Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности, структуры, причин, социально-экономических последствий теневой экономики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «теневая экономика»;
- охарактеризовать структуру теневой экономики;
- выявить причины и условия возникновения теневого сектора;
- показать реальную опасность теневого сектора для экономики страны;
- охарактеризовать социально-экономические последствия тенизации экономики;
Введение ……………………………………………………...
3
Раздел 1.
Теневой сектор как атрибут экономической системы ………..
5
1.1
Сущность теневой экономики ……………...…………………..
5
1.2
Структура теневой экономики …………………………………
7
Раздел 2.
Причины и условия возникновения теневой экономики ……
11
2.1
Становление теневого сектора и экономический рост ………
11
2.2
Причины формирования теневой экономики …………………
13
Раздел 3.
Теневой сектор – реальная угроза экономической безопасности страны …………..……………………………………………
18
3.1
Методы оценки теневой экономики ……………………………
18
3.2
Теневой сектор и экономические преступления ……………...
21
Раздел 4.
Социально-экономические последствия тенизации экономики
24
4.1
Специфика и масштабы теневого сектора в экономике Украины …………………………………………………………………
24
4.2
Теневая экономика как фактор дестабилизации хозяйственной системы ………………………………………………………
28
4.3
Детенизация экономики Украины – важнейшее условие преодоления кризисных явлений ………………………………….
29
Выводы ….……………………………………………………
33
Список использованных источников ……………
34
Общий интерес для всех четырех структурных групп заключается в получении дополнительного дохода за пределами правового поля, но масштабы развития теневой экономики определяют именно государственные чиновники, поскольку в условиях произвола основной целью их деятельности является не обеспечение национальной безопасности и достижение других целей экономической политики, а построение различных организационно-финансовых схем, позволяющих им легализировать незаконное присвоение государственных средств и взяточничество. Именно поэтому не используются инструменты государственной политики, стимулирующие развитие производства, направленные на облегчение бюрократических процедур ведения бизнеса. Именно приоритет личных интересов у чиновничества вынуждает остальную часть общества – хозяйственников и наемных работников – приспосабливаться, искать пути выживания.
Следовательно, структура теневой экономики отражает специфику сложившейся ситуации на секториальных рынках, просчеты в государственном регулировании экономики, дифференциацию жизненного уровня населения в контексте с изменениями рыночной конъюнктуры и макроэкономических тенденций, приоритетами экономической политики государства.
Раздел 2
Причины и условия возникновения теневой экономики
2.1 Становление теневого сектора и экономический рост
В странах с развитой рыночной экономикой становление теневого сектора, предпринимательской теневой экономики предопределяется уклонением от уплаты налогов, в первую очередь подоходного налога и налога на добавленную стоимость и включает главным образом предоставление услуг, осуществление различного рода работ лицами, работающими не по найму, а «на себя». Вследствие больших объемов теневой экономики ее уровень определяется с погрешностью в несколько десятков процентов: например, в США от 5 до 21 % (по некоторым источникам – 3 – 33 %); в Швеции от 2,5 до 12%; в Канаде от 3,5 до 19 %; в Италии от 9 до 19 %; Индии от 8,5 до 47,5 % ВВП. По данным Еврокомиссии, теневая экономика имеет наибольшую долю в ВВП на юге Европы, в частности, в Греции – от 29 до 35 % [5, с. 605]. По оценкам экономистов, в период экономического кризиса 1929 – 1933 гг. в США объем теневого сектора достигал 39 %, снизившись в годы Второй мировой войны до 3 %. Однако в первые послевоенные годы этот показатель уже составлял 27 %, а в период 1949 – 1979 гг. колебался на уровне 20 % ВВП. В 1980-е гг. США в среднем ежегодно теряли около 6,5 млрд. долл. в результате доходов теневой экономики от операций с героином, кокаином, марихуаной, около 1 млрд. долл. от сокрытия доходов по азартным играм (эти потери составляют около 13 % необходимых налоговых поступлений от сферы игрового бизнеса) [3, с. 638].
В условиях административно-командной системы теневая экономика функционирует вне официального, или регулируемого, сектора с целью создания предложения товаров и услуг, которые официальный сектор экономики либо не производит, либо производит в недостаточных объемах. В теневой экономике было задействовано свыше 20 % рабочей силы, а теневой сектор составляет свыше 20 % национального дохода. Если в начале 1980-х годов доля криминальной составляющей теневой экономики была на уровне 0,09 %, то в конце 1980-х гг. – от 10 до 22 % [3, с. 638]. Получили широкое распространение приписки, присвоение собственности, подпольная предпринимательская деятельность, выпуск неучтенной продукции на государственных предприятиях, спекуляция, коррупция и т.д. Существование теневого сектора прежде всего было обусловлено отчуждением трудящихся от тотально огосударствленной собственности, чрезмерным централизмом в управлении экономикой, который характеризовался преимущественным использованием административных рычагов, уравнительным распределением доходов, отсутствием эффективных стимулов к высокопроизводительному труду и др.
Немаловажную негативную роль в становлении теневого сектора играет государство, причем во всех странах и особенно в период системной трансформации. «Государственный» бизнес благодаря бесконтрольному доступу к средствам госбюджета достигает значительных масштабов. Если в условиях административно-командной системы основными направлениями теневой деятельности высших государственных чиновников являлись выделение средств на развитие отраслей тяжелой индустрии, военно-промышленного комплекса, аграрного сектора и др. сверх необходимой достаточности, поддержание и расширение сферы внешнеполитического влияния, производство символов власти, идеологическое обеспечение режима, финансирование бюджетной сферы, то в переходной экономике на первый план выдвигаются такие сферы деятельности, как руководство крупными международными проектами, предусматривающими покрытие за счет средств международных финансовых организацией абсолютно бесконтрольных расходов на поддержание валютного курса, реализацию других неокупаемых проектов (восстановление дорог, построенных с нарушением технологий, социальные программы и др.), программы оказания государственной поддержки отраслям народного хозяйства с размещением средств государственного бюджета в уполномоченных коммерческих банках, нецелевое использование государственных средств и имущества.
Таким образом, функционирование теневого сектора непосредственным образом взаимосвязано с уровнем экономического развития страны, оказывает негативное воздействие на экономическую динамику, является существенным барьером в выполнении государством своих функций, отталкивающим фактором на пути инвестиционных потоков.
2.2 причины формирования теневой экономики
Среди направлений экономической теории, всесторонний подход, наиболее полно раскрывающий причины становления теневого сектора, характерен для новой институциональной теории, в частности, для ее концепций ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
Д. Норт под понятием «институт» подразумевал норму или правило, формальное или неформальное, управляющее человеческим социальным взаимодействием. Поскольку институт – это порядок, определенные нормы поведения, «правила игры», по которым должны их придерживаться [4, с.197].
Неоинституционализм критикует неоклассицизм за отсутствие от принципа «методологического индивидуализма», согласно которому никакие коллективные общности (фирма, государство) не обладают самостоятельным существованием, отдельным от существования своих членов. Поэтому эти общности подлежат объяснению с точки зрения целенаправленного поведения индивидуальных агентов. Важнейшие социальные институты возникали спонтанно, в ходе взаимодействия множества индивидов, каждый из которым преследовал личные цели. За счет последовательно проводимого принципа «методологического индивидуализма» в центре внимания неоинституционализма оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических организаций, тогда как в неоклассической теории фирма и другие организации рассматриваются как «черный ящик», внутрь которого исследователи не заглядывают. Согласно неоинституционализму, экономические агенты действуют в мире больших трансакционных издержек, плохо или недостаточно определенных прав собствнености, жестких институциональных реальностей, полном риска и неопределенности.
Неоклассическая модель показывает человека как существо гиперрациональное; неоинституциональная трактовка более реалистична, что находит отражение в двух важнейших поведенческих предпосылках – ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
Первая поведенческая предпосылка отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Знания, которыми располагает человек, всегда неполны. Его четные и прогностические способности небеспредельны, на совершение логических операций им тратится много усилий. Из-за этого агенты вынуждены останавливаться не на оптимальных решениях, а на тех, которые они считают приемлемыми, исходя из доступной им ограниченной информации. Рациональность поведения этих агентов выражается в стремлении экономить не только на материальных затратах, но и на своих интеллектуальных усилиях. При прочих равных условиях они будут предпочитать решения, предъявляющие меньше требований к их предсказательным и счетным возможностям.
О. Уильямсон ввел в оборот понятие «оппортунистическое поведение», определяемое как «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» (self – interest – seeking – with – guile) [4, с. 200].
Речь идет о любых нарушениях взятых на себя обязательств. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (например, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда другая сторона не способна это обнаружить. Значительная часть социальных институтов (традиций, обычаев, правовых норм) призвана минимизировать негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Как отмечает О. Уильямсон, в социальных институтах нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности [4, с.200]. При отсутствии проблем ограниченной рациональности и оппортунистического поведения потребность во многих институтах попросту отпала бы.
Согласно О. Уильямсону, любые контракты всегда неполны, отсюда потребность в «контролирующих структурах», регулирующих отношения участников сделки на стадии ее исполнения. «Контролирующие структуры» создаются для оценки поведения участников сделки, разрешения споров, адаптации к изменениям, применения санкций к нарушителям.
Ф. Хайек (неоклассическое направление, неоавстрийская школа) первым предложил программу изучения «развернутого порядка человеческой кооперации», т.е. общей суммы правил, норм, ценностей и принятых образцов поведения, позволяющих индивидам сотрудничать в рыночном хозяйстве. Если человек, считает Ф. хайек, стремясь достичь частной выгоды, сталкивается с не благоприятным, не удобным, не понятным ему порядком, то он начинает искать выход из него, т.е. создается ситуация, когда существующий правопорядок вступает в противоречие с экономическим интересом. Поэтому действующее законодательство не способствует постоянному развитию реальной экономической деятельности и личность начинает создавать условия для реализации собственного экономического интереса. Д. Ронг отмечает, что «если бы человеческие существа полностью состояли из норм и ограничений, то как бы тогда можно было понять способы, которыми индивиду что-то изобретают и становятся предпринимателями, новаторами или преступниками?» [13, с.69]. Современная экономика, основанная на модели рационального поведения человека, обеспечивающего максимальную выгоду, предоставляет его выбору главную роль. Следовательно, люди принимают решение что-то делать потому, что имеют в этом собственный рациональный интерес. Складывается ситуация, при которой несоблюдение закона становится нормой.
В силу вышеизложенного к институциональным факторам необходимо относить не только экономические принципы максимизации выгоды и официально определенные обществом правила и нормы хозяйственного поведения, но и идеологические и этические, подрывающие работу властных институтов, а следовательно, выводящие экономическую деятельность «в тень».
Причины возникновения теневого сектора, опираясь на приведенные обстоятельства, состоят в следующем.
Во-первых, в двойственной природе человека. При преобладании собственного интереса над общественным мотивом служит эгоизм человека, который становится препятствием морали, традициям, праву. Нарушаются общественные «правила игры», что приводит к деструктивным последствиям.
Во-вторых, в неравномерности (цикличности) развития рыночного хозяйства. При усилении кризиса инфляция, безработица становятся благоприятными для роста объемов теневой экономики. В таких условиях снижается эффективность регулирующей функции государства, что влечет рост теневой составляющей.
В-третьих, в расслоении общества на бедных и богатых. Например, в Украине за счет приватизации государственного имущества обогатилась небольшая группа населения, имеются непосредственный доступ к нему. Посредством теневой приватизации государственной собствнености образовались «олигархи». Каждый хотел бы стать собственником доли государственного имущества, но не каждый имел возможность через распорядителей получить доступ к этому имуществу. Большая часть населения является бедной, вынуждена выживать в сложных экономических условиях, когда не действуют принципы социальной справедливости.
В-четвертых, в противоречиях
между законодательной и мораль
В-пятых, в противоречиях
между быстро меняющимися условиями рыночног
В-шестых, в противоречиях политической системы между властью и бизнесом. Слияние власти и бизнеса составляет олигархию, усиливающую тенизацию экономики. Олигархия проявляется не только в лоббировании интересов бизнесменов во власти посредством принятия «нужных» законов, но также и в недополучении казной огромных средств, что мешает государству выполнять свои функции. Поэтому слабость политической власти – одна из причин возникновения теневой экономики.
Следовательно, причины возникновения теневого сектора экономики имеют многоаспектный характер, отражают динамику хозяйственных процессов, интересы субъектов предпринимательской деятельности, работников. государства.