Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39
Российская Академия государственной службы при Президенте РФ
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономика»
На тему: «Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика»
Выполнил: студент вечернего отделения
Сдан на проверку (дата, подпись) |
Проверен (дата, подпись) |
Предварительная оценка |
Санкт – Петербург
2011 г.
Оглавление
Сознание рядового гражданина, возбужденное бесконечно тревожными выпусками новостей, в ответ на словосочетание «теневая экономика» рисует караваны грузовиков, транспортирующие через выжженные степи тонны героина; таинственных людей с чемоданами фальшивых американских денег; чиновников, уличенных во взяточничестве; «отмывающиеся» в швейцарских банках миллионы. Все эти кадры действительно имеют место в теневой экономике.
Экономисты утверждают, что мировая теневая экономика неуклонно растет. Ее размеры в начале 90-х в развивающихся странах достигали 40% национальной экономики, в развитых – 14%, а в странах с переходной экономикой, в том числе в России – около 23. Но уже к середине 90-х зловещая экономическая тень нависла почти над сорока процентами нашей страны. Недавнее американо-российское исследование разительных перемен не выявило. Неужели и действительно настолько плохо?
Вышеизложенная информация объясняет важность и необходимость изучения особенностей государственный экономики, тем самым предопределяя актуальность выбранной темы настоящей курсовой работы. Эта работа является исследованием, которое представит освещение такого вопроса, как «Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика».
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
В данной курсовой работе разумно объединен материал, касающийся экономики государства. В частности, подробно будет охарактеризовано следующее:
- теневая экономика: определение и сущность понятия;
- структура и механизм функционирования теневой экономики;
- теневая экономика и ее институты, краткая характеристика некоторых из них;
- влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны;
- минимизация теневой экономики и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.
В свою очередь, это обуславливает структурное строение курсовой работы. Оно подчинено логике исполнения выбранной темы и представлено следующим образом: работа будет состоять из четырех глав, каждая из которых подробно осветит вопрос, которому она посвящена.
В ходе выполнения этой работы будут использованы различные источники, перечисленные при окончании данной работы. Также по окончанию работы будут сделаны определенные обобщающие выводы.
Теневая экономика (скрытая экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.
Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.
К основным причинам существования «серого» сектора можно отнести следующие 5 факторов (2, с.81):
1. Экономическая безальтернативность существующей модели ценообразования. Практически весь потребительский рынок обречен работать с необлагаемыми налогами суммами. В настоящее время до 90% российских организаций так или иначе причастны к серым схемам. Расчеты «черным налом» с поставщиками, обналичивание средств для выплаты скрытых доходов и подержания коррупционных отношений, осуществление экспортно-импортных операций по фиктивным документам — все эти действия сказываются на конечной цене товаров и услуг, бюджетах домохозяйств, величине собранных налогов и сборов.
2. Деградация моральных и правовых норм в поведении экономических субъектов. Советское игнорирование православных норм, неудачное внедрение коммунистических постулатов, отсутствие какой-либо идеологии в современной России привели к тому, что низкая значимость морально-этических устоев стала детерминирующим фактором развития не только экономики, но и всего российского общества. К тому же формирование российской государственности не сопровождалось выработкой качественных правовых норм и жесткой системы ответственности за их исполнение.
3. Бедность значительной части населения, составляющей 39,7% наших сограждан или 56,4 млн. человек. Бедность предполагает перенос принципов социального взаимодействия в плоскость экономической практики. При осуществлении экономических трансакций представители бедных социальных групп во главу угла часто ставят не соблюдение легальных правовых норм, а следование неформальным идентификационным признакам «своего» социума.
4. Перенесение в общество социальной, экономической или политической модели, созданной в ином социальном порядке. Россия пошла по пути импорта базовых социально-экономических и политических институтов без необходимого анализа их соответствия исконному общинному менталитету, ценностным морально-этическим ориентирам, исторической парадигме государственного управления. Результатами такой политики стал, в том числе отказ экономических субъектов действовать по чуждым институциональным нормам.
5. Коррупция, являющаяся и причиной, и двигателем серой экономики. Экономические субъекты при помощи коррупции оплачивают право «проезда» в сложившихся условиях хозяйствования, уменьшают зависимость от оппортунистических действий властей, преобразуют бюрократические полномочия в индивидуальную или корпоративную выгоду.
Возникшие в основном после распада СССР и прекращения руководящей роли КПСС, новые теневые институты - неоднородны. В их состав входят две основные группы.
Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур – политических, правовых или хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все сферы народного хозяйства. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются:
1) теневое производство
каких-то видов продукции (
2) теневой сбыт продукции;
3) нецелевое использование бюджетных средств;
4) обналичивание;
5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата;
6) теневые экпортно-импортные операции;
7) теневой отток капитала;
8) теневое инвестирование;
9) теневая занятость;
10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция.
Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций.
Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных институтов.
Нецелевое
использование бюджетных
1) решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории;
2) воровство государственных средств.
В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, «дружественных» соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.
Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов. На первом этапе деятельности по обналичиванию стоимость услуг фирм была весьма высокой и неустойчивой – от 5 до 15% от объема обналичиваемых средств. На втором этапе цена стала относительно стабильной, заметно снизилась и в настоящее время, как правило, не превышает 5% (10, с.201).
Перечисленные выше теневые институты различаются по выполняемым функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости – совсем другая. Наличие функционально разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, то есть пронизывают все сферы и отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно–финансовой сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании в России теневого образования, теневой медицины, теневой культуры, теневой науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, то сеть возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.
Вторая группа - теневые институты, которые возникли «в стороне» от таких структур, как бы «на чистом» месте. Об их возникновении вне каких–либо ранее существовавших легальных экономических организаций свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат» и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью специальных глубоких интервью с руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами. Проведение более или менее крупномасштабных экономико–социологических исследований в этой области затруднительно, тем не менее, некоторая информация о функционировании институтов второй группы также имеется.
Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика