Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

Объем ненаблюдаемой (теневой) экономики в РФ, согласно экспертным оценкам, составляет 22,5% от общего объема ВВП по итогам 2002 года. По последним данным, занятость в неформальном секторе в РФ составляет 8,6 млн человек, или около 13% от общего числа занятого населения. Для 1,8 млн человек работа в неформальном секторе является дополнительным занятием. Среди сельских жителей в неформальном секторе заняты около 27% населения, среди городских - около 9%. Примерно пятая часть "неформалов" - предприниматели, работающие без образования юридического лица, около 40% - работники по найму у физических лиц (горничные, сторожи, няни) и чуть более этой цифры - лица, оказывающие профессиональные или технические услуги (врачи, нотариусы, аудиторы). Интересно, что в прошлом году общий размер официальной оплаты труда в России составил чуть более 5 трлн руб., а скрытой - около 1,25 трлн руб.

 Украина

По разным подсчётам  теневой сектор занимает 40 – 60% экономики  Украины.  
В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.  
 Законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального происхождения. Некоторые положения не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных должностных лиц информировать правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный характер или отсылают к несуществующему по этим вопросам действующему законодательству.  
Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода. Очень важной является согласованность и внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.

Переходная экономика  требует осуществления соответствующего организационного и правового обеспечения, В комплекс мер по приоритетным направлениям включается:

•  разработка  антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);

•  развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную

деятельность собственников);

• стимулирование предпринимательской деятельности, наращивание   объемов   производства (льготное  налогообложение  и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;

•  экономический контроль за хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т, д.)[16,с.76]

Переход к рынку –  сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса  практических мер. И важно правильно  соотнести движение к рынку с  уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[18,с.163]

 

3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ

В условиях становления  суверенитета Республики Беларусь, на фоне разрыва сложившихся в рамках СССР экономических связей, перехода к рыночным отношениям существенно возрастает значимость вопроса об обеспечении экономической безопасности.[18, с.81]

В 90-х годах нашей стране распространились такие общественно опасные явления, как организованная преступность и коррупция с их нацеленностью на создание механизмов, позволяющих реально влиять на экономические и социальные процессы.  И как следствие у преступных элементов возникла необходимость легализации незаконно полученных  капиталов. Потребности  обеспечения  экономической безопасности, стабилизации экономического и социального положения республики выдвинули задачу борьбы с этими процессами на первый план.[6,с.87]

3а последние десять  лет в Беларуси заявили о себе организованная преступность и коррупция, которые создают механизмы, позволяющие реально влиять на экономические и социальные процессы.

  Несовершенство   законодательной базы позволяет инвестировать левые доходы, в том числе и международным преступным сообществам, в легальную предпринимательскую деятельность. Все это упрощает процесс отмывания денег. Коррупционные и экономические преступления взаимообусловлены и часто имеют общий мотив.

Удельный вес теневой экономики в Беларуси составляет 17-18% от ВВП, или 3 миллиарда долларов США.

За 2003 год в Беларуси совершены 4815 преступлений, относящихся к категории коррупционных, в первом полугодии 2005 года расследовано 1783 преступления коррупционной направленности. В целом, показатели регистрируемых преступлений коррупционной направленности снизился на 4,4%.

Банки не вернули кредитов на общую сумму в 50 миллионов долларов; свыше 70 человек (8 обвиняются во взяточничестве и 65 - в невозврате банковских кредитов), совершивших коррупционные преступления, скрылись от следствия.

По антикоррупционному рейтингу, проведенному международными организациями, Беларусь занимает 107 место среди 133 стран.[19]

Экономическая преступность стала основным тормозом в осуществлении реформ, она реально угрожает экономической безопасности общества и государства. Ее латентность постоянно повышается. В 2008 году ущерб по уголовным делам о хищениях и «выманивании» кредитов составил 332 млн. руб. (с учетом деноминации), почти 33 млн. долларов США, 1,5 млн. немецких марок. В прошлом году ущерб составил 234 млн. руб., 32 млн. долларов и 1300 тыс. немецких марок [15,с.43]

В 2008 году закончено расследование 946 уголовных дел этой категории в отношении 1246 обвиняемых. По 44 уголовным делам о хищении банковских кредитов, следствие по которым сегодня приостановлено из-за розыска обвиняемых, сумма невозвращенных кредитов составляет около $50 млн.

Анализ выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.

В Беларуси значительную часть доходов домашних хозяйств составляют поступления от занятия незарегистрированной в установленном порядке деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, так называемой "челночной" торговле.

В республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.[15,с.44]

Теневой экономикой давно  занимаются эксперты Всемирного банка, Transparency International и других авторитетных структур. Их оценки разительно отличаются от данных белорусских смотрящих за законом. В докладе Doing Business 2005 объем серой экономики Беларуси в 2003 г. оценен на 48,1% валового национального дохода или $7,6 млрд. Из переходных стран только в Украине доля теневого сектора к официальной экономике больше, чем в Беларуси. В капиталистических, рыночных странах с развитыми институтами демократии доля серой экономики гораздо меньше, чем в развивающихся. Исследование Фредерика Шнайдера из университета Кеплера в Линце «Размер и измерение неформальной экономики в 110 странах мира» также подтверждает этот вывод. В странах ОЭСР сектор составляет в среднем 18% ВНП, в развивающихся – 41%. Корни теневой экономики – высокие налоги, в том числе на зарплату, зарегулированная деловая среда и наделение чиновников полномочиями распоряжаться большой частью национальной экономики.

Существует два основных способа измерения теневой экономики. Первый – спросить людей, уклоняются ли они от уплаты налогов при получении дохода, дают ли взятки. Но кто вам ответит на такие вопросы? Второй способ – определение размера «тени» косвенными методами. Можно сравнить данные о проведении денежных операций или потребления электричества с официальными цифрами выпуска продукции. Если потребление электричества и объем денежных транзакций растет гораздо быстрее, чем официальная экономика, то мы может сделать вывод о динамичном развитии теневого сектора. Такой метод и используют ученые.

Оставаясь в серой  экономике, бизнес экономит на налогах, откупаясь взятками от чиновников. При этом он резко теряет в производительности труда и блокирует инновационную  деятельность. Возможности его развития сильно ограничены. По оценкам экспертов, вывод экономической активности переходной страны из тени может привести к ежегодному увеличению роста ВВП на 1 – 1,5% ВВП. [19]

В республике налицо неограниченные возможности обогащения за счет различного рода финансовых махинаций, сравнительная простота и незамысловатость способов их осуществления. Незащищенность каналов прохождения платежных документов сделала банковскую систему наиболее уязвимым звеном экономики, которым настойчиво стремятся обладать преступные сообщества. Ухудшается криминогенная обстановка на потребительском рынке.[15,с.44]

Одним из наиболее эффективных  направлений борьбы с организованной преступностью и коррупцией является лишение возможности их участников использовать преступно нажитые средства. В этой связи разработка системы мер борьбы с легализацией преступных доходов  представляет собой элемент системы мер экономической безопасности республики, необходимое условие деятельности правоохранительных органов и должна включать в себя как законодательное, так и оперативное обеспечение.

В свете глобальности межбанковских операции пресечение деятельности по «отмыванию»  денег  концептуально должно строиться  на общей для всех государств основе. Каждая же страна обязана разработать стратегию такой борьбы, учитывающую национальные особенности  и специфику местных условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать следующие моменты:

• постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег  и обмен полученной информацией на межгосударственном уровне;

• изучение методов перемещения  денежных средств, в том числе сопоставительный анализ методов, применяемых наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;

• отслеживание процессов  проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры с использованием незаконно полученных капиталов;

• постоянное  ужесточение   порядка отчетности банков по клиентуре и применение за его нарушение таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;

•  отслеживание  процессов  срастания организованной преступности с легитимными финансовыми институтами;

•усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений, а также за функционированием некоммерческих структур, создающих благотворительные фонды (кассы);

• анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;

• поэтапное  введение универсальных международных стандартов и жестких нормативных требований  для  банковских структур на основе рекомендаций международных  организаций - Специальной группы по борьбе с финансовыми преступлениями и Общества  по  международным межбанковским финансовым телекоммуникационным системам;

•постоянное совершенствование работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег.[5,с.88]

Следует констатировать, что действующее сегодня законодательство содержит недостаточное количество норм, препятствующих или затрудняющих «отмывание» денег.  В настоящее время в  Уголовном кодексе  Республики  Беларусь ответственность за «отмывание»  криминальных капиталов  предусмотрена только  статьей 152-6 «Легализация преступных доходов.

В соответствии с существующими сегодня положениями Уголовного кодекса республики, в частности статьи  152-6 УК РБ, под легализацией преступных доходов понимается   «совершение  финансовый операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, т.е. умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению заведомо  незаконными  доходами. Применение данного определения требует уточнения понятий «финансовые операции» и «финансовые сделки». В соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса Беларуси, в качестве сделок признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В этом случае финансовые операции определяются как сделки и другие действия физических лиц и субъектов хозяйствования (независимо от форм собственности) по получению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, переводу, обмену, хранению доходов, а также по удостоверению таких сделок. Следует, однако, отметить, что указаний на размер сумм, с которыми проводятся сделки, Уголовный кодекс не содержит. В рассматриваемом в настоящее время проекте кодекса вводятся дополнительные положения о сделках с суммами в особо крупных размерах.[5, с.89]

Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения