Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

Уже после нескольких шагов по отмыванию денег становится очень трудно отделять в финансовом обороте грязные деньги от чистых. Кроме того, электронные расчеты международных банков между собой приобрели настолько большой размах, что преступные дельцы зачастую переводят свою добычу через компьютеры. По оценкам банковских специалистов, только в США подобным образом отмывается ежегодно более 100 миллионов долларов.[11, с.18]

«Отмывание» денег в  мире достигло уровня, составляющего  астрономическую сумму в 1,3 трлн долл. США в год. При этом, в  отличие от 70-80-х годов, нелегальные доходы от торговли наркотиками составляют лишь треть этой суммы. Наряду с «наркодолларами», по всему миру «отмываются» миллиарды «сексдолларов», «алкодолларов», «кибердолларов», «технодолларов», «армадолларов», «киллердолларов» (т.е. прибылей от проституции, незаконной торговли алкоголем, компьютерными программными продуктами, современными технологиями и оружием, услуг специализированных банд наемных убийц, осуществляющих заказную «работу» по всему миру) и ряда других «черных» долларов. При этом преступная деятельность динамично «интернационализируется». Пользуясь тем, что многие правительства открывают свои границы для свободной торговли и повышения конкурентоспособности экономики, транснациональная преступность может поставить под угрозу устойчивое развитие любого общества.

Анализ размеров теневой экономики поднимает проблему ее оптимальных для общества размеров, которые не равны нулю. Теневая экономика существует в любом обществе, и ее размеры, помимо всего прочего, зависят от расходов государства на содержание контролирующих органов. Поэтому на языке классических экономических учебников оптимальный размер теневой экономики представлен точкой О на рисунке 1. Идеализированным условием является отсутствие коррупции, зависящей в том числе и от числа контролирующих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальные размеры теневой экономики

 

Рисунок 1

Литературный источник: [12]

 

Теневую деятельность можно условно разделить на две части: криминальную и некриминальную. Размеры первой незначительно зависят от экономической политики, в то время как вторая вызвана стремлением сократить экономические расходы и риски. Следовательно, на эту часть теневой экономики можно воздействовать, двигаясь не вдоль кривой расходов на государственные органы, а сдвигая вниз кривую ущерба от теневой экономики. Таким образом, более принципиальным и важным вопросом проблематики теневой  экономики является то, каким образом ее размерами можно управлять, изменяя различные составляющие экономической, социальной, монетарной политики, а также такие более мелкие их элементы, как лицензионную, таможенную, акцизную, валютную деятельность и т.п.[12, с.30]

 

Последствия теневой экономики

Если рассматривать  социально-экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные. К негативным социально-экономическим последствиям теневой экономики относятся:

 -уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов, штрафов, сборов, регламентаций;

- рост коррумпированности и преступности, приобретение организованных форм (теневая экономика является финансовой базой преступности, а криминальный сектор теневой экономики сам по себе является преступным);  
- исключение инвестиционного развития (субъекты теневой экономической деятельности не вкладывают деньги в развитие производства);  
- негативное влияние на инфляционные процессы оказывают фиктивные деньги и доходы от аккумулирования фиктивных безналичных средств;  
- кризис в сфере социально - экономического управления (влияние государства на теневой сектор экономики крайне ограничено, большинство мер воздействия на него оказываются неэффективными);  
- моральное и физическое разложение общества (подпольные производства пищевой промышленности сплошь и рядом нарушают установленные стандарты, технологии и т. п., что отрицательно сказывается на здоровье людей и состояние окружающей среды; постоянное нарушение законов, за которым не следует наказание, формирует психологию вседозволенности).

В то же время, исключив криминальный сектор, можно говорить и о некоторых  позитивных моментах теневой экономики:  
- удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);

-поддержание производства в кризисный период;  
- создание первоначального капитала собственникам (государство выдвигает слишком высокие требования (лицензирование, налоги, акцизные сборы и т.д.) собственникам средств производства, ввиду чего они не могут накопить первоначальный капитал);

 

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В настоящее время  проблемы оценки теневой экономической  деятельности особенно актуальны в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ. Это определяется совокупностью факторов. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, а также   практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа метких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.[2, с.99]

Страны с переходной экономикой, в том числе и Беларусь, становятся объектом операций организованных преступных групп, действующих через границы. Основным содержанием их деятельности было и остается получение незаконных доходов, легализация и внедрение полученных средств в официальную экономическую деятельность. Международные эксперты относят Беларусь, наряду с латиноамериканскими странами, странами Юго-Восточной Азии и оффшорными центрами  Азиатско-Тихоокеанского   региона (всего 42  государства), а также Польшей,  Румынией,  Россией,  к группе   повышенного риска.[6, с.86]

По мнению большинства  экономистов, важнейшим направлением трансформации теневой экономики должно быть введение рыночных отношений. Рынок за счет легализации части теневой деятельности (следует добавить — значительной части) может сократить масштабы теневой экономики на 80—90 % ее объема, так как большинство видов теневой деятельности стали таковыми из-за действовавшего законодательства. Тогда теневая экономика останется в двух видах: а) укрывательство доходов от налогообложения; б) производство и реализация антиобщественной продукции и услуг (наркобизнес, рэкет и пр.). Все, что противоречит здоровому развитию общества, равноправным взаимоотношениям субъектов и рациональному функционированию производства, и надо относить к теневой экономике.

Эффективное регулирование государством рыночных отношений будет означать создание иных, не командно-административных, а экономических условий жизнедеятельности, проведения экономической реформы. В этом плане необходимо:

-создавать условия для выведения из подполья всех видов общественно полезной хозяйственной деятельности по производству благ и услуг;

-законодательно обеспечить гарантии индивидуально-трудовой формы собственности вплоть до отмены ряда статей уголовного законодательства, но с обязательным, утвержденным законом механизмом материально-технического обеспечения индивидуальной трудовой деятельности;

-создание стабильной налоговой системы, базирующейся на твердой ставке налогов, без увязки с уровнем рентабельности;

-создание эффективно действующей финансово-контрольной и правоохранительной систем.

Но нельзя забывать и  о том, что развитие рыночных отношений на первых порах действует неоднозначно. Оно создает превосходные условия для «отмывания», легализации незаконно накопленных капиталов; превращения средств государственных и общественных организаций и предприятий в собственность группы лиц или отдельных граждан. Начался этот процесс уже в 70-е гг., когда, например, валютные средства помещались в зарубежные банки на именные счета, а не счета организаций. Сегодня — это уже серьезная тенденция, реализуемая через создание малых и совместных предприятий при государственных учреждениях и объединениях; помещение средств в виде пая в коммерческие банки; кредитование кооперативов и т.д. Очень широко используются так называемые правовые дыры в законодательстве, когда в одной республике можно, например, административным органам становиться учредителем коммерческого банка.

При переходе к рынку  неизбежен и всплеск спекуляции (как бы мы не именовали скупку-перепродажу  с целью наживы), который должен бы регулироваться, смягчаться государством. К сожалению, государственные структуры практически во всех республиках идут по пути обеспечения населению компенсаций при Инфляционном росте цен (одной из причин последнего является и спекуляция). В то же время заботой государства должно было бы стать обеспечение бесперебойного, эффективного производства товаров народного потребления в государственном секторе.

Введение рыночных отношений  и трансформация теневой экономики  должны идти под строгим контролем  государства. Этот контроль должен носить не запретительный, а координирующий характер. [18,с.162]

Исследования показали, что среди развитых стран размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой “общественного согласия” в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.

В результате применения различных методов были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

В большинстве постсоциалистических государств ситуация намного сложнее  и серьезнее. После распада социалистического  лагеря практически всюду теневой  сектор значительно вырос.

 

Таблица 1 Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах, в % от ВВП

 

Страны

1989 г.

1992 г.

1995 г.

2001 г.

Азербайджан

12,0

39,2

60,6

59,3

Беларусь

12,0

13,2

19,3

19,1

Болгария

22,8

25,0

36,2

32,7

Чехия

6,0

16,9

11,3

14,5

Эстония

12,0

25,4

11,8

18,5

Грузия

12,0

52,3

62,6

63,0

Венгрия

27,0

30,6

29,0

28,4

Казахстан

12,0

24,9

34,3

34,2

Латвия

12,0

34,3

35,3

34,8

Литва

12,0

39,2

21,6

25,2

Молдова

12,0

37,3

35,7

37,7

Польша

15,7

19,7

12,6

13,9

Румыния

22,3

18,0

19,1

18,3

Россия

12,0

32,8

41,6

41,0

Словакия

6,0

17,6

5,8

10,2

Украина

12,0

33,6

48,9

47,3

Узбекистан

12,0

11,7

6,5

8,0


На основе данной таблицы  можно говорить о том, что средний  размер теневой деятельности в странах  постсоциалистического лагеря равен  примерно 20-30% от ВВП. Критический размах этот показатель получил в Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью. По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше - 50-60%.

Согласно результатам  исследования, проведенного международной организацией Transparency International, Беларусь является страной с высоким уровнем коррумпированности. В этом исследовании, страны Восточной Европы и бывшего СССР были разделены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем коррумпированности. В первую группу вошли Эстония (из восточноевропейских стран в ней также находятся Словения и Венгрия), Литва занимает промежуточное положение между первой и второй группой, в которую входят такие страны, как Польша, Болгария и Чехия. Латвия и Молдова занимают промежуточное положение между второй (средний уровень коррупции) и третьей группой (высокий уровень коррупции). В третьей группе находится Румыния и все остальные государства бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь, государства Кавказа и Средней Азии.

В Польше уровень ненаблюдаемой  экономики составляет 15,2%, в Эстонии - 18,1%, в Казахстане - 26,8%, в Киргизии - 47,9%. Приведенные показатели соответствуют данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По их же исследованиям, в индустриально развитых странах доля ненаблюдаемой экономики составляет 5%.

Россия

В России, переживающей период ослабления и даже разрушения многих институциональных основ социума, рост теневой экономики приобрел значение одного из главных факторов, определяющих ситуацию в экономике. Основные экономические явления, препятствующие выходу России из нынешнего глубочайшего кризиса, так или иначе связаны с неформальной (неконтролируемой) и зачастую прямо криминальной деятельностью, являясь либо ее причиной, генератором, либо следствием. [3.с.14]

Согласно укрупненным  расчетам, проведенным в Институте макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, объемы доходов, получаемых за счет скрытой и криминальной деятельности (включая производство и чистое перераспределение), достигали 1475 млрд. руб. в 1998 г. и примерно 3100 млрд. руб. в 1999 г., составляя по сумме почти две трети величины ВВП. Злокачественность процессов усугубляется тем, что более чем половину теневой экономики России представляют организованные криминальные сообщества. в 1999 г. доля организованной преступности в общем объеме теневой экономики  достигла 70%.[3,с.14]

Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения