Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:11, курсовая работа
Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение относительно предпринимательства;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Малый бизнес и его роль в экономике ……………………………………. 5
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России…... 11
2 Проблемы малого бизнеса
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России………………. 18
2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства……... 21
3 Тенденции развития малого бизнеса
3.1 Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом…………………………………………………….. 24
3.2 Перспективы малого бизнеса…………………………………………... 26
Выводы ……………………………………………………………………… 29
Библиографический список………………………………………………… 31
4) Социально-экономическая роль малого бизнеса.
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.[8]
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России
Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.
Актуальность этой проблемы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения, что является отличительной и важной особенностью.
Конечно же, наивно полагать, что для страны малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
К настоящему
времени сделаны только самые
первые шаги в правовом и
организационном обеспечении
Именно они предоставляют более 50% рабочих мест (в Германии более 60%, а в Японии – более 75%).
В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%.Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков [14].
Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами [17]. Среди них можно выделить проблемы разного рода: в правоприменительной практике, в налоговой сфере, в области финансирования и получения кредита. Сами банкиры говорят, что поддерживать малый и средний бизнес должно в первую очередь государство. Однако возможности программ государственной поддержки слишком ограничены, на финансирование может рассчитывать только один из пятидесяти предпринимателей.[18]
В начале мая 2011 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Сводный «Индекс деловой среды РСПП» показал уверенную позитивную динамику и достиг максимума с ноября прошлого года на уровне 52,5 пунктов. Субъективное восприятие экономической среды бизнесом по-прежнему в отрицательной зоне -3.1 пункта. И хотя, согласно данным Росстата, рост промышленного производства в апреле ускорился, а темпы роста цен показали минимальные значения в 2011 году, общая неопределенность, усугубляемая началом предвыборного цикла, ведет к негативным оценкам деловой среды [20].
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса – специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка [2]. Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками.
На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют [18].
25 ноября 2010 года ВТБ24 провел пресс-конференцию «Основные тенденции на рынке кредитования малого бизнеса» с участием Вице-президента, директора по внешним связям департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 (Москва) Надежды Карисаловой и управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергея Кульпина.
«В 2011 году ВТБ24 будет интенсивно развивать кредитование малого бизнеса на Урале, в том числе опираясь на продукты государственной поддержки», - начала свое выступление на пресс-конференции вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова.
По данным статистики, в течение 2010 года происходят постепенные изменения в экономике страны в лучшую сторону, что, безусловно, сказывается и на рынке кредитования малого бизнеса. Кредитный портфель банковской системы за 1-е полугодие 2010 г. вырос на 2,6%, или на 519 млрд рублей. 10% этого портфеля приходится на долю малого бизнеса. На рынок кредитования вышли ряд банков федерального уровня, обладающих обширной филиальной сетью. Ожили региональные игроки. Рост конкуренции повлек за собой неизбежное улучшение условий кредитования. С начала 2010 года ставки по кредитам для компаний малого бизнеса снизились на 3-4 п.п. (в зависимости от суммы и сроков кредитования) и составляют в настоящее время в среднем по банковской системе 15% годовых.
По словам управляющего, дальнейшее развитие розничного рынка будет проходить при активной поддержке областного правительства и союза предпринимателей. «Правительство Свердловской области намерено в ближайшие годы создать все условия для роста числа малых предпринимателей в 1,5 раза, довести их долю в товарообороте области до 40%, в 6 раз увеличить количество предприятий инновационного бизнеса», - говорит Сергей Кульпин.
По-прежнему остаются нерешенными проблемы малого предпринимательства в налоговой сфере. Ссылаясь на данные мониторинга за 1 полугодие 2009 года, необходимо отметить, что 8% опрошенных предпринимателей указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте – 11%) [5].
В связи со сложившейся проблемной ситуацией большой интерес представляют данные Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации (Таблица 3).
Таблица 3-Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2011 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения | ||
единиц |
прирост/ сокращение за период 01.01.2010-01.01.2011 |
в % от среднего по РФ | |
Российская Федерация |
154,8 |
-5,7 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,1 |
-12,8 |
118,9 |
Северо-Западный ФО |
230,5 |
-0,5 |
148,9 |
Южный ФО |
130,2 |
-26,6 |
84,1 |
Северо-Кавказский ФО |
62,5 |
-2,8 |
40,4 |
Приволжский ФО |
157,6 |
1,4 |
101,8 |
Уральский ФО |
116,5 |
3,9 |
75,3 |
Сибирский ФО |
128,1 |
-2,9 |
82,7 |
Дальневосточный ФО |
154,5 |
5,9 |
99,8 |
Анализ динамики развития малого бизнеса показывает, что по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.