Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теневой экономки в современной России и проблемы ее учета. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
дать определение теневой экономики;
рассмотреть структуру теневой экономики;
рассмотреть причины и последствия теневой экономики;
рассмотреть масштабы теневой экономики в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Теоретические аспекты теневой экономики
5
1.1 Понятие и структура теневой экономики.
5
1.2 Определение криминальной экономики и ее сущность
13
1.3. . Методы измерения теневой экономики.
20
2.Теневая экономики в современной России
26
2.1. Теневой сектор в экономике России
26
2.2. Причины и последствия теневой экономики.
28
2.3 Функции и масштабы теневой экономики.
31
3. Борьба с теневой экономикой.
39
3.1 Цель и методы борьбы с теневой экономикой.
39
3.2 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики..
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
45

Файлы: 1 файл

Теневая экономика в современной России.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Глава 22 УК РФ имеет особое значение для охраны складывающихся экономических отношений и описывает преступления в сфере экономической деятельности. Она заменила главу «Хозяйственные преступления» ранее действовавшего УК РСФСР. Всего гл. 22 предусматривает 34 состава преступления многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.

Новые экономические отношения потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности в коммерческих организациях, поскольку они не являются должностными лицами государственных учреждений и общественных организаций. В УК РФ проблемам ответственности такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4 состава таких преступлений в сфере экономики:

• злоупотребление полномочиями (ст. 201);

• злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

(ст. 202);

• превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203);

• коммерческий подкуп (ст. 204).

Сегодня МВД  проводится большая работа по переводу предприятий малого бизнеса из теневого сектора в легальный. В результате этого поставлены на учет десятки  тысяч предпринимателей. Причем после  этого сами бизнесмены говорят, что  работать им стало легче, т.к. не надо откупаться от многочисленных проверяющих структур. Ситуация, когда малый бизнес находится в тени, выгодна не предпринимателям, а коррупционерам. Так, некоторые контролирующие структуры в ходе работы по выводу бизнеса из тени преднамеренно ставят барьеры на пути законной регистрации субъектов малого бизнеса. Особенно часто такие факты встречались в Хасавюрте.

Для того чтобы  предотвратить огромное количество финансовых преступлений в нашей  стране нужно обязательно внести дополнительную прозрачность в структуру финансовых потоков естественных монополий. Это позволит отсечь от них коррумпированных чиновников, не позволит проводить мошенничества и хищения средств, а в случае совершения преступления его намного легче будет отследить.

Именно с  непрозрачность активов крупных компаний и связано большинство самых крупных преступлений. Это и хищение государственных средств, и неуплата налогов, и тому подобное. Изменение системы финансов хотя бы государственных предприятий и внесение прозрачности в их административную деятельность позволит предотвратить многие экономические преступления.

По данным МВД России уровень преступности, в том числе  количество тяжких и особо тяжких преступлений, в России в первом полугодии 2011 года снизился по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года соответственно почти на 10% и на 13%, докладывал 21 июля министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа  научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: теневую, неформальную, криминальную.

Природа теневой  экономики определяется деятельностью  экономических агентов, стремящихся  максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

Роль теневой  экономии в трансформирующихся социально-экономических  системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений, необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

В заключение можно сказать, что задачи, которые были определены в начале данной работы, выполнены и цель достигнута, то есть, изучены теоретические основы теневой экономики и произведен анализ её проявления в современной России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики.//ЭКО,2004.-№2.-с.21-37.
  2. Барсукова С. Ю. Контрафакт в вопросах и ответах / С. Ю. Барсукова // ЭКО. 2008. №10.  С.3-19.
  3. Барсукова С. Ю. Разговор про «тень», не наводя тень на плетень / С. Ю. Барсукова // Экономический вестник Ростовского <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0

Информация о работе Теневая экономика в современной России