Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.

Содержание работы

Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Tenevaya ekonomika_2.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

«Крыша» - криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловую активность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на:

- представительство  интересов в органах власти;

- защиту от  «наездов» других криминальных  группировок; 

- получение  государственных заказов; 

- гарантии занятия  определенной рыночной ниши;

- дополнительные  средства давления на должников; 

- предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства и т.п.

Фактически, крыша - это локальная монополия, которая  контролирует определенную долю рынка  и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и  увеличивает издержки входа на рынок. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности.

Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно величина его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.

Теневой механизм инвестирования - совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер - руководители стараются их не афишировать. Весьма сложно определить масштаб теневого инвестирования в развитие производства; однако этот механизм является важным элементом жизнеспособности и воспроизводства теневой экономики, а значит, и всей российской экономики в целом (11, с.43).

Механизм теневого краткосрочного инвестирования в развитие производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию, которую можно производить на данном предприятии; ее освоение не должно требовать значительных капитальных затрат и, в свою очередь, может принести быструю прибыль. В этом случае инвестирование нередко производится через дочерние коммерческие структуры, формальные владельцы которых - родственники или доверенные лица руководителей/собственников предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях произошел. Тем самым инвестиции определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие. Последнее является производственной площадкой для капитальных вложений, тогда как основные финансовые потоки, связанные с инвестированием, выводятся за его пределы. При этом дочерняя структура может создаваться на весьма краткий срок - только для того, чтобы «снять сливки» с выхода на новый прибыльный рынок и «увести» прибыль от налогообложения. Когда же прибыль, в силу естественных причин, связанных с действием механизмов конкуренции, снижается, соответствующая деятельность может быть переоформлена на материнское предприятие.

Многие руководители, особенно больших промышленных предприятий, вообще не считают такую деятельность инвестиционной. С советских времен сложилось представление о капитальных вложениях как о «стройках века», обязательно связанных со значительными масштабами капитального строительства, возведением новых цехов, созданием технологий и видов продукции, «не имеющих мировых аналогов», вовлечением в проекты десятков и сотен больших организаций и т.п. Иначе говоря - для российских руководителей промышленных предприятий свойственно «технократическое», а не «экономическое» понимание инвестиций. Первое предполагает акцент на «прирост/обновление материальной базы», вложения в этот прирост. Второе - вложения в прирост основного капитала. Очевидно, что прирост материальной базы может быть без увеличения основного капитала. В то же время, возможен значительный прирост основного капитала при весьма малых изменениях материальной базы. На фоне технократических представлений, освоение одного нового вида продукции с введением единственной недорогой технологической линии, размещаемой в старом помещении, многими руководителями не рассматривается как инвестиционная деятельность (8, с. 182).

Это - лишь отдельные  фрагменты, характеризующие теневые  экономические институты постсоветской  России. Без систематического, более или менее полного изучения таких институтов невозможно понять, как работает сформировавшаяся российская экономическая система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности теневой экономики России

    1. Институционализация теневой экономики и ее причины

Общепризнанный  количественный рост теневой экономики  в России сопровождается качественными  изменениями в системе социально-экономических  отношений. По нашему мнению, с середины 80-х годов и особенно в течение  последнего десятилетия, внутри теневой экономики, как и в ее положении в обществе, произошло качественное изменение - произошла ее институционализация. Несмотря на большое количество публикаций, посвященных масштабам и причинам теневой экономики, ее институты практически не изучались.

В данной главе курсовой работы нами будет сделана попытка характеризовать процессы институционализации теневой экономики.

Институционализация теневой экономики - это закрепление  теневого экономического поведения (например, «обналичивания» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Из этого  определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика  претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, на наш взгляд, свидетельствует появление  в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).

Взаимосвязи между  этими четырьмя элементами образуют особый мир – мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

Процесс институционализации  теневой экономики имеет свою этапность. На начальных стадиях  зарождения и распространения «тени» возникали в экономике вне каких-либо институтов: особые нормы поведения, системы взаимодействий и организации, связанные с теневой деятельностью, отсутствовали. На этом этапе, который в России протекал с середины 80-х и до начала 90-х годов, соответствующие субъекты находились в процессе поиска таких норм поведения и таких видов взаимодействий, которые могли бы стать наилучшей средой для их теневой активности. В стране происходило накопление  новых, теневых норм и теневых организаций. Происходил отбор таких из них, которые создавали наилучшие условия для теневой деятельности. В результате накопления и отбора таких форм некоторые их виды отмерли, другие же, наоборот, широко распространились и приобрели устойчивость, «вошли в культуру» теневых отношений.

Аналогичные процессы происходили  со всеми новыми видами теневого поведения, которые порождал российский рынок. Можно говорить, что к настоящему моменту теневая активность в  России приобрела устойчивость и  системность, то есть воплотилась в  адекватные ей организационно–культурные формы. Более того - она вытеснила (частично или полностью) некоторые мешающие ей открытые экономические институты, сосуществуя с рядом ними, оказывая на них определенное влияние.

Если вернуться к «обналичиванию», то показателем институционализации этой теневой деятельности стал момент, когда большинство бизнесменов установили с подобными фирмами стабильные связи, когда объявления из легальной прессы исчезли, отношения стали стабильными и многолетними, цена упала до 2-5% от суммы сделки. Как отмечают исследователи, к 1996 г. рынок «обналичивания» сложился и стабилизировался, и далее, вплоть до настоящего момента, принципиальных изменений на этом рынке не происходило (14, с. 182). В нашей терминологии это означает, что процесс институционализации этого вида теневой деятельности завершился. 

Характерным примером является также заработная плата. Она имеет  значительную теневую составляющую, причем практически во всех организациях, меняясь в разных отраслях, от 15 до 80%. По полученным нами данным, на предприятиях ВПК в 1999 г., как и в 1998, она составляла 17%, тогда как 83% выплачивались официально через кассу. Далее она несколько сократилась.

Из нижеприведенной таблицы  видно, что не только доля теневой  части зарплаты, но и структура  неофициальных выплат осталась в  течение 3-х указанных лет в целом стабильной при некотором сокращении бартерных и росте наличных выплат. Это - один из важнейших показателей институционализации, свидетельствующий о том, что в данной сфере установились относительно стабильные «правила игры».

Описанные процессы приводят к тому, что в экономической среде складывается второй «теневой мир», который «удваивает» открытую экономику, хотя и живет по другим законам, чем она (7, с.126).

 

 

 

Изменения в способах выплаты зарплаты на предприятиях российского  ВПК в 1998 - 2000 гг. (оценки директоров, в % к опрошенным)

_________________________________________________________________

Способы выплаты зарплаты             1998 г. 1999 г. 2000 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обычный денежный расчет через кассу   83 83 86

Наличными не через  кассу       1   4   6

Выплаты через  коммерческие структуры при

предприятии         2   2   2

 

Расчет гражданской  продукцией предприятия    7   4   2

Расчет гражданской  продукцией, полученной по

бартеру         6   5   3

 

Расчет с  помощью страховой компании, депозита в 

банке и т.п.         1   2   1

 

ИТОГО       100 100 100

 

 

 

Этот мир  проник во все сферы российского  общества. В настоящее время теневые  институты «пустили корни» в политической и правовой системе. Более того, сегодня они выполняют системообразующую роль по «склейке» экономики с политикой и правом, не дают развалиться всей социально–экономической системе в целом. Поэтому постоянно высказываемые в литературе надежды на ожидаемое быстрое «осветление» экономики в результате каких-либо реформаторских решений кажутся нам мало обоснованными.

Что касается причин институционализации теневой экономики  в России. Причины взрывного роста и институционализации теневой экономики в постсоветской России, по мнению некоторых авторов, гораздо глубже, чем ошибки «недореформирования». Как и сам процесс институционализации, его реальные причины сугубо социальны. Можно говорить об его макро- и микросоциальных причинах.

  1. «государствофобия» жителей России. Для них характерно стремление во что бы то ни стало вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства, даже в том случае, если в осуществляемой активности нет ничего незаконного. Это - реакция на десятилетия тотального контроля над всей жизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключало какую-либо возможность масштабной частной экономической активности. Поэтому, когда появились условия для такой активности, и граждане, осуществляющие ее, стремились  избежать контактов с государством.

     «Государствофобия» россиян повлияла на масштабы теневой  экономики в России в ходе рыночного реформирования. Даже если бы реформы в России были  такими же либеральными, как и в Восточной Европе, масштабы теневой экономики в ней все равно были бы намного выше, поскольку в этих странах тоталитаризм существовал не так долго и в целом был мягче. Традиции «государствофобии» и «бегства от государства» здесь не характерны.

Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика