Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные
причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теория исследования теневой экономики.
1.1 Сущность и причины «теневизации» экономики………….
1.2 Виды теневой экономики…………..………………………....
1.3 Институты теневой экономики………………………………
1.4 Последствия теневой экономики………….
Глава 2. Анализ институтов теневой экономики в России.
2.1 Теневой сектор в России: причины и оценка………………………
2.2 Институты теневой экономики в России………………………..
2.3 Формы теневой деятельности в России…………………………..
Заключение
Список использованной литературы
При всём многообразии
Фиктивная экономика
Парадокс существующего налогового законодательства состоит в том, что, работая по "белому", то есть исключительно в рамках законов, можно платить налогов меньше, чем полагаться на "опыт" других. Еще не так давно можно было свободно покупать многочисленные брошюрки «100 способов сэкономить на налогах». Их никто не запрещал, просто их читали люди, готовящие законы, и этих способов не стало. Но остались другие и появились новые. Наконец, государство предоставляет льготы, которыми мало кто пользуется отчасти по незнанию, но больше по неумению.
Криминальная (чёрная) экономика
связана с преступными
Коррупция делает государственное регулирование экономически неэффективным, поскольку в результате её общественные средства распределяются и используются вопреки соображениям социальной целесообразности. Опасность коррупции в том, что она подчиняет ресурсы общества интересам преступного сообщества, поддерживает и защищает это сообщество.
1.3 Институты теневой экономики.
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.
О таком превращении, свидетельствует
появление в среде неформальных
взаимодействий следующих стабильных
характеристик. Во-первых - тех или
иных экономических ролей, привычных
для субъектов и носящих
«Мир теневой экономики» проник
во все сферы российского
В качестве элементарного объекта
теневой экономической
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую деятельность”, обычно включает:
- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);
- банк (позволяет оперативно
- “Служба безопасности” (имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления);
- связи, конституирующие
Структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.
1.4 Последствия теневой экономики
Следует уделить внимание последствиям, которые оказывают влияние на экономическую систему в целом. К позитивным последствиям можно отнести стабилизирующую роль теневой экономики. Эта стабилизирующая роль была особенно очевидной в условиях господства командной экономики. Однако стабилизирующая роль внелегальной экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счёт сокращения уровня оплаты труда, ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно-родственных, клановых, национальных). По логике такого воспроизводства, допустить увольнение – значит разрушить социальные связи. Парадоксальность ситуации в том, что достижение неоклассического равновесия зависит от рынка, очень удалённого по своим параметрам от неоклассического.
Кроме того, существование внелегального
сектора позволяет реализовать
предпринимательский потенциал,
Впрочем, параллельное
Теневая экономика порождает
ряд следствий, негативно
экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:
- Сокращается налоговая база. Как
следствие, растет налоговый
легальный сектор экономики.
- Снижается
- Усиливается ресурсное
- Неконтролируемые крупные
государственную политику, СМИ и избирательные кампании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
- Неконтролируемые крупные
государственную политику, СМИ и избирательные кампании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
- Происходит
перераспределение
- Происходит утечка капиталов за границу.
- Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и
товарами, опасными для потребителя.
- Трудность
оценки масштабов теневой
Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.
Глава 2. Анализ институтов теневого сектора в России.
2.1 Теневой сектор в России: причины и оценка.
Измерение
теневой экономики, оценка ее масштабов
является достаточно сложной задачей.
Это связано с самой ее природой
- теневая экономика носит
В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту.
Общепризнанный
количественный рост теневой экономики
в России сопровождается качественными
изменениями в системе
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.
Из этого определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию. О таком превращении свидетельствует появление в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).