326 |
312 |
284 |
производство
и распределение |
5 |
2 |
2 |
строительство |
124 |
108 |
102 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
222 |
230 |
209 |
гостиницы и рестораны |
45 |
52 |
51 |
транспорт и связь |
41 |
32 |
28 |
из них связь |
4 |
6 |
5 |
финансовая деятельность |
1 |
1 |
1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
125 |
120 |
125 |
образование |
2 |
1 |
1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2 |
4 |
4 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
16 |
16 |
13 |
В процентах к итогу | |||
Всего |
100 |
100 |
100 |
в т.ч .по видам экономической деятельности: |
|||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
10,6 |
10,1 |
9,8 |
рыболовство, рыбоводство |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
обрабатывающие производства |
31,7 |
31,6 |
30,9 |
производство
и распределение |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
строительство |
12,1 |
10,9 |
11,1 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
21,6 |
23,3 |
22,7 |
гостиницы и рестораны |
4,4 |
5,3 |
5,6 |
транспорт и связь |
4,0 |
3,2 |
3,1 |
финансовая деятельность |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
12,2 |
12,2 |
13,6 |
образование |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
Наибольшее количество малых предприятий успешно работает в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Наименьшее количество малых предприятий работает в сфере рыболовства и рыбоводства.
По данным Торгово-промышленной
палаты РФ, в настоящее время отечественны
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
1) Малый бизнес – важный сектор экономики.
Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
2) Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесов.
3) Малый бизнес
способствует развитию
Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.