Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 4
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
3. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Предметом этого преступления выступают денежные средства (банкноты и монеты Республики Беларусь, иностранные денежные знаки), ценные бумаги, номинал которых выражен как в национальной, так и в иностранной валюте, имущество (движимое и недвижимое) и имущественные права, работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Беларуси и за рубежом заведомо незаконным путем. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при конструировании данной нормы законодатели исходили из понимания легализации в узком смысле, т.е. совершения указанных сделок лишь с таким имуществом, которое получено в результате самостоятельного преступления(кражи, разбоя, мошенничества, вымогательства др.). Так, например, тайное похищение лицом деревообрабатывающего станка садового домика с последующей его продажей должно влечь уголовную ответственность не только за кражу имущества с проникновением в жилище, но и за легализацию преступных доходов. Вместе с тем различные сделки с доходами и имуществом, полученными любым незаконным, но не преступным способом, не будут влечь уголовную ответственность по данной норме. Например, «отмывание» капиталов, нажитых на незаконных валютных операциях , или приумножение доходов, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности, не влекущей уголовной ответственности по статьям главы 11 УК РБ (ст.151. 160 и др.), сделки с имуществом, приобретенным в нарушение гражданского законодательства, не могут быть квалифицированы по ст. 152-6 УК РБ.
Возникает также необходимость разграничения легализации преступных доходов со смежным составом преступления, предусмотренным ст.203 УК РБ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем» в части сбыта такого имущества. По мнению специалистов, если лицо сознательно приобрело в свою собственность имущество, добытое преступным путем, а затем по своей инициативе сбывает его, то такие действия полностью охватываются ст.203 УК РБ и не требуют дополнительной квалификации. Если же лицо по просьбе преступника сбывает добытое последним имущество (будучи осведомленным о природе его происхождения), то оно должно отвечать за соучастие в легализации преступных доходов.
Введя уголовную ответственность за «отмывание» преступных доходов, законодатели поместили в ст. 152-6 УК РБ поощрительную норму: если участник преступления заявит об участии в легализации преступных доходов или выдаст их властям, то будет освобожден от уголовной ответственности. Однако имеющиеся формулировки статей не охватывают всего многообразия направлений, форм и методов работы преступников. Причем информация, получаемая подразделениями правоохранительных органов республики, показывает, что опыт международных преступных формирований используется нашими преступными группировками более широко, чем принятые в мировой практике нормы уголовной ответственности – органами законодательной власти. В этой связи целесообразно обратиться к анализу опыта деятельности правоохранительных органов отдельных стран Запада и сопоставить его с ситуацией, складывающейся в республике. [5,с.90]
Незаконное получение и использование бюджетных средств причиняет вред стране, а также конкретным лицам. Не финансируются государственные программы, бюджетники не получают зарплату, растет внутренний и внешний долг государства. Смена общественных формаций и технологические революции лишь меняют формы и масштабы теневой экономики, но ни одной власти не удавалось полностью искоренить ее. Поэтому нет ничего удивительного, что она нашла свое место во всех сферах государственной и негосударственной деятельности Беларуси.
Установление жесткого госконтроля давит на производителей и продавцов, Среди чиновников процветает взяточничество, коррупция, лоббирование. Власть начинает выходить из-под общественного и правового контроля. Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть любую государственную или оппозиционную газету, где можно найти массу фактов о нравственном падении не только крупных руководителей, представителей правоохранительных органов, но и депутатов, сотрудников аппарата правительства. В его основу следует положить сочетание законодательно-контролирующей и стимулирующей деятельности хозяйственно-политического центра в качественно новом состоянии и свободного функционирования экономических субъектов на базе рыночных принципов и их взаимодействие — господство в общественной жизни принципов демократии и юридического равноправия всех членов общества.
Около половины экономической
активности нашей страны совершается
в «тени». Это не значит, что в
генофонде белорусов вдруг
Необходимо ликвидировать причины существования теневой экономики. Скажем, если высок уровень налогообложения, надо снизить его, если экономические свободы оборачиваются вседозволенностью, требуется их цивилизованное ограничение, если само состояние экономики является благоприятной средой для расцвета теневого бизнеса, необходима активизация экономической политики с целью преодоления кризиса.
Поскольку налоги от теневой деятельности в государственный бюджет не вносятся, то возникает необходимость взимания повышенных налогов с "официально" функционирующих предприятий. Если пересчитать налоговые отчисления по отношению к валовому внутреннему продукту как открытой, так и теневой экономики, то их доля снизится с 46% до 30--35%. Данный размер налоговой нагрузки можно рассматривать в качестве приемлемой как для предприятий, так и для государственного бюджета в том случае, если налоги полностью платят все предприятия. Следовательно, одним из возможных методов легализации теневого сектора экономики может быть относительное снижение налоговой нагрузки с автоматическим ужесточением санкций за осуществление незаконной деятельности.
Государство не должно препятствовать своим гражданам в осуществлении шести экономических прав — заниматься бизнесом, владеть собственностью, зарабатывать на жизнь, инвестировать заработанные деньги в бизнес, вести международную торговлю, участвовать во всех аспектах рыночной экономики, — а не ставить палки в колеса своим гражданам.
Только в этом случае чиновники откажутся от «вознаграждения» за «решение вопросов». Если же будет установлен и доказан факт взяточничества государственным служащим, то мера ответственности к нему должна быть в два-три раза строже.
Только в таком случае теневая экономика в системе государственного управления потеряет ту социально-экономическую базу, которая обусловливает ее сегодняшний расцвет.[14,с.44]
Таким образом, отметим, что под теневой экономикой понимаются все экономические связи, которые по тем или иным причинам не учитываются официальной статистикой и не включаются в ВВП. Теневая экономика охватывает деятельность, связанную с производством товаров и услуг, а также незаконное перераспределение доходов и активов. Выделяется три вида теневой экономики: скрытая или теневая деятельность, неформальная или неофициальная деятельность и нелегальная деятельность.
Росту экономической преступности способствует стремление уголовных структур переключиться на легальную экономическую деятельность, позволяющую узаконить их криминальные доходы и открыто пользоваться плодами незаконно накопленного богатства.
В настоящее время проблемы оценки теневой экономической деятельности особенно актуальны в странах с трансформационной экономикой, например в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ. Это определяется совокупностью факторов. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возможность получения прибыли без самовозрастания стоимости, расширение частного сектора, а также практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа метких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциации доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.
Удельный вес теневой экономики в Беларуси составляет 17-18% от ВВП. Действующее сегодня законодательство содержит недостаточное количество норм, препятствующих или затрудняющих «отмывание» денег.
Необходимо ликвидировать причины существования теневой экономики. Если высок уровень налогообложения, надо снизить его, если экономические свободы оборачиваются вседозволенностью, требуется их цивилизованное ограничение, если само состояние экономики является благоприятной средой для расцвета теневого бизнеса, необходима активизация экономической политики с целью преодоления кризиса.
Одним из решительных шагов государства должна стать легализация теневых доходов, нейтрализация теневого предпринимательства. Преодоление его криминального характера предполагает осуществление конкретных мер в рамках программы борьбы с экономической преступностью.
1. Айдинян Р.М. неформальная экономика в контексте преступности: попытка классификации //СОЦИС Социологические исследования 2003 №3 31 с 3-7.
2. Круглов Д. Теневой бизнес в Беларуси: некоторые тенденции. // Главный бухгалтер. - 2002. - № 21. - с. 69-70.
3. Волкоповский В.А., Корягина Т.И. Официальная и теневая экономика в реальности и статистике // Экономика и математические методы. – 2000. - №4. – с. 14-24.
15. Новик С. Методы оценки теневой экономики. // Банковский вестник. - 2004. - № 10. - с. 25-32.
5. Глиссен Ф.Ф., Лукашина Ж.Е. Оценка состояния и тенденций экономики на основе конъюнктурных обследований // Вопросы статистики. – 1999. – №12.
6. Громович А.И., Пузиков В.В. Механизм легализации преступных доходов // Белорусский экономический журнал. – 1999. - №3. – с. 86-95.
7. Завельский М.Г. Хозяйственные развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2003, №4, с. 34-37
8. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы//СОЦИС. 2003, №1, с.124-130
9. Колесникова Л.А. Неформальный сектор: издержки «переходности» или отражение социального самосознания?// Общественные науки и современность. 2002, №5, с.48-65
10. Коттке К. «Грязные деньги – что это такое?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег / Пер. с нем. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 704с.
11. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность
12. Дадалко В.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. // Предпринимательство в Беларуси. - 2000. - № 31. - с. 16-18.
13. Статистический сборник Республики Беларусь. 2009г.
14. Филипович С.И Возможна ли легализация теневого капитала?// Финансы, учет, аудит. 2002, №2, с.43-44
15. Филипович С.И. Механизм ограничения теневой экономики// Финансы, учет, аудит. 2004, №2, с.76-77
16. Филипович С.И. Социально-экономические аспекты формирования и эффективного ограничения теневых структур экономики. – Мн.: Беларусь. – 1998 г. – 111с.
17.Экономическая безопасность и экономическая преступность/ В.В. Пузиков, А.И. Громович. – Мн.:Армита – Маркетинг, Менеджмент. – 2001. – 364с.
18. www.neg.by
Ключевые характеристики формальных и неформальных секторов экономики
Характеристика |
Неформальный сектор |
Официальная (формальная) экономика | ||||
Криминальный сектор |
Теневой некриминальный сектор (незарегистрирован-ные фирмы) |
Микро- и малый бизнес |
Средний бизнес |
Большой бизнес | ||
Целевая ориентация |
Накопление капитала, максимизация прибыли |
Выживание, обеспечение занятости |
Выживание, занятость, Для более зрелых - рост |
Выживание и развитие / рост |
Максимизация прибыли, устойчивое развитие, накопление капитала | |
Интегрированные легальные, нелегальные и криминальные виды деятельности бедняков, нацеленные на выживание | ||||||
Выбор целевых рыночных сегментов и направлений деятельности |
Ключевые критерии - высокие прибыли и рентабельность, быстрая оборачиваемость капиталов, презрение норм общечеловеческих ценностей и морали |
Любые возможные, в том числе трудоемкие, сегменты нерегулируемых рынков с высокой степенью неопределенности. Деятельность не противоречит общечеловеческим нормам морали |
Любые возможные, в том числе трудоемкие, сегменты слабо регулируемых рынков с высокой степенью неопределенности. Маркетинговые исследования - чаще качественные и интуитивные |
Использование маркетинговых исследований и выбор сегментов регулируемых рынков, наиболее адекватно отвечающих возможностям и ресурсам |
Целенаправленные исследования рынков с привлечением профессиональных маркетологов и выбор наиболее привлекательных и прибыльных сегментов регулируемых | |
Степень гибкости, Приспосабли-ваемости |
Достаточно высокая |
Очень высокая, Гибкость выбора способов заработать |
Высокая |
Средняя |
Низкая | |
Отношение к внешней среде |
Активной воздействие
на внешнюю среду с целью |
Полное отсутствие попыток воздействия на внешнюю среду |
Очень пассивная, реактивная позиция в лоббировании своих интересов |
Отношение ко внешней среде- достаточно пассивное и реактивное |
Высокая степень активности в лоббировании собственных и отраслевых интересов | |
Отношение к официальным институтам |
Стремление к использованию незарегистрированных институтов, следующих стратегий избегания открытых столкновений с государством |
Активное использование официальных инструментов и институтов (например, судов) | ||||
Трудовые отношения |
Создание собственных систем безопасности. Взаимная поддержка и семейно-клановый характер взаимоотношений |
Незащищенность труда. Ориентация на семейные производственные единицы, использование семейных и местных трудовых ресурсов. Взаимная поддержка и кредитование. Родство, этничность и принадлежность к одной и той же местности как источник определенного вида социальных и трудовых отношений |
Рабочие места защищены системой контрактных отношений и обязывающих договоров, профсоюзами | |||
Ресурсы |
Развитие собственной ресурсной базы и систем обмена ресурсами |
Семейные и местные |
Преимущественно семейные и местные |
Активное использование внешних ресурсов | ||
Культурный фактор |
Криминально-клановая культура социальных и «производственных» отношений |
Быт, инкорпорирующий
многие из вышеперечисленных |
Стремление к формированию корпоративной культуры, способствующей развитию и росту бизнеса |
Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения