Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области экономики государства и, имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе практического исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
Введение 3
1. Теневая экономика: понятие, сущность и структура 5
1.1. Теневая экономика: понятие, структура и механизм функционирования 5
1.2. Основные причины существования 5
1.3. Некоторые институты теневой экономики 7
2. Особенности теневой экономики России 14
2.1. Институционализация теневой экономики и ее причины 14
2.2. Проблемы отражения теневой экономики в Системе Национального Счетоводства 21
3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие 30
4. Минимизация (оптимизация) теневой экономики 32
Заключение 36
Список литературы 39
«Крыша» - криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловую активность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на:
- представительство интересов в органах власти;
- защиту от «наездов» других криминальных группировок;
- получение государственных заказов;
- гарантии занятия определенной рыночной ниши;
- дополнительные
средства давления на
- предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства и т.п.
Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и увеличивает издержки входа на рынок. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности.
Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно величина его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.
Теневой механизм инвестирования - совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер - руководители стараются их не афишировать. Весьма сложно определить масштаб теневого инвестирования в развитие производства; однако этот механизм является важным элементом жизнеспособности и воспроизводства теневой экономики, а значит, и всей российской экономики в целом (11, с.43).
Механизм теневого краткосрочного инвестирования в развитие производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию, которую можно производить на данном предприятии; ее освоение не должно требовать значительных капитальных затрат и, в свою очередь, может принести быструю прибыль. В этом случае инвестирование нередко производится через дочерние коммерческие структуры, формальные владельцы которых - родственники или доверенные лица руководителей/собственников предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях произошел. Тем самым инвестиции определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие. Последнее является производственной площадкой для капитальных вложений, тогда как основные финансовые потоки, связанные с инвестированием, выводятся за его пределы. При этом дочерняя структура может создаваться на весьма краткий срок - только для того, чтобы «снять сливки» с выхода на новый прибыльный рынок и «увести» прибыль от налогообложения. Когда же прибыль, в силу естественных причин, связанных с действием механизмов конкуренции, снижается, соответствующая деятельность может быть переоформлена на материнское предприятие.
Многие руководители, особенно больших промышленных предприятий, вообще не считают такую деятельность инвестиционной. С советских времен сложилось представление о капитальных вложениях как о «стройках века», обязательно связанных со значительными масштабами капитального строительства, возведением новых цехов, созданием технологий и видов продукции, «не имеющих мировых аналогов», вовлечением в проекты десятков и сотен больших организаций и т.п. Иначе говоря - для российских руководителей промышленных предприятий свойственно «технократическое», а не «экономическое» понимание инвестиций. Первое предполагает акцент на «прирост/обновление материальной базы», вложения в этот прирост. Второе - вложения в прирост основного капитала. Очевидно, что прирост материальной базы может быть без увеличения основного капитала. В то же время, возможен значительный прирост основного капитала при весьма малых изменениях материальной базы. На фоне технократических представлений, освоение одного нового вида продукции с введением единственной недорогой технологической линии, размещаемой в старом помещении, многими руководителями не рассматривается как инвестиционная деятельность (8, с. 182).
Это - лишь отдельные
фрагменты, характеризующие теневые
экономические институты
Общепризнанный
количественный рост теневой экономики
в России сопровождается качественными
изменениями в системе
В данной главе курсовой работы нами будет сделана попытка характеризовать процессы институционализации теневой экономики.
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивания» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.
Из этого определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.
О таком превращении, на наш взгляд, свидетельствует появление в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).
Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир – мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.
Процесс институционализации теневой экономики имеет свою этапность. На начальных стадиях зарождения и распространения «тени» возникали в экономике вне каких-либо институтов: особые нормы поведения, системы взаимодействий и организации, связанные с теневой деятельностью, отсутствовали. На этом этапе, который в России протекал с середины 80-х и до начала 90-х годов, соответствующие субъекты находились в процессе поиска таких норм поведения и таких видов взаимодействий, которые могли бы стать наилучшей средой для их теневой активности. В стране происходило накопление новых, теневых норм и теневых организаций. Происходил отбор таких из них, которые создавали наилучшие условия для теневой деятельности. В результате накопления и отбора таких форм некоторые их виды отмерли, другие же, наоборот, широко распространились и приобрели устойчивость, «вошли в культуру» теневых отношений.
Аналогичные процессы происходили со всеми новыми видами теневого поведения, которые порождал российский рынок. Можно говорить, что к настоящему моменту теневая активность в России приобрела устойчивость и системность, то есть воплотилась в адекватные ей организационно–культурные формы. Более того - она вытеснила (частично или полностью) некоторые мешающие ей открытые экономические институты, сосуществуя с рядом ними, оказывая на них определенное влияние.
Если вернуться к «
Характерным примером является также заработная плата. Она имеет значительную теневую составляющую, причем практически во всех организациях, меняясь в разных отраслях, от 15 до 80%. По полученным нами данным, на предприятиях ВПК в 1999 г., как и в 1998, она составляла 17%, тогда как 83% выплачивались официально через кассу. Далее она несколько сократилась.
Из нижеприведенной таблицы видно, что не только доля теневой части зарплаты, но и структура неофициальных выплат осталась в течение 3-х указанных лет в целом стабильной при некотором сокращении бартерных и росте наличных выплат. Это - один из важнейших показателей институционализации, свидетельствующий о том, что в данной сфере установились относительно стабильные «правила игры».
Описанные процессы приводят к тому, что в экономической среде складывается второй «теневой мир», который «удваивает» открытую экономику, хотя и живет по другим законам, чем она (7, с.126).
Изменения в способах выплаты зарплаты на предприятиях российского ВПК в 1998 - 2000 гг. (оценки директоров, в % к опрошенным)
______________________________
Способы выплаты зарплаты 1998 г. 1999 г. 2000 г.
------------------------------
Обычный денежный расчет через кассу 83 83 86
Наличными не через кассу 1 4 6
Выплаты через коммерческие структуры при
предприятии 2 2 2
Расчет гражданской продукцией предприятия 7 4 2
Расчет гражданской продукцией, полученной по
бартеру 6 5 3
Расчет с помощью страховой компании, депозита в
банке и т.п. 1 2 1
ИТОГО 100 100 100
Этот мир проник во все сферы российского общества. В настоящее время теневые институты «пустили корни» в политической и правовой системе. Более того, сегодня они выполняют системообразующую роль по «склейке» экономики с политикой и правом, не дают развалиться всей социально–экономической системе в целом. Поэтому постоянно высказываемые в литературе надежды на ожидаемое быстрое «осветление» экономики в результате каких-либо реформаторских решений кажутся нам мало обоснованными.
Что касается причин
институционализации теневой
«Государствофобия» россиян повлияла на масштабы теневой экономики в России в ходе рыночного реформирования. Даже если бы реформы в России были такими же либеральными, как и в Восточной Европе, масштабы теневой экономики в ней все равно были бы намного выше, поскольку в этих странах тоталитаризм существовал не так долго и в целом был мягче. Традиции «государствофобии» и «бегства от государства» здесь не характерны.
Информация о работе Теневая экономика в России: понятие, структура, специфика