Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности, структуры, причин, социально-экономических последствий теневой экономики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «теневая экономика»;
- охарактеризовать структуру теневой экономики;
- выявить причины и условия возникновения теневого сектора;
- показать реальную опасность теневого сектора для экономики страны;
- охарактеризовать социально-экономические последствия тенизации экономики;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………...
3
Раздел 1.
Теневой сектор как атрибут экономической системы ………..
5
1.1
Сущность теневой экономики ……………...…………………..
5
1.2
Структура теневой экономики …………………………………
7
Раздел 2.
Причины и условия возникновения теневой экономики ……
11
2.1
Становление теневого сектора и экономический рост ………
11
2.2
Причины формирования теневой экономики …………………
13
Раздел 3.
Теневой сектор – реальная угроза экономической безопасности страны …………..……………………………………………
18
3.1
Методы оценки теневой экономики ……………………………
18
3.2
Теневой сектор и экономические преступления ……………...
21
Раздел 4.
Социально-экономические последствия тенизации экономики
24
4.1
Специфика и масштабы теневого сектора в экономике Украины …………………………………………………………………
24
4.2
Теневая экономика как фактор дестабилизации хозяйственной системы ………………………………………………………
28
4.3
Детенизация экономики Украины – важнейшее условие преодоления кризисных явлений ………………………………….
29

Выводы ….……………………………………………………
33

Список использованных источников ……………
34

Файлы: 1 файл

Сущность, структура, причины последствия теневой экономики.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 3

Теневой сектор – реальная угроза экономической безопасности страны

 

3.1 Методы оценки теневой экономики 

 

Методы, используемые для оценки теневой  экономики, условно можно разделить на следующие: социологические (экспертные оценки, опрос населения, анализ записей в налоговых книгах, анализ расхождений объемов доходов и расходов); статистические (анализ расхождений данных официальной статистики, оценки неучтенной стоимости составляющих ВВП); косвенные (анализ спроса на наличные деньги – монетарный метод, эконометрический анализ); структурные (экспертный анализ, доминирование, сопоставление показателей отраслей); специальные (исследование занятости, метод устойчивых взаимосвязей).

Недостатками вышеперечисленных  методов являются их громоздкость, трудоемкость, сложность сбора информации. Эти методы также, например, спрос населения и выборочные обследования несколько недооценивают размеры теневой экономики, что вызвано неполнотой информации вследствие либо отказа населения участвовать в обследованиях, либо намеренного искажения информации, в частности, утаивание доходов с целью уклонения от налогообложения. Превышение расходов над доходами может быть не связано с теневой экономикой – домашние хозяйства могут «продать» накопления или жить в долг.

Монетарный метод П. Гутмана  основан на изменении соотношения  объемов наличных денег и вкладов относительно некоторого базового периода при предположении, что в этом периоде теневая экономика отсутствовала. Избыток наличных денег объясняется только существованием теневой экономики, а скорость обращения денег принимается одинаковой для официальной и теневой экономик.

При оценках теневой экономики  на основе регрессионных зависимостей некоторые коэффициенты не выдерживают проверки на 5-процнетный уровень статистической значимости. Попытки изменения базового периода, в котором предполагается отсутствие теневой экономики, приводят к существенному изменению оценок, что свидетельствует о несовершенстве таких методов.

В Украине на протяжении многих лет официальный показатель «тенизации» экономики рассчитывался так называемым финансовым методом – во внимание принималось соотношение общей стоимости переработанного отраслью сырья и общей стоимости произведенной из него продукции. Таким образом просчитывалось скрытое производство товаров. С 2006 г. Министерство экономики Украины определяет объем теневой экономики несколькими методами: теневая экономика оценивается еще и по монетарному «энергетическому» и «торгово-розничному методам» [20, с.9]. Предполагается, что увеличение спроса на деньги вне банковских счетов означает рост объемов теневых операций. Но ряд экспертов считает, что оценка «тени» по росту наличности прежде всего показывает уровень доверия к финансовых учреждениям страны, одновременно признавая, что взаимосвязь между объемом наличных денег и нелегальным производством действительно существует. В данном случае применение монетарного метода позволяет проанализировать зависимость роста теневой экономики и увеличения обращаемых вне банков денежных средств.

Согласно «энергетическому»  методу, сравниваются рост ВВП и  затраты электроэнергии. Чем разительней  отличаются динамика ВВп и динамика потребления электроэнергии, тем больше объем незарегистрированной хозяйственной деятельности. Тем не менее этот метод не позволяет полностью оценить объем производимой вне контроля государства продукции по показателем расходования электроэнергии. В международной практике превышение роста затрат на электроэнергию над приростом ВВП действительно списывается на теневую экономику. Но в условиях Украины этот метод позволяет оценить уровень развития теневого сектора лишь частично. Во-первых, в энергоемких отраслях при возобновлении работы даже одного предприятия потребление электроэнергии резко возрастает, что может быть истолковано как элемент «тенизации». Во-вторых, Украина имеет колоссальные потери в электросетях, которые при данном подходе будут списываться на нелегалов. В-третьих, в Украине энергоемкость продукции, предприятий, работающих в одной отрасли, различна. Одно предприятие обновляет оборудование, осуществляя модернизацию производственных мощностей, а следовательно, увеличивая  выпуск продукции с одновременным снижением удельного расхода электроэнергии, другое - работает на старых мощностях, характерных значительными моральным и физическим износом, высоким удельным потреблением электроэнергии, что в конечном итоге приводит к сокращению объемов выпуска продукции на данном предприятии. Излишнее же расходование электроэнергии по «энергетическому» методу может быть истолковано как подтверждение наличия нелегального производства.

При «торгово-розничном» методе оценивается соотношение «затраты  населения – объем розничной торговли».  Этот метод охватывает сферу доходов населения в контексте с динамикой розничного товарооборота. Однако его использование наталкивается на ряд сложностей. Например, в Украине весьма проблематично точно определить разницу в приросте розничного товарооборота и расходов населения, поскольку около 40 % граждан получает неофициальную заработную плату, около 25 % товаров общего потребления ввозится контрабандой, а 15 % товаров этой группы производится вне государственного контроля [20, с.9].

Следует отметить, что  одновременное применение этих методов может привести к суммированию объемов «тенизации» экономики, полученных на основе различных коэффициентов – произведенный в теневом секторе объем продукции может учитываться несколько раз. Например, его определят по избыточному потреблению электроэнергии и одновременно по превышению расходов на закупку сырья над стоимостью произведенной продукции, т.е. будет увеличена не только статистика теневого производства, но и объем ВВП.

Таким образом, применение методов оценки теневой экономики  требует комплексного подхода к  осмыслению полученных результатов, корректировки данных с учетом степени влияния тех или иных факторов на уровень теневого производства и ВВП страны.

 

 

3.2 Теневой сектор и экономические преступления

 

Основной формой проявления теневой экономики являются экономические преступления, совершаемые организованными криминальными группами для присвоения сверхприбылей. Среди экономических преступлений наиболее распространены фиктивное предпринимательство, преступления в кредитно-финансовой сфере, уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, преступления в сфере страхования, должностные преступления.

 Согласно ст. 148 п. 4 Уголовного кодекса Украины, фиктивное предпринимательство – это создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лицу) без намерения осуществлять фактическую уставную деятельность. Предприятие считается созданным при его регистрации в установленном законом порядке. Под приобретением юридического лица понимается как покупка предприятия в целом, так и, например, контрольного пакета акций или имущества предприятия, которое приватизируется.

Мотивы создания псевдопредпринимательской  структуры различны: получение кредитов на цели, не предусмотренные уставом; присвоение полученных средств; предоставление (получение) в аренду помещений, имущества, земельных участков на неуставные цели; легализация доходов, полученных незаконными способами; противоправное прекращение деятельности конкурентов; монополизация рынка и др. Например, аграрное производство, дотируемое и кредитуемое на льготных условиях государством, является сферой широкого распространения фиктивного предпринимательства.

Основными видами преступлений в кредитно-финансовой сфере являются: хищение денежных средств; взяточничество со стороны должностных лиц банковских учреждений за предоставление кредитов, их пролонгацию; занижение процентных ставок, мошенничество с финансовыми ресурсами; безосновательная выдача кредитов убыточным и неплатежеспособным предприятиям.

Уклонения от уплаты налогов  осуществляются путем: непредставления  декларации о доходах, включения  в декларацию неточных данных; неведения  учета или ненадлежащего ведения  учета доходов и расходов, для  которых установлена обязательная форма учета, либо непостановки на учет в налоговой администрации; проведения операций через расчетный счет другой фирмы; заключения договоров на поставку продукции, выполнение работ (услуг) безналоговым предприятием (общественные организации инвалидов, чернобыльцев, оффшор); оформления ввозимых акцизных товаров как транзитных, но реализуемых внутри страны; продажи задокументированного товара, завоза на его место нового и т.д.

В частности, в Украине, где рынок страховых услуг и отношения между субъектами страхования находятся в стадии формирования, размеры страховых подлогов несопоставимы со странами с развитым рынком. В США страховой подлог по масштабам уступает только уклонениям от налогов. Объективно существующий страховой подлог в имущественном страховании составляет 10 % всех выплаченных по требованиям страховых возмещений. Тем не менее в Украине эта проблема также может возникнуть наряду с проблемой минимизации финансовых рисков, связанных с ответственностью заемщика, что характерно для страны уже в данный момент.

Общественная опасность  должностных преступлений (взяточничество, должностной подлог и др.) состоит в том, что должностное лицо подчиняет общегосударственные интересы личным. Взятка имеет форму денег, имущества, различных выгод. Должностной подлог имеет место при внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, подделке, подчистке официальных сведений (записей) и др. К должностным преступлениям также относятся хищение государственного или коллективного имущества путем присвоения, растрата или злоупотребление служебным положением. .

С теневой экономикой неразрывно связана легализация  доходов от преступной деятельности («отмывание денег»). Средства полученные преступным путем, прежде всего направляются на подкуп служащих исполнительной власти, силовых структур, судей, расширение сфер влияния, предложение «своих» людей в политику, т.е. на подрыв нормальных экономических отношений. «Отмывание денег» предполагает осуществление финансовых операций с целью сокрытия действительного источника денежных средств, размещение незаконно присвоенных денег в легальной банковской и финансовой системах (банковские счета, приобретение акций, облигаций, преобразование наличности в кредитные карточки, дорожные чеки, взносы в уставные фонды предприятий, фиктивных организацией и др.).

Следовательно, теневой  сектор функционирует во взаимосвязи  с экономической преступностью, рост которой способствует расширению масштабов тенизации экономики.

 

 

Раздел 4.

Социально-экономические последствия тенизации экономики

 

4.1 Специфика и масштабы  теневого сектора в экономике  Украины 

 

Во многих странах  теневой сектор возникает при преобладании частных интересов, вследствие чего нарушается закон, т.е. теневая экономика связывается с нарушением действующего законодательства. В Украине теневая экономическая деятельность возникает также в рамках официального правового поля. Если в других странах с началом теневой деятельности действие формального правового статуса прекращается, то в Украине аналогичной ситуации нет. Ряд деятелей в Украине, до недавнего времени, занимая важные государственные должности, представляли крупный бизнес. Кроме того, вольное использование чиновниками своего статуса позволяет вывести «в тень» не только экономическую, но и политическую, административную, правовую, социальную, другую деятельность.

Еще при административно-командной  системе чиновник имел право распоряжаться ресурсами, принадлежащими государству. Должностной статус указывал на определенные рамки, в которых пользователь таких прав принимал решения. Но при наличии дефицита, несовпадении реального и запланированного распределения ресурсов должностное лицо не имело возможности выполнить государственный план и могло утратить свой статус. Чиновник был вынужден идти на риск, проявлять находчивость, инициативу, достигая поставленной цели. При административно-командной системе в теневой секторе было занято как минимум 20 % рабочей силы, на теневую экономику приходилось свыше 20 % всех получаемых доходов. В начале 1990-х гг. и в последующий период основными формами «теневых доходов» в Украине являлись: припрятывание прибыли от налогообложения; укрытие значительной части доходов граждан от налогообложения; нелегальный экспорт капитала и товаров; коррупция; нелегальное производство товаров и услуги и их реализация; раскрадывание государственной собствнености, в том числе и в процессе приватизации; нарушения в кредитно-финансовой сфере ; криминальный промысел (наркобизнес, кражи, грабежи и т.д.); искусственное занижение официальных цен на товары и услуги.

Наибольший размах приобрели  махинации в кредитно-финансовой сфере: использование фальшивых платежных документов; фиктивные трастовые операции; незаконное получение кредитов (за взятки), в том числе льготных, их нецелевое использование; предоставление консультаций и помощи по сокрытию доходов от налогообложения; «отмывание» незаконно полученных доходов; валютные спекуляции на бирже; раскрадывание средств и др.

Нелегальный экспорт  капитала и товаров принял такие  формы: невозвращение средств иностранными предприятиями, их перечисление на специальные зарубежных счета; фиктивные соглашения с иностранными партнерами с целью распределения доходов; сбор псевдопредпринимателями и псевдофирмами средств населения, их конвертация и перевод за границу; открытие зарубежных счетов; нецелевое использование кредитов и др.

В конце 1990-х гг. из Украины было вывезено около 50 млрд. долл. США, а около 40 % денежной массы пребывало вне банковской системы [3, с.638]. В настоящее время в среднем ежегодно государственный и местный бюджеты пополняют теневой оборот на 1 млрд. грн, а недополучение казной обязательных поступлений составляет 12 – 13 млрд. грн [6. с.11].

Наличие института «власть - собственность» не позволяет идентифицировать экономическую систему Украины как рыночную. Главным отличием рыночной экономики является разделение властных и хозяйственных функций, в основе которого – свободное разделение и перемещение между экономическими агентами имущественных прав, что делает ее способной к быстрому маневрированию мощностями, перестройке пропорций используемых ресурсов без существенных изменений системы устойчивых социальных статусов и властной иерархии. В Украине же система «власть - собственность» не создала такого разделения.

Информация о работе Теневая экономика