Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теневой экономки в современной России и проблемы ее учета. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
дать определение теневой экономики;
рассмотреть структуру теневой экономики;
рассмотреть причины и последствия теневой экономики;
рассмотреть масштабы теневой экономики в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Теоретические аспекты теневой экономики
5
1.1 Понятие и структура теневой экономики.
5
1.2 Определение криминальной экономики и ее сущность
13
1.3. . Методы измерения теневой экономики.
20
2.Теневая экономики в современной России
26
2.1. Теневой сектор в экономике России
26
2.2. Причины и последствия теневой экономики.
28
2.3 Функции и масштабы теневой экономики.
31
3. Борьба с теневой экономикой.
39
3.1 Цель и методы борьбы с теневой экономикой.
39
3.2 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики..
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
45

Файлы: 1 файл

Теневая экономика в современной России.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли  за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной  коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами[7,с.47].

В переходный период, на начальном этапе реформ (1991-1994) теневая  экономика сыграла скорее положительную, стабилизирующую роль в обществе. В этот столь сложный период теневая  деятельность помогла выжить немалой части населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего.

В конце июля Всемирный  банк опубликовал работу, впервые позволившую увидеть сравнительный размер и динамику роста теневой экономики в полутора сотнях стран мира. Во многих из них, включая Россию, размер тени, по данным доклада, оказался значительно больше, чем считали национальные правительства

За период с 1993 по 1996 гг. количество выявленных преступлений возросло более чем в 1,5 раза. Только за 1999 год всеми российскими правоохранительными структурами было выявлено порядка 303 тысяч экономических преступлений, за 2001 год 400 тысяч. В 2009 году ущерб от совершенных в России экономических преступлений превысил 1 триллионов рублей, отчитался Следственный комитет (СК) при МВД. Это почти в 8 раз больше, чем годом ранее. За время кризиса число и масштаб экономических преступлений действительно выросли, говорят следователи. Но столь масштабный рост ущерба объясняется также изменением системы учета - следователи делали упор, прежде всего на крупных делах. Всего экономических преступлений в 2009 году было выявлено свыше 428 тыс., в том числе 74, 5 тыс. - в крупном и особо крупном размере. Из них окончены производством 314 тыс. уголовных дел, а в суды направлены дела по 254 тыс. преступлениям. Выявлено более 145 тыс. лиц, совершивших преступления, из них свыше 106 тыс. привлечены к уголовной ответственности.

Тот факт, что в кризис экономических преступлений в России стало больше, подтверждают данные всемирного обзора за 2009 год, подготовленного  экспертами PricewaterhouseCoopers (PwC). Аудитор  сообщает о росте экономических  преступлений именно в отношении бизнеса. Примечательно, что на эти данные PwC ссылается глава СК при прокуратуре Александр Бастрыкин, говоря о проблеме повышения инвестиционной привлекательности страны.

По данным PwC, от экономических  преступлений прямо или косвенно пострадали 71% российских компаний, что на 12% выше, чем до кризиса (в 2007 году) и значительно превышает среднемировой показатель (30%). Наиболее распространенным видом экономических преступлений в России стало незаконное присвоение активов (64%), еще 48% компаний столкнулись с взяточничеством и коррупцией (48%).

Почти восьмикратный  рост числа экономических преступлений, по которым отчитались следователи  СК при МВД в 2009 году, складывается из ряда факторов. С одной стороны, в кризис выросли масштабы экономических  преступлений по принципу «если рисковать, то рисковать по-крупному», отмечает в беседе с RB.ru директор Центра политической информации Алексей Мухин. С другой стороны несколько изменилась система учета, в соответствии с системой стимулов сотрудникам ДЭБа и собственным следователям было рекомендовано регистрировать дела, в которых сумма ущерба начинается от 1 миллионов рублей, - поясняет эксперт. - В результате следователи сосредоточились на крупных делах.

Число преступлений экономической  направленности, раскрытых сотрудниками МВД России в январе-июне 2011 года, составило почти 100 тысяч, сообщил журналистам начальник Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции генерал-майор полиции Денис Сугробов МВД РФ. Из них 64 тысячи относятся к категории «тяжкие и особо тяжкие».

Среди выявленных преступлений определяющее место заняли мошенничество - 32,5% и преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления - 21,4%, - сказал Сугробов. В результате работы по возмещению причиненного материального ущерба наложен арест на имущество, изъяты ценности на 32,4 миллиардов рублей. Сотрудники министерства пресекли более 21 тысячи преступлений против государственной власти, отметил генерал.

В кредитно-финансовой сфере выявлено около 33 тысячи преступлений. Раскрыто 12,7 тысячи преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, 1,5 тысячи преступлений в сфере внешней экономической деятельности.

МВД зарегистрировало более 4 тысяч преступлений, связанных с получением взяток. Начальник управления также сообщил о раскрытии 1,8 тысячи преступлений, связанных с хищениями и не целевым использованием бюджетных средств (98 из них вскрылись при проведении государственных закупок медицинского оборудования и лекарств). «Размер ущерба превысил 2 миллиардов рублей», - констатировал генерал.

По его словам, при  распределении госзаказов в России деньги от «откатов» чаще всего остаются за границей. «Основной массой средств, незаконно оседающих за рубежом, являются «откаты» при распределении государственных заказов в России», - сказал генерал и добавил, что для перевода полученных таким путем денег должностные лица пользуются «услугами» организованных преступных группировок.

Средний размер взятки в России составляет 300 тысяч рублей. «По сравнению с прошлым годом, размер кратно увеличился», - заметил он, но не уточнил, насколько вырос показатель. Чаще всего взятки берут люди, отвечающие за закупки и осуществляющие заказы для нужд организаций.

В сфере оборота нефтепродуктов выявлено 26 фактов врезок в магистральный  нефтепровод. Задержано 312 тонн нефти  и 1328 тонн ГСМ.

По словам начальника Управления по налоговым преступлениям  Абдулджапара Магомедова известно, что  за отчетный период выявлено 145 преступлений, это ненамного больше, чем в прошлом году. Выявлен нанесенный ущерб в сумме 2,8 млрд. рублей. Часть его возмещена. Как было отмечено, с начала года активизирована деятельность в бюджетообразующих отраслях экономики: в обороте алкоголя, топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, строительстве. Наряду с этим проводилась работа по выявлению злоупотреблений со стороны сотрудников налоговых органов. По этим фактам возбуждено 8 уголовных дел в отношении руководителей и инспекторов налоговых служб.

О работе по охране биоресурсов  Каспия рассказал заместитель начальника водной милиции Магомед Каргалаев. По его словам, за истекшие полгода  выявлен 291 факт браконьерства и 55 фактов незаконной скупки или сбыта морепродуктов. В ходе операции «Путина-2008» изъято более 7 тонн рыбы. В этом году пресечено 2 факта нелегального вывоза за пределы республики крупных партий осетровых рыб. Несмотря на то, что основная нагрузка по противодействию браконьерству приходится на милицию, у МВД нет технических средств и полномочий для самостоятельного проведения оперативно-профилактических мероприятий.

Львиная доля преступлений связанных с реализацией национальных проектов приходится на незаконную выдачу сельхозкредитов. Сумма отдельных  «левых» кредитов составляет от 300 тысяч до десятков млн. рублей. Вина за мошенничество не ограничивается участием в них лишь банковских работников. В этом участвуют и работники муниципальных образований, которые выдают фиктивные документы. С приходом на должность главы Дагфилиала Россельхозбанка Г. Гаджимагомедова ситуация нормализовалась. Что касается ответственности работников банка за огромные растраченные средства, то ни один из них перед законом так и не предстал, что связано, как объяснили представители МВД, с трудностями с установлением их вины.

Проблема, связанная с  незаконной выдачей земель, особенно на берегу моря. Как рассказали сотрудники МВД, эти земли, как правило, оформлялись  на фермерские хозяйства, затем их разбивали  на несколько участков и продавали  под строительство. Как сказал представитель УБЭП, по этим фактам возбуждено множество уголовных дел, в основном, в городе Дербенте, в Дербентском и Карабудахкентском районах.

Так же в сфере жилищного  строительства было возбуждено 47 уголовных  дел [27]

За последние годы теневая экономика в России сильно трансформировалась — очень, похоже, что она из «низовой» стала «верховой». Уменьшился теневой оборот внизу — продовольственные рынки, киоски и т. п. Вероятно, он увеличился на самом верху социальной пирамиды — например, не декларируется львиная доля заработков чиновников, милиционеров и т. д. Притом, что доля доходов этих категорий в совокупном доходе выросла. Возможно, мы даже недооцениваем размер теневой экономики в России — именно в силу того, что слишком большая часть доходов приходится на небольшую долю населения.

И уж точно доля «тени» в российской экономике не только заметно выше развитых и восточноевропейских  стран — она еще и намного  выше других крупных развивающихся  стран (Китай, Индия, Аргентина, Турция, Индонезия, даже Бразилия). По доле «тени» мы довольно близко подошли к границе, за которой находятся «несостоявшиеся государства». То есть страны, где государства не могут ни собрать налоги, ни предоставить взамен требуемые от государства услуги. Пока население и бизнесмены не увидят, что бюрократия занята не только своими доходами, но и качеством предоставляемых взамен услуг, ситуация не изменится.

Итак, из всего вышесказанного следует, что теневая экономика  позволяет решать кое-какие сиюминутные  проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России.

Разрастание теневого сектора  в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени,  чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от  многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

 

ГЛАВА 3 БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКОЙ

 

 

    1.  Цели и методы борьбы с теневой экономикой.

 

 

Практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы.

Прежде всего, обыденное  представление о желательности  полной ликвидации теневой экономики  является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожения теневой экономики «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а наоборот, возросли. Поэтому цель борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

Что касается методов  борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики  считать более важными.

Сторонники Э де Сото убеждены, что главная причина развития теневой экономики – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономики, прежде всего, необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятно для легального бизнеса, а тактические примеры – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное обсуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества [24]

 

 

3.2 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.

 

 

Последнее десятилетие в истории  нашей страны характеризуется возвращением российской экономики на путь рыночного  развития, которое продолжает сопровождаться ростом масштабов теневой экономической  деятельности и экономических преступлений. К 2003 г. в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21 - 23.

Глава 21 «Преступления против собственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих в РФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию в стране, сложившуюся в связи с посягательствами на собственность. В этой праве законодатель указал на 11 составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такие преступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст.160), вымогательство (ст. 163) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения и иным признакам имеют большое сходство с другой группой экономических преступлений, указанных в гл. 22 УК РФ.

Информация о работе Теневая экономика в современной России