Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности, структуры, причин, социально-экономических последствий теневой экономики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «теневая экономика»;
- охарактеризовать структуру теневой экономики;
- выявить причины и условия возникновения теневого сектора;
- показать реальную опасность теневого сектора для экономики страны;
- охарактеризовать социально-экономические последствия тенизации экономики;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………...
3
Раздел 1.
Теневой сектор как атрибут экономической системы ………..
5
1.1
Сущность теневой экономики ……………...…………………..
5
1.2
Структура теневой экономики …………………………………
7
Раздел 2.
Причины и условия возникновения теневой экономики ……
11
2.1
Становление теневого сектора и экономический рост ………
11
2.2
Причины формирования теневой экономики …………………
13
Раздел 3.
Теневой сектор – реальная угроза экономической безопасности страны …………..……………………………………………
18
3.1
Методы оценки теневой экономики ……………………………
18
3.2
Теневой сектор и экономические преступления ……………...
21
Раздел 4.
Социально-экономические последствия тенизации экономики
24
4.1
Специфика и масштабы теневого сектора в экономике Украины …………………………………………………………………
24
4.2
Теневая экономика как фактор дестабилизации хозяйственной системы ………………………………………………………
28
4.3
Детенизация экономики Украины – важнейшее условие преодоления кризисных явлений ………………………………….
29

Выводы ….……………………………………………………
33

Список использованных источников ……………
34

Файлы: 1 файл

Сущность, структура, причины последствия теневой экономики.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Модель приватизации в Украине характерна «открытость» для узкого круга лиц, прямым вмешательством в распределение собствнености всей вертикали бюрократического аппарата, что привело к «феодальному» принципу наделению собственностью. Государственное имущество передавалось коммерческим структурам, малым предприятиям при снижении его балансовой стоимости и цен предприятий на аукционах, концентрации значительной доли акций у руководителей, нарушениях правил проведения конкурсов и аукционов, сговорах о неправомерном распределении имущества и др.

Из частной собствнености  вынули ее «сердцевину» - присвоение продукта производителем, оставив лишь оболочку, право собствнености, а из рыночной экономики – трудовой характер товарно-денежных отношений, оставив лишь обмен товаров, соотношение спроса и предложения, определяемое «свободной игрой рыночных сил».

Рыночная экономика  из цивилизованной формы применения законов товарного производства в интересах общества превратилась в «цивилизованную» форму их использования с целью самообогащения определенных слоев населения, в стихию, где выживает более сильный и изворотливый в достижении своей цели. Созданная частная собственность оказалась менее эффективной по сравнению с прежней государственной, произошла криминализация хозяйственных отношений, получили развитие передел собствнености, хищения имущества.

Остается низкой прозрачность деятельности акционерных обществ  – лишь 6 % ценных бумаг находятся  в обращении на организованном фондовом рынке. Неразвитость фондового рынка деформирует механизм ценообразования акций, порождает теневые схемы их реализации. Для Украины стал характерным высокий уровень монополизации собствнености, принявшей следующие формы: государственно-монополистическая (объекты ВПК и ТЭК); олигархо- монополистическая (экспортные отрасли, банковская система); регионально- или монополитстически – отраслевая, особенно проявляющаяся в территориально-производственных и административных единицах, торгволе, АПК; менеджерско- монополистическая (крупнейшие объекты ГМК, химического комплекса); криминально-монополистическая, которая после судебных процессов или вытесняется, или легализируется [8, с.43].

Национальная экономика  стала подобной акционерному обществу, в котором свои интересы лоббируют только крупные «акционеры». Бизнес- интересы глубоко интегрированы в процессами принятия политических решений. Финансово-промышленные группы соперничают на поле «пробивания» налоговых льгот, экспортно-импортных квот, получения права на управление государственной собственностью. Внедряются схемы регрессивного характера (бесприбыльная деятельность), давальческие схема и др.

Отсутствие трех составляющих – прозрачность, предсказуемость  и простота – усложняют процесс реформ, приводит к нарушениям равновесного состояния экономики вследствие роста теневого сектора. Согласно статистике, доля теневой экономики в Украине сравнялась и превышает долю официальной, несколько снизившись в 2005 года (59 %) и вновь повысившись в 2006 г. (60 %). Динамика основных показателей официальной и теневой экономики Украины приведена в таблице 4.1

По данным фонда «Интеллектуальная  перспектива» и Центра социальных экспертиз  Института социологии НАН Украины, 45 % украинских граждан работают в «тени» [13, с.74]. увеличение размеров теневого сектора усиливает социально-экономическую поляризацию общества, региональную, отраслевую дифференциацию в оплате труда, способствует росту внебанковского оборота, а следовательно, необходимости увеличения эмиссионных кредитов НБУ, криминализации общества, блокированию инвестиций. Таким образом, формирование теневого сектора экономики Украины происходило в контексте с преобразованиями института собствнености. хозяйственного механизма, структурных пропорций. что способствовало наряду с приоритетами экономической политики его развитию и расширению.

 

Таблица 4.1 – Динамика основных показателей  официальной и теневой экономики  Украины [23, с. 62]

Показатель

2002

2003

2004

2005

2006

2010 прогноз

1

4

5

6

2

3

 

Официальный номинальный  ВВП, млрд. грн 

225,8

267,3

345,1

424,7

500.4

1500,0

Затраты труда в сфере производства, млрд. грн  

60,9

75,3

101,1

140,2

164,8

341,1

Располагаемый доход домашних хозяйств в официальной экономике, млрд. грн  

141,6

162,6

206,6

286,2

339.2

864,1

Суммарный номинальный  ВВП, млрд. грн

366,9

433,3

565,8

673.3

797,3

2100,0

Суммарные затраты труда, млрд. грн

201,9

240,9

321,7

378,7

461,7

984,0

Суммарный располагаемый  доход домашних хозяйств, млрд. грн

282,6

328.3

427,2

534,8

629,9

1350,0

Номинальный теневой ВВП, млрд. грн

141,1

165,9

220,7

248,6

296,9

800,0


 

 

 

4.2 Теневая экономика как фактор дестабилизации хозяйственной системы

 

Функционирование теневой  экономики теневой экономики  является фактором, представляющим серьезную угрозу макроэкономической стабильности. Правительство не в состоянии обеспечить реализацию намеченных социально-экономических задач за счет применения экономических и административно-правовых методов  ввиду наличия такого барьера, как теневой сектор, который постоянно адаптируется к нововведениям.

Всемирным банком разработана  методика расчета ущерба, причиняемого экономическими правонарушениями (коррупцией, мафией) экономике, в том числе за счет роста инфляции. Этот ущерб измеряется в пределах 3 – 500 % роста стоимости товаров и услуг в зависимости от вида правонарушений. Если правительственные чиновники выдают лицензии за взятки, экономический ущерб выражающийся в росте стоимости товаров (услуг), составляет 3 – 10 %.

 Если преступные  группировки контролируют и устанавливают цены на рынке, это приводит к росту надбавок к ценам товаров (услуг) в размере 15 – 20 % Если налоговые инспекторы за определенную плату позволяют скрыть часть доходов, то государственный бюджет недосчитывается около 50 % поступлений. Если чиновники за вознаграждение заказывают дорогостоящее оборудование или завышают стоимость общественных работ, то цены на товары и услуги повышаются на 20 – 100 %. Операции в кредитно-финансовой сфере ведут к ущербу, равному размеру дефицита бюджета, а под контроль «теневиков» может прейти от 30 до 40 % ВВП страны [5, с. 606]

Следовательно, потенциальная опасность теневой экономики выдвигает на первый план разработку комплекса мер по сокращению ее масштабов при непосредственном участии государства. предпринимательских структур. всех слоев населения.

 

 

4.3 детенизация экономики Украины – важнейшее условие преодоления кризисных явлений.

 

Основными направлениями  детенизации экономики Украины  являются: совершенствование системы налогообложения; повышение эффективности функционирования рынка услуг; установление контроля за властью со стороны общества; усиление борьбы с экономическими преступлениями.

Необходимо прежде всего  снизить налоговое давление на экономику. В частности, по налогу на прибыль  предприятий требуется: устранить  экономические необоснованные противоречия между нормами Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и положениями (стандартами) бухгалтерского учета относительно определения и оценки доходов и расходов для создания условий составления декларации о прибыли по данным бухгалтерского учета; снизить ставки налога до 22 % в 2010 году, с их последующим уменьшением (начиная с 2012 г.) до 20 %; по налогу с доходов физических лиц – ввести заявочный принцип регистрации самозанятых лиц – плательщиков налога в налоговых органах (упрощение процедуры регистрации); внедрить непрямые методы для определения объекта налогообложения (соответствие затрат доходам); усовершенствовать систему налогообложения пассивных доходов для стимулирования инвестиционной деятельности; по налогу на добавленную стоимость – ввести налоговую отчетность в разрезе контрагентов в электронном виде; ввести нулевое налогообложение исключительно при экспортных операциях; внедрить специальный режим налогообложения аграрных предприятий; поэтапно снизить ставки до 15 %.

Повышение эффективности  функционирования рынка услуг предполагает приоритетное развитие ряда его составляющих и прежде всего рынка финансовых услуг для населения в целях уменьшения остатка имеющихся денег, используемых как средство накопления вне банковских учреждений. Для преобразования этих средств в фактор экономического роста, детенизации хозяйственного процесса правительству и Национальному банку Украины целесообразно разработать ряд мер, предусматривающих: рост объема рынка финансовых услуг для населения за счет небанковских финансовых учреждений (инвестиционных, пенсионных, взаимных фондов, страховых компаний) для привлечения сбережений и расширения источников инвестирования предприятий (процесс тормозится отсутствием законодательных основ, долгосрочной политики правительства, квалифицированных специалистов); рост объема рынка кредитных и дебетовых (зарплатных) карточек международных и отечественных платежных систем для уменьшения обращения наличности (в настоящем время с помощью, кредитных карточек всех платежных систем формируется лишь около 12 % рынка потребительских кредитов); увеличение Фондом гарантирования вкладов физических лиц суммы возмещения денежных вкладов населения в случае банкротства коммерческих банков; ограничение выдачи физическим лицам кредитов в иностранной валюте, кроме случаев, предусматривающих покупку товаров и услуг на внешнем рынке.

Требует совершенствования рынок услуг предприятий розничной торговли для снижения незадекларированных расходов домашних хозяйств на внутреннем рынке – обязательное применение регистраторов расчетных операций в магазинах, объектах ресторанного хозяйства, принадлежащих предпринимателям – физическим лицам, уплачивающим налоги по упрощенной системе налогообложения; поэтапное введение в сети объектов розничной торговли, ресторанного хозяйства механизма безналичных расчетов с помощью платежных карточек; поэтапное уменьшение номенклатуры потребительских товаров, реализуемых через мелкорозничную сеть (киоски, лотки, палатки)  с учетом необходимости защиты прав потребителей.

Установление контроля за властью со стороны общества направлено на подчинение деятельности государства общественным интересам. В этой связи необходимо следующее. Во-первых, сокращение возможностей чиновников предоставлять льготы для бизнеса как источника их рентных доходов, создание институциональной среды, при которой рост доходов будет связан с ростом производительности факторов производства, что ограничит поиск работы и побудит чиновников создавать условия для эффективного ведения бизнеса. Во-вторых, создание гражданского общества, когда предпочтения населения учитываются не только во время выборов, а постоянно в результате конкуренции большего количества групп интересов, которые доводят свои предпочтения до власти. В-третьих, независимость судебной власти, защищающей права граждан, несмотря на изменения в структуре власти. В-четвертых, независимость средств массовой информации как способа контроля над государством со стороны общества. В-пятых, устранение экономической зависимости работников от работодателей. Это произойдет, когда работников будет диктовать работодателю условия своей занятости, оплаты труда, когда его профессиональные навыки, основанные на уникальных знаниях, которыми не владеют другие, станут основным ресурсом развития. Такое явление все более характерно для постиндустриального общества с доминированием экономики знаний.

Усиление борьбы с  экономическими преступлениями прежде всего предполагает организацию сплошного контроля за движением капитала, что осуществляется во всем мире. Элементами механизма такого контроля являются: учет финансовых операций и их участников; ограничение количества сделок с применением наличных расчетов; проведение обязательного аудита сомнительных следок; конфискация доходов от противоправной деятельности; усиление ответственности за «отмывание денег».

Реализация вышеперечисленных  направлений позволит противодействовать процессу роста теневого сектора экономики Украины, снизить угрозу макроэкономической стабильности, будет способствовать становлению гражданского общества, социальному процессу, укреплению экономической безопасности страны.

 

Выводы

 

Теневая экономика представляет собой сферу выявления хозяйственной  активности с целью получения  доходов от непредусмотренной законодательством деятельности, уклонения от системы общественного (государственного) контроля, уплаты налогов, других обязательных платежей. Теневой сектор является сплошной политинституциональной системой, функционирующей вне рамок легальной экономики.

Причины возникновения  теневого сектора различных и  охватывают интересы субъектов хозяйственной деятельности, работников государства.

Причинно-следственные связи  ряда явлений и процессов обуславливают  становление тенденций, формирующих теневой сектор и направления его развития.

Функционирование теневой  экономики имеет объективную и субъективную основу, негативно влияет на выполнение государством своих функций, уровень благосостояния населения, инвестиционный климат, хозяйственную активность.

В Украине теневая  экономическая деятельность приобрела  значительные масштабы и охватывает практически все сферы хозяйствования. Наличие теневого сектора является существенным барьером на пути реализации системных преобразований, реальной угрозой экономической безопасности страны.

Главными направлениями  детенизации экономики Украины  является совершенствование налогового законодательства, становление эффективного рынка услуг, создание системы общественного контроля, усиление борьбы с экономическими преступлениями.

 

Список использованных источников

 

  1. Закон Украины О превращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // налоги и бухгалтерский учет. – 2008. - №103 – 104. – С.2 -11.
  2. Указ президента Україні Про Концепцію подолання корупції в Україні «На шляху до доброчесності» // Урядовий кур’єр. – 20.09.2006. - №175. – С.11-12.
  3. економічна енциклопедія: У трьох томах Т.3 / за ред.. С.В. Мочерного. – К.: академія, 2002. – 952 с.
  4. История экономических учений (современный этап) / Под обще. Ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 733 с.
  5. Румянцева Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 810 с.
  6. барсукова І. Небезупречні пороги фінансової ріки // Урядовий кур’єр. – 2.08.2005. - №141. – С.11
  7. Брюханов М. Схемы искажения отчетных данных и ненадлежащего раскрытия информации в финансовой отчетности публичных компаний // Финансовый менеджмент. – 2006. - №5. – С.36-45.
  8. будкин В. Постсоциалистическая трансформация собствнености // Экономика Украины. – 2007. - №2. – С.39-44.
  9. Еременко А., Комаха А. суррогатные деньги // Бизнес. – 30.07.2007. - №31. – С.40-42.
  10. Єрохін С. рецепт для оздоровлення // Урядовий кур’єр. – 2.12.2008. - №226. – С.6
  11. Киндзерский Ю. Институциональные аспекты воспроизводства в контексте структурных трансформаций // Экономика Украины. – 2007. - №2. – С.4-12.
  12. Кравченко Ю. Рынкам естественных монополий – эффективное регулирование // Экономика Украины. – 2005. - №8. – С.68-74.
  13. Мазур И. Коррупция как институт теневой экономики // экономика Украины. – 2005. - №8. – С.68-74.
  14. Мудрак Р. Государственная регуляторная политика как составляющая экономического развития // Экономика Украины. – 2006. - №7. – С.34-40.
  15. Павлышенко М. Демократизация собствнености – основа демократизации общества // Экономика Украины. – 2006. - №9. – С.12-25.
  16. павлышенко М. Об отделении власти от бизнеса // Экономика Украины. – 2007. - №2. – С.53-61.
  17. Паламарчук Г., Венгер Л. особенности рейдерства в Украине и политика его преодоления // Экономика Украины. – 2007. - №9. – С.38-45.
  18. Паламарчук Г., Палмарчук А. Трансформация организационных структур в экономике Украины // Экономика Украины. – 2005. - №12. – С.40-46
  19. Панасик Б. Мистецтво державного регулювання // Урядовий кур’єр. – 2.12.2008. - №226. – С.6
  20. приставки Е. Кабмин нашел применение теневой экономике // Комментарии . – 11.08.2006. - №31. – С.9
  21. Свенчіцкі М. Рецепти одужання // Урядовий кур’єр. -0 17.02.2009. - №28. – С.9
  22. Фролова Н. налогообложение доходов от труда и от капитала в Украине // Экономика Украины. – 2006. - №12. – С.21-28.
  23. Харизишвили Ю. Измерение теневого ВВП на основе функций совокупного спроса и совокупного предложения // экономика Украины. – 2007. - №1. – С.57 – 63.

Информация о работе Теневая экономика