Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39
Другая проблема связана с отражением в статистических показателях СНС и ВВП той деятельности, которая связана с нарушением закона, и которая поэтому безусловно должна быть отнесена к теневой экономике (подразделяющуюся на «скрытую» и «нелегальную»). Последняя охватывает те виды производства товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. При этом, скрытая деятельность должна полностью отражаться в таблицах СНС и ВВП. Некоторые виды нелегальной деятельности не признаются экономической деятельностью и поэтому не должны в них учитываться. Экономическими же видами деятельности предлагается считать те, в которых присутствует рыночная продажа товара или услуг, причем с обоюдного согласия продавцов и покупателей.
Мы считаем вполне содержательным и плодотворным выделение, наряду со скрытой, собственно преступной деятельности. Однако ее определение как нелегальной (в отличие от скрытой) нам представляется неудачным. Прежде всего, практически вся скрытая деятельность связана с нарушением закона и потому подпадает под понятие нелегальной. Далее. Относить продажу наркотиков к экономической, а продажу фальшивых банковских документов — к неэкономической деятельности по крайней мере нелогично. По нашему мнению, всякое действие, которое приводит к перераспределению средств (в денежной или неденежной форме) от одного собственника или экономического агента — к другому, есть действие экономическое. И, соответственно, любые действия, ведущие к крупным перераспределительным результатам, должны находить отражение в таблицах СНС. Конечно такие действия как воровство или рэкет не найдут отражения в счете производства, поскольку их экономический результат — чистое перераспределение. Но они должны быть отражены в счетах распределения доходов (3, с. 173).
Возникающий при этом парадокс, о котором говорилось выше, разрешается за счет того, что СНС и показатель ВВП имеют разное назначение. СНС призвана прежде всего дать по возможности полную картину экономической жизни страны, не претендуя на роль инструмента оценки позитивного или негативного характера тех или иных потоков или процессов. Другое дело такие показатели, как ВВП или объемы производства товаров и услуг по секторам, которые регулярно используются для оценки эффекта хозяйственной деятельности, его сопоставления для разных стран и т.п. Запрещенные виды деятельности — это такие, результаты которых имеют нулевую или отрицательную ценность для общества (хотя возможно и пользуются спросом и связаны с куплей – продажей по обоюдному согласию, как например, производство и продажа наркотиков). Ясно, что нельзя увеличение производства наркотиков или финансовых операций, подпадающих под статьи Уголовного кодекса, касающиеся различного рода мошенничеств, рассматривать как рост национального продукта. По нашему мнению, разрешение парадокса, состоит в том, что в СНС следует включать как можно более полный круг видов деятельности и экономических процессов, а в показатели типа ВВП, которые используются для оценки эффекта хозяйственной деятельности, — только те ее результаты, которые обладают положительной общественной ценностью (или полезностью).
Так как мы предлагаем включать в СНС фактически все виды преступной деятельности (поскольку они связаны с перераспределением), то в сегодняшних условиях очень важно отделить правонарушения, не непредставляющие большую опасность для общества (в частности, не подпадающие под статьи Уголовного кодекса, как многие случаи неуплаты налогов), от тяжелых преступлений, от настоящего криминала. По нашему мнению, самая настоятельная необходимость выделения и отслеживания размеров и динамики криминальной составляющей связана с особо быстрым ростом организованной преступности, проникновением в высшие эшелоны власти, укреплением ее интернациональных связей.
Поэтому мы считаем в нынешних условиях необходимым выделять из объемов «скрытой» деятельности именно «организованную экономическую преступность», определяя ее на основе уголовного законодательства.
Ввиду особой важности выявления масштабов и динамики скрытой и собственно организованной преступной деятельности, по нашему мнению, целесообразно в СНС в счета образования и распределения доходов ввести две дополнительных строки: «Доходы от скрытой деятельности» и (в том числе) «Доходы от организованной преступной деятельности».
Введение дополнительных
строк в счета СНС позволит
легче устанавливать связь
Произошедшая
институционализация теневой
Теневая экономика
стала привычным для
Нынешний этап
жизни российского общества - этап
институционализации теневой
Рост теневой экономики – явление общемировое. Однако в России, переживающий период ослабления и даже разрушения многих институциональных основ экономической и государственной структуры, приобрели значение одного из главных факторов, определяющих ситуацию в экономике. Все основные экономические проблемы, препятствующие выходу России их нынешнего глубочайшего кризиса, так или иначе связаны с неформальной (неконтролируемой) или прямо криминальной деятельностью, либо являясь ее причиной, генератором, либо следствием.
Можно перечислить следующие общеэкономические проблемы:
- Диспаритет цен между продукцией, которая может быть экспортирована (в основном продукция топливно-сырьевых отраслей), и продукцией, ориентированной на внутренний рынок. При равномерном высоком уровне налоговых изъятий в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства создается положение, когда без ухода от уплаты налогов предприятие становится убыточным. Диспаритет цен порождает вынужденное теневое поведение.
- Высокий уровень
преступности (в частности, криминальное
поведение многих банковских
и финансовых структур) резко
повышает риски, связанные с до
- Наличие сверхвысоких
доходов у узкого круга
Такого типа многосторонние взаимосвязи, исключительно широкие масштабы которых уже достигла неформальная и преступная деятельность, возможность мафиозных групп привлечь высококвалифицированных финансистов, юристов, политологов, специалистов по PR позволяет организованной преступности не только обеспечивать свою фактическую безнаказанность, но и бросить вызов государству, оспаривая его статус верховного арбитра в ключевых для них вопросах.
Специальная группа причин
роста теневой экономики и
экономической преступности связана
с ослаблением и разрушением
институциональных основ
Можно выделить три основных направления уменьшения масштабов теневой экономики:
Прежде всего, это разработка программы по поступательному переводу финансово-хозяйственной деятельности на легальную основу, включающей изменения в налоговом законодательстве, преференции за рост финансовых показателей, социальную поддержку населения в период трансформации.
Затем, это принятие законодательства о борьбе с коррупцией с обязательным восстановлением эффективности функционирования базовых государственных институтов.
Наконец, это реакция гражданского общества - в том числе использование публичного порицания не только за совершение доказанных экономических правонарушений, но и за сам факт участия в теневых организациях.
Для изменения сложившегося баланса между легальным и теневым секторами российской экономики необходима политическая воля высшего руководства страны.
Говоря о путях минимизации серого сектора экономическими методами, можно предложить следующий ряд мер:
Прежде всего, это расширение перечня местных налогов. В настоящее время в местные бюджеты поступают средства лишь от налога на имущество физических лиц и земельного налога. В местные бюджеты должны поступать средства от налога на доходы физических лиц (подоходного налога), так как это позволит местному населению видеть, на что идут поступающие в местные бюджеты средства. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу должна исчисляться по рыночной стоимости, а не, соответственно, по инвентаризационной и кадастровой, как происходит в настоящее время, с обязательным предоставлением налоговых льгот социально незащищенным слоям населения. Для эффективного контроля за использованием средств местных бюджетов необходимо повысить продуктивность деятельности контрольных органов на местах, возможно, под эгидой Счетной палаты России.
Также необходимо применять весь спектр возможных мер касательно местного криминалитета, имеющим значительный вес при принятии решений на местах: от достижения договоренностей с теневыми местными лидерами до военно-административных методов, как это происходило в ряде зарубежных стран. Кроме того, борьба с коррупцией нарушит «перемирие», заключенное в настоящее время между криминалитетом и властью.
Остановившись на путях минимизации теневого сектора, можно выделить и ряд следующих:
Во-первых, это нормализация судебной системы, которая может происходить, в том числе такими методами, как замена подавляющей части судебного корпуса новыми судьями.
Во-вторых, это реформирование единого социального налога в сторону выравнивания удельного веса доходов, уплачиваемых бедными слоями населения и богатыми гражданами.
В-третьих, это опять же борьба с коррупцией, особенно с проявлениями силового рэкета.
В-четвертых, это ликвидация фирм-«однодневок», неформальными учредителями которых часто выступают своеобразные региональные «тройки», состоящие из представителей правоохранительных органов, работников налоговой службы и чиновников региональных или местных администраций.
В-пятых, это уничтожение так называемых «банков-прачечных», через которые ежегодно перекачиваются триллионы рублей.
Наконец, в-шестых, освобождение от ответственности тех участников коррупционных отношений, которые согласились на сотрудничество со следствием.
Данная работа была посвящена теме «Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:
- теневая экономика:
определение и сущность
- структура и механизм функционирования теневой экономики;
- теневая экономика и ее институты, краткая характеристика некоторых из них;
- влияние теневой
экономики на социально-
- минимизация
теневой экономики и другие
аспекты, необходимые для
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Теневая экономика образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.
Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика