Тенденции развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение относительно предпринимательства;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Малый бизнес и его роль в экономике ……………………………………. 5
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России…... 11
2 Проблемы малого бизнеса
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России………………. 18
2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства……... 21
3 Тенденции развития малого бизнеса
3.1 Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом…………………………………………………….. 24
3.2 Перспективы малого бизнеса…………………………………………... 26
Выводы ……………………………………………………………………… 29
Библиографический список………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Становится  очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой и отлажено действующей структуры государственной поддержки. При этом речь идёт не только об изменениях и нововведениях в законодательстве, но и о конкретных действиях, осуществляемых субъектами Российской Федерации.[16]

 

2 Проблемы малого бизнеса

 

2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России

 

Масштабы развития малого бизнеса в России и его  вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем, эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы  государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. [3]

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки  малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки  малого бизнеса: обеспечение государственным  заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России – Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Далее следуют: Санкт–Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области – Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).

Помимо федеральных  и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

Одно из направлений  поддержки малого бизнеса в Москве – развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы.   Ключевой   элемент  этой   инфраструктуры – Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса является Федеральная программа поддержки малого бизнеса на 2002 – 2004 годы (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации», но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого бизнеса.

Задачи Программы  определяются ее конечной целью и  заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:

- развитие кредитно-финансовых  механизмов и внедрение финансовых  технологий, направленных на развитие  сектора малого бизнеса;

- распространение  опыта применения организационных,  финансовых и других технологий, направленных на обеспечение  условий для развития малого  бизнеса, накопленного в регионах  и муниципалитетах, отдельными  государственными учреждениями, предприятиями и организациями;

- расширение  круга субъектов малого бизнеса  и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

- подготовку  высококвалифицированных кадров  для сферы малого бизнеса;

- развитие малого  бизнеса в инновационной и  производственной сферах;

- продвижение  продукции малых предприятий  на региональный и межрегиональный рынок;

- расширение  внешнеэкономической деятельности  субъектов малого бизнеса;

- проведение  информационно-аналитического мониторинга  состояния малого бизнеса в  России и на этой основе разработку мер государственной политики развития бизнеса;

- создание условий  для реализации в России зарубежных  программ развития бизнеса и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса.[9]

Другой приоритет  – информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. малых предприятий города. Путем развития существующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в малом бизнесе до 2 млн., общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

 

2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства

 

Анализируя  сложившуюся в стране предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в  России малого предпринимательства:

- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

- в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной способности россиян. Из-за отсутствия спроса уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и вся.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.[4]

Так, обобщая  результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.

Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70%  - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. [13]

В целом, представление  о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает таблица 4.

 

 

 

Таблица 4. Факторы, препятствующие развитию бизнеса в России.

( %) 

Налогообложение

62,67

Административные  барьеры

60,89

Коррупция

52,22

Общая политическая и экономическая нестабильность

50,09

Неразвитость  судебной системы

46,89

Нехватка квалифицированных  кадров

45,83

Недостаток  инвестиционных ресурсов

38,12

Изношенность  основных фондов предприятий

34,67

Неразвитость  и изношенность инфраструктуры

34,22

Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги

25,78


 

3 Тенденции развития малого бизнеса

 

3.1 Основные факторы, повышающие эффективность

          государственного управления малым бизнесом

 

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

– нормативно-правовое;

– финансово-кредитное;

– информационно-техническое;

– организационное;

– кадровое и  консультационное обеспечение;

– внешнеэкономическая  деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Информация о работе Тенденции развития малого бизнеса