Тенденции развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение относительно предпринимательства;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Сущность малого бизнеса
1.1 Малый бизнес и его роль в экономике ……………………………………. 5
1.2 Становление и современное состояние малого бизнеса в России…... 11
2 Проблемы малого бизнеса
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России………………. 18
2.2 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства……... 21
3 Тенденции развития малого бизнеса
3.1 Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом…………………………………………………….. 24
3.2 Перспективы малого бизнеса…………………………………………... 26
Выводы ……………………………………………………………………… 29
Библиографический список………………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо  существенно уменьшить налоговую  нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Также следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более  энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

 

3.2 Перспективы малого бизнеса

 

В России около  миллиона предприятий малого бизнеса: это значит, что к малому бизнесу относится каждое пятое предприятие. Несмотря на внушительные цифры, доля услуг и продукции, предоставляемых населению, составляет всего лишь 8% - сказывается дефицит оборотных средств, которых не хватает на «раскрутку» и развитие производства. В скорой экономической помощи малый бизнес нуждается так же сильно, как и в государственной правовой поддержке. Далеко не все надеются получить кредит в банке – стандартная процедура рассмотрения заявки занимает слишком много времени. С развитием микрокредитования и появлением экспресс – кредитов для малого бизнеса картина несколько изменилась.[3]

Да, деньги для  бизнеса сегодня стало только быстрее, но и проще получить именно благодаря появлению такого банковского  продукта, как экспресс – кредит. Конечно, и с помощью экспресс – кредита все проблемы малого бизнеса разом не решить. Во-первых, проблем у малого бизнеса множество. Во-вторых, возможности микрокредитования все-таки не безграничны. Например, максимальная сумма может оказаться недостаточной для бизнеса с большими оборотами или срок выдачи кредита может не устроить заемщика. Чтобы кредит выдавался действительно быстро, данный продукт должен быть массовым, а банк, его предлагающий, - технологичным. Еще лучше, если предприниматель берет кредит уже не первый раз, то есть обладает кредитной истории (конечно, положительной). Еще одно ограничение связано с тем, что банки кредитуют уже существующий бизнес – кредитовать «бизнес с нуля» пока никто не решается: очень высок риск. Как правило, обязательные требования для предоставления кредита: «возраст» бизнеса не менее полугода, местная прописка предпринимателя и наличие стабильной прибыли у предпринимателя. [11]

Изучая перспективы  развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:

1. Большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

2. Более быстрая  адаптация к местным условиям  хозяйствования;

3. Относительно  невысокие расходы, особенно затраты  на управление;

4. Гибкость и  оперативность в принятии и  выполнении принимаемых решений;

5. Большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

6. Более низкая  потребность в капитале и способность  быстро вводить изменения в  продукцию и производство в  ответ на требования местных  рынков;

7. Упрощенное  ведение учета хозяйственной  деятельности предприятия;

8. Относительно  более высокая оборачиваемость собственного капитала;

9. Сосредоточение  всего размера получаемой прибыли  в одних руках – у хозяина  предприятия и др.

Малый бизнес располагает  значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Итак, в своей  работе я разобрала, что такое  предпринимательство, изучила его сущность, роль в экономике, проанализировала  государственную поддержку, а также проблемы и тенденции развития предпринимательской деятельности. Рассмотрела причины, тормозящие развитие малого бизнеса в России и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. Проанализировав, итоги исследования по интересующей нас проблеме хочу отметить, что развитие предпринимательства способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.

Развитие предпринимательства, в большей мере зависит от формирования благоприятного предпринимательского климата. Это прежде всего -  открытость и прозрачность экономики; политика и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства.

На мой взгляд, для создания благоприятной предпринимательской среды необходимо выделить основные направления поддержки предпринимательства:

1) Это, прежде  всего, необходимость в упрощении  регистрации предприятий, в сокращении числа контролирующих органов и проверок, в значительном уменьшении количества лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей,  а также уменьшит административные барьеры;

2) Разработка  различных программ кредитования: разового кредита, кредитных линий и т.д.;

3) Внедрение  новых финансовых технологий, таких  как франчайзинг, лизинг, долгосрочные инвестиции и т.д.;

4) Разработка  специальных программ поддержки  предпринимательства с мерами  защиты потребительского рынка  от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

5) Следовало  бы установить, что существующий  на период регистрации предприятия   порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет. Так как частая смена законов и подзаконных актов по налогообложению, вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы.

6) Необходимо  решать задачи базового уровня социальной ответственности предпринимателей.

В заключение, хочу отметить, что полноценное развитие предпринимательской деятельности в России возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в разработке перспектив и в решении проблем, затормаживающих развитие и рост предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Российская Федерация. Законы. «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» (14.06.1995г.) №88-ФЗ  
  2. Российская Федерация. Законы. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (24.07.2007 г.) №209-ФЗ
  3. Ажаева В.С. Малый бизнес: перспективы развития.[Текст] / В.С. Ажаева – М.: ИНИОН, 2008.-147с.
  4. Алклычев А.М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? [Текст] // ЭКО. 2009. №4. С. 107-113.
  5. Басс А.Я., Разомасова Е.А. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии. [Текст]  //ЭКО. 2009. №2. С.81.
  6. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. [Текст] / - СПб.:ПИТЕР, 2006.
  7. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий). [Текст] / /РЭЖ. 2009. №7.

С. 28-42.

  1. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление[Текст]   / Под ред, В.А. Швандара, . В.Я. Горфинкеля -  М., 2007.
  2. Громова А.Г. Региональная поддержка кооперации малого и среднего предпринимательства как инструмент региональной кластерной политики [Текст] // Экономика и управление. 2009. №7. С. 24.
  3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. [Текст]  / М.Г. Лапуста - М.:ИНИОН, 2007.
  4. Лапуста М.Г. Предпринимательство. [Текст] / М.Г. Лапуста - М.: ИНИОН, 2009.
  5. Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений [Текст]  /Экономика и управление. 2008. №2. С. 169-173.
  6. Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства [Текст]  // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 91-107.

 

  1. Павлов К.В., Андреева И.Г. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства[Текст]  // Экономика и управление. 2007. №5. С. 25-28.
  2. Разомасова Е.А. Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг // ЭКО. 2010. №1. С. 127-134.
  3. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса [Текст] // ЭКО. 2009. №1. С.174-187.
  4. Терешкин Г.В. Оценка эффективности деятельности муниципалитетов по развитию малого предпринимательства [Текст]   // Экономика и управление. 2009. №9. С. 91-97.
  5. Ширабон Н.В. Государственная поддержка малого предпринимательства. [Текст]  // Экономика и управление. 2007. №2. С. 129-132.
  6. www.contact/ru  - [Электронный ресурс]

 


Информация о работе Тенденции развития малого бизнеса