Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39
2) возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя. Экономические преобразования в России были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, которые присвоили функции государства. Рыночные реформы предполагали резкое увеличение частной хозяйственной активности людей и, соответственно, уменьшение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования, как и любая инновация большого масштаба, привели к значительному росту неопределенности в функциях, правах и ответственности государственных чиновников разного ранга. Как люди, обладавшие наибольшим (в сравнении с другими социальными группами) деловым опытом и инициативой, они сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять свои должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам. Эта модель поведения бизнесмена вполне естественна и адекватна российским условиям, где люди стремятся игнорировать государство, действовать так, как будто его не существует. В частности, уплата налогов рассматривается не только деловыми людьми, но и всем населением как двойное налогообложение, так как все покупают государственные услуги в частном порядке, в том конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе сформировалась такая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов стало нормой, следование которой морально не осуждается.
Иначе говоря, рассматриваемая
причина институционализации
- яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что «теневое право» действует сильнее, чем легальное.
- другой пример: формально в России частная собственность неприкосновенна, однако всем хорошо известно, что в реальности местные власти, используя административные рычаги (включая и судебные органы) могут отобрать завод или магазин у законного владельца и передать их в муниципальную собственность или же связанной с властями финансовой группировке.
- третий пример: формально в России огромные налоги, достигающие иногда 80% и более от прибыли. Однако все бизнесмены и власти прекрасно осведомлены, что, используя теневые схемы ухода от налогов, можно снизить их до приемлемой величины 10-15% и т.п. (1, с.301).
Одним из наиболее насущных направлений исследований и совершенствования методик статистической работы представляется согласование оценок теневой экономики с методами реальной статистической практики, встраивание их в систему регулярных статистических измерений. Это, несомненно, повысило бы надежность и согласованность оценок теневой активности, проводимых в настоящее время различными методами и на основе разной информации, сделало бы их более прозрачными, прояснило те гипотезы, которые закладываются в тех или иных подходах.
Первые обстоятельные описания теневой экономики на макроэкономическом уровне в научной литературе относятся к 70-м годам. Тогда в США появились работы, преимущественно статьи, о так называемой «подпольной экономике». В этих работах делался вывод о том, что в экономических прогнозах и статистических оценках современного состояния экономики уже нельзя пренебрегать неучтенной экономической деятельностью.
В Советском
Союзе (и затем уже в России)
на постоянной основе исследования по
теневой экономике еще с
С середины 90-х годов в России появились статистические публикации, посвященные различным аспектам теневой экономики. Важнейшим событием стало издание Госкомстатом РФ двухтомника по современной методологии и методике статистики в России. Второй выпуск данного издания почти на половину посвящен методологии и методике расчета параметров скрытой и неформальной экономики.
Сегодня можно со всей уверенностью утверждать, что значение теневой экономики выходит за рамки криминалистической и узко понимаемой экономической тематики. Это - проблема общегосударственная. В плане экономики - это проблема и государственной статистики. Важной задачей в этом свете продолжает оставаться структуризация категории теневой экономики с точки зрения целесообразности включения отдельных ее элементов в валовый внутренний продукт (ВВП). Дело в том, что с разрастанием организованной преступности во всем мире, и в том числе в России, большую актуальность приобрела методологическая проблема вычленения из теневой экономики особо опасной криминальной составляющей и более конкретно - оргпреступности. Динамика криминальной компоненты в общем объеме теневой экономики наиболее высока. Сегодня - требование борьбы с организованной преступностью ставится во главу угла при решении вопроса привлечения в Россию иностранного капитала, заключения договоров о международном сотрудничестве и т.д. Поэтому проблема изучения криминализации экономики (особенно в организованных ее формах) требует наибольшего к себе внимания со стороны науки и государственных органов власти.
Разработка и учет основных макроэкономических показателей базируются в РФ в настоящее время на системе национального счетоводства (СНС). Учет объемов теневой экономики осуществляется по всем элементам национальных счетов:
- счету производства;
- счету товаров и услуг;
- счету образования первичных доходов;
- счету распределения первичных доходов;
- счету вторичного распределения доходов;
- счету использования доходов;
- счету операций с капиталом;
- финансовому счету (9, с.172).
В 1993 г. была принята последняя версия системы национальных счетов ООН (СНС-93), получившая название «голубой книги». По методологии СНС-93 введено три понятия теневой экономики, различающиеся по кругу охватываемых ими операций:
- скрытая или теневая деятельность.
- неформальная
или неофициальная
- нелегальная деятельность.
В скрытое производство рекомендовано включать законную деятельность, которая скрывается или преуменьшается, осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязательств, в том числе и заполнения статистических вопросников. Такого рода деятельность наблюдается практически во всех отраслях и секторах экономики.
В узком смысле совокупность неформальных предприятий составляет подсектор в секторе домашних хозяйства. Последний, как известно, по методологии СНС включает в себя предприятия, работающие для собственных нужд домашнего хозяйства (например, индивидуальное жилищное строительство собственными силами) и собственно предприятия с неформальной занятостью. Согласно СНС-93 к предприятиям с неформальной занятостью отнесены производства, на которых отношения между работодателем и наемным работником, или между несколькими партнерами не закреплены формально, то есть каким-нибудь договором или другим юридическим документом. Отмечается, что этот подсектор неформальной экономики наиболее масштабен и важен в развивающихся странах (13, с.98).
Касаясь нелегальной деятельности, СНС-93 рекомендует включать в границы производства предприятия, осуществляющие производственную деятельность. Усиливая этот момент, особо оговаривается, что на нелегальных предприятиях должен иметь место действительно производственный процесс, а выпускаемые продукты и услуги должны иметь эффективный рыночный спрос. К нелегальным производственным единицам относятся хозяйственные субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (производство оружия или наркотиков, контрабанда и проституция). Сюда же отнесены субъекты хозяйствования, которые не имеют права заниматься данным видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензий).
Однако деятельность, направленную против личности или имущества, к примеру, грабеж, воровство и терроризм СНС-93 не трактует как трансакционную деятельность и поэтому не включает в границы производства. Но при этом ее последствия — денежные и натуральные доходы от воровства, грабежа, терактов должны быть так или иначе отражены в соответствующих счетах СНС с целью уменьшения разбалансированности между производством и использованием дохода и сведения ошибки (то есть разницы) к минимуму.
Относительно учета всего спектра теневой деятельности в ВВП, в последней версии методологии СНС-93 он должен отражаться через институт поправок ВВП в показателях:
а) характеризующих выпуск хозяйствующими субъектами (юридическими лицами) товаров и услуг;
б) выпуск продукции (товаров и услуг) домашними хозяйствами.
Госкомстат России в настоящее время должен полностью следовать логике СНС-93. Неопределенность с пересчетами ВВП, демонстрирует, на наш взгляд, лишь первую волну потенциальных перекосов в национальном счетоводстве. Реальные трудности и парадоксы состоят в следующем.
Результатом развития национальной экономики, отражаемым в ВВП, не может считаться рост того же наркооборота или объемов услуг проституток. Это было бы полной профанацией экономической теории. Но потоки денежных средств в качестве платежа и дохода в криминальной экономике, размер отмыва «грязных денег» через инвестиции, реальные масштабы изменений в результате этого платежеспособного спроса оказывают огромное влияние на объемы и пропорции производства и потребления материальных благ и услуг. И это необходимо учитывать и экономистам, и статистикам. Преодоление указанного парадокса возможно, на наш взгляд, за счет специального выделения теневых потоков и их дифференцированного представления в СНС.
Начнем с
того, что беспрецедентное расширение
теневой экономики в
Широко трактуемая категория теневой экономики в экономической литературе (не говоря уже о публицистической), на наш взгляд, все таки не отвечает полностью этой задаче. Понятие «тени», «ухода в тень» означает сознательное сокрытие или искажение информации о результатах своей экономической деятельности. Иными словами, сам термин «теневая экономика» имеет оценочный характер, несет серьезную отрицательную общественную оценку. В то же время широко трактуемое понятие теневой экономики, (одной из главных целей которого является уточнение и восполнение показателей СНС и в первую очередь ВВП), включается широкий спектр производства в домашних хозяйствах и эпизодическое, нерегулярное занятие индивидуальной экономической деятельностью физическими лицами для пополнения семейного дохода. В то же время этот сектор экономической деятельности имеет характер по преимуществу натурального хозяйства. Эти виды экономической деятельности не связаны с сокрытием или искажением информации, поскольку они не требуют регистрации, и участвующие в них лица не обязаны предоставлять кому-либо отчетную информацию. Отношение общества и государства к этим видам деятельности, имеющим в России важное экономическое значение (особенно ведение личного подсобного хозяйства) должно быть прямо противоположным по сравнению с отношением к криминалитету.
Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика