Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Tenevaya ekonomika_2.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

2) возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя. Экономические преобразования в России были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, которые присвоили функции государства. Рыночные реформы предполагали резкое увеличение  частной хозяйственной активности людей и, соответственно, уменьшение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования, как и любая инновация большого масштаба, привели к значительному росту неопределенности в функциях, правах и ответственности государственных чиновников разного ранга. Как люди, обладавшие наибольшим (в сравнении с другими социальными группами) деловым опытом и инициативой, они сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять свои должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам. Эта модель поведения бизнесмена вполне естественна и адекватна российским условиям, где люди стремятся игнорировать государство, действовать так, как будто его не существует. В  частности, уплата налогов рассматривается не только деловыми людьми, но и всем населением как двойное налогообложение, так как все покупают государственные услуги в частном порядке, в том конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе сформировалась такая  атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов стало нормой, следование которой морально не осуждается.

Иначе говоря, рассматриваемая  причина институционализации теневой  экономики в России состоит в  том, что чиновники используют свои рабочие места, власть и информацию, которой они располагают, как  один из ресурсов для осуществления своего частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер, так же как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу. Иначе говоря, государство в России является одним из субъектов рынка, причем субъектом, который обладает чрезвычайными полномочиями и экстраординарными возможностями, каких не имеет ни один из частных предпринимателей. Институты теневой экономики возникали в результате того, что государство, госчиновники нуждались в прикрытии своей теневой экономической деятельности.

  1. государство «подмяло» под себя, фактически «отключило» основные правовые структуры – службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Перемены в каждой из этих  структур – разные, но общим остается одно: государство сделало их недееспособными. Например, суды на протяжении всего периода реформ не только не финансировались, но и жестко привязывались к региональным властям, от которых реально зависело их материальное обеспечение (жилье, зарплата, социальные блага). Тем самым было запущено «теневое право» - теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения «теневого права», причем очень жесткая вплоть до «заказных убийств», которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке «обходить», и никаких серьезных санкций за это не следует. При любом сколько-нибудь значительном контакте с бесплатной официальной медициной пациентам приходиться платить. Формально бесплатное высшее образование оборачивается необходимостью для студентов платить за поступление, за экзамены и др. В результате, официальное право в значительной мере превратилось в декоративное. Теперь оно зачастую используется лишь для того, чтобы наказать тех, кто нарушает теневые нормы или мешает влиятельным группировкам добиваться своих «теневых» экономических, политических или иных целей. В немалой мере «официальное право» служит для демонстрации развитым странам, спонсирующим либеральные преобразования, а также международным финансовым и политическим организациям того, что Россия «идет курсом реформ» и остается «приверженной демократическим ценностям».

          - яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что «теневое право» действует сильнее, чем легальное.

- другой пример: формально в России частная собственность неприкосновенна, однако всем хорошо известно, что в реальности местные власти, используя административные рычаги (включая и судебные органы) могут отобрать завод или магазин у законного владельца и передать их в муниципальную собственность или же связанной с властями финансовой группировке.

- третий пример: формально в России огромные налоги, достигающие иногда 80% и более от прибыли. Однако все бизнесмены и власти прекрасно осведомлены, что, используя теневые схемы ухода от налогов, можно снизить их до приемлемой величины 10-15% и т.п. (1, с.301).

    1. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства

Одним из наиболее насущных направлений исследований и совершенствования методик  статистической работы представляется согласование оценок теневой экономики с методами реальной статистической практики, встраивание их в систему регулярных статистических измерений. Это, несомненно, повысило бы надежность и согласованность оценок теневой активности, проводимых в настоящее время различными методами и на основе разной информации, сделало бы их более прозрачными, прояснило те гипотезы, которые закладываются в тех или иных подходах.

Первые обстоятельные  описания теневой экономики на макроэкономическом уровне в научной литературе относятся к 70-м годам. Тогда в США появились работы, преимущественно статьи, о так называемой «подпольной экономике». В этих работах делался вывод о том, что в экономических прогнозах и статистических оценках современного состояния экономики уже нельзя пренебрегать неучтенной экономической деятельностью.

В Советском  Союзе (и затем уже в России) на постоянной основе исследования по теневой экономике еще с середины 70-х годов велись в Научно-исследовательском  экономическом институте при  Госплане СССР — теперь Институт макроэкономических исследований (ИМЭИ) при Минэкономики РФ.

С середины 90-х  годов в России появились статистические публикации, посвященные различным  аспектам теневой экономики. Важнейшим  событием стало издание Госкомстатом РФ двухтомника по современной методологии и методике статистики в России. Второй выпуск данного издания почти на половину посвящен методологии и методике расчета параметров скрытой и неформальной экономики.

Сегодня можно  со всей уверенностью утверждать, что  значение теневой экономики выходит за рамки криминалистической и узко понимаемой экономической тематики. Это - проблема общегосударственная. В плане экономики - это проблема и государственной статистики. Важной задачей в этом свете продолжает оставаться структуризация категории теневой экономики с точки зрения целесообразности включения отдельных ее элементов в валовый внутренний продукт (ВВП). Дело в том, что с разрастанием организованной преступности во всем мире, и в том числе в России, большую актуальность приобрела методологическая проблема вычленения из теневой экономики особо опасной криминальной составляющей и более конкретно - оргпреступности. Динамика криминальной компоненты в общем объеме теневой экономики наиболее высока. Сегодня - требование борьбы с организованной преступностью ставится во главу угла при решении вопроса привлечения в Россию иностранного капитала, заключения договоров о международном сотрудничестве и т.д. Поэтому проблема изучения криминализации экономики (особенно в организованных ее формах) требует наибольшего к себе внимания со стороны науки и государственных органов власти.

Разработка  и учет основных макроэкономических показателей базируются в РФ в  настоящее время на системе национального  счетоводства (СНС). Учет объемов теневой  экономики осуществляется по всем элементам национальных счетов:

- счету производства;

- счету товаров  и услуг; 

- счету образования  первичных доходов; 

- счету распределения  первичных доходов; 

- счету вторичного  распределения доходов; 

- счету использования  доходов;

- счету операций  с капиталом; 

- финансовому  счету (9, с.172).

В  1993 г. была принята последняя версия системы национальных счетов ООН (СНС-93), получившая название «голубой книги». По методологии СНС-93 введено три понятия теневой экономики, различающиеся по кругу охватываемых ими операций:

- скрытая или  теневая деятельность.

- неформальная  или неофициальная деятельность.

- нелегальная  деятельность.

В скрытое производство рекомендовано включать законную деятельность, которая скрывается или преуменьшается, осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязательств, в том числе и заполнения статистических вопросников. Такого рода деятельность наблюдается практически во всех отраслях и секторах экономики.

В узком смысле совокупность неформальных предприятий составляет подсектор в секторе домашних хозяйства. Последний, как известно, по методологии СНС включает в себя предприятия, работающие для собственных нужд домашнего хозяйства (например, индивидуальное жилищное строительство собственными силами) и собственно предприятия с неформальной занятостью. Согласно СНС-93 к предприятиям с неформальной занятостью отнесены производства, на которых отношения между работодателем и наемным работником, или между несколькими партнерами не закреплены формально, то есть каким-нибудь договором или другим юридическим документом. Отмечается, что этот подсектор неформальной экономики наиболее масштабен и важен в развивающихся странах (13, с.98).

Касаясь нелегальной деятельности, СНС-93 рекомендует включать в границы производства предприятия, осуществляющие производственную деятельность. Усиливая этот момент, особо оговаривается, что на нелегальных предприятиях должен иметь место действительно производственный процесс, а выпускаемые продукты и услуги должны иметь эффективный рыночный спрос. К нелегальным производственным единицам относятся хозяйственные субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (производство оружия или наркотиков, контрабанда и проституция). Сюда же отнесены субъекты хозяйствования, которые не имеют права заниматься данным видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензий).

Однако деятельность, направленную против личности или имущества, к примеру, грабеж, воровство и терроризм СНС-93 не трактует как трансакционную деятельность и поэтому не включает в границы производства. Но при этом ее последствия — денежные и натуральные доходы от воровства, грабежа, терактов должны быть так или иначе отражены в соответствующих счетах СНС с целью уменьшения разбалансированности между производством и использованием дохода и сведения ошибки (то есть разницы) к минимуму.

Относительно  учета всего спектра теневой  деятельности в ВВП, в последней  версии методологии СНС-93 он должен отражаться через институт поправок ВВП в показателях:

а) характеризующих  выпуск хозяйствующими субъектами (юридическими лицами) товаров и услуг;

б) выпуск продукции (товаров и услуг) домашними хозяйствами.

Госкомстат  России в настоящее время должен полностью следовать логике СНС-93. Неопределенность с пересчетами ВВП, демонстрирует, на наш взгляд, лишь первую волну потенциальных перекосов в национальном счетоводстве. Реальные трудности и парадоксы состоят в следующем.

Результатом развития национальной экономики, отражаемым в ВВП, не может считаться рост того же наркооборота или объемов услуг проституток. Это было бы полной профанацией экономической теории. Но потоки денежных средств в качестве платежа и дохода в криминальной экономике, размер отмыва «грязных денег» через инвестиции, реальные масштабы изменений в результате этого платежеспособного спроса оказывают огромное влияние на объемы и пропорции производства и потребления материальных благ и услуг. И это необходимо учитывать и экономистам, и статистикам. Преодоление указанного парадокса возможно, на наш взгляд, за счет специального выделения теневых потоков и их дифференцированного представления в СНС.

Начнем с  того, что беспрецедентное расширение теневой экономики в современной  России, настоятельно требует уточнения этого понятия. В том, что нынешнюю Россию и нашу экономику называют нередко «криминальным государством», «криминальной экономикой» есть значительная  доля истины. Она заключается, прежде всего, в серьезности угрозы всему обществу, которую влекут за собой масштабы распространения криминалитета. Не лишним будет, вновь подчеркнуть, что борьба с ним действительно становится вопросом жизни и смерти для страны, требует объединения общества, его мобилизацию на решение этой задачи и объявления ее приоритетной не только в чисто практическом, но и в теоретическом, идеологическом плане.

Широко трактуемая категория теневой экономики  в экономической литературе (не говоря уже о публицистической), на наш  взгляд, все таки не отвечает полностью этой задаче. Понятие «тени», «ухода в тень» означает сознательное сокрытие или искажение информации о результатах своей экономической деятельности. Иными словами, сам термин «теневая экономика» имеет оценочный характер, несет серьезную отрицательную общественную оценку. В то же время широко трактуемое понятие теневой экономики, (одной из главных целей которого является уточнение и восполнение показателей СНС и в первую очередь ВВП), включается широкий спектр производства в домашних хозяйствах и эпизодическое, нерегулярное занятие индивидуальной экономической деятельностью физическими лицами для пополнения семейного дохода. В то же время этот сектор экономической деятельности имеет характер по преимуществу натурального хозяйства. Эти виды экономической деятельности не связаны с сокрытием или искажением информации, поскольку они не требуют регистрации, и участвующие в них лица не обязаны предоставлять кому-либо отчетную информацию. Отношение общества и государства к этим видам деятельности, имеющим в России важное экономическое значение (особенно ведение личного подсобного хозяйства) должно быть прямо противоположным по сравнению с отношением к криминалитету.

Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика