Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные
причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теория исследования теневой экономики.
1.1 Сущность и причины «теневизации» экономики………….
1.2 Виды теневой экономики…………..………………………....
1.3 Институты теневой экономики………………………………
1.4 Последствия теневой экономики………….
Глава 2. Анализ институтов теневой экономики в России.
2.1 Теневой сектор в России: причины и оценка………………………
2.2 Институты теневой экономики в России………………………..
2.3 Формы теневой деятельности в России…………………………..
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

  При всём многообразии создаваемых  в неофициальной экономике товаров  и услуг их производство ограничено  «во времени и пространстве»,  поскольку зависит от случайных  обстоятельств и практически  не требует ни постоянных, ни  значительных инвестиций (затрат). Поэтому официальная регистрация мелкой производственной деятельности оценивается её участниками как нецелесообразная, тем более, если учитывать затраты на её регистрацию и её последствия.

  Фиктивная экономика представлена, как правило, предпринимателями, уклоняющимися от налоговых платежей (полностью или частично). Поэтому во всех странах государство, с одной стороны, определяет оптимальный уровень налоговых платежей, а с другой - административными мерами преследует неплательщиков.

Парадокс существующего налогового законодательства состоит в том, что, работая по "белому", то есть исключительно в рамках законов, можно платить налогов меньше, чем полагаться на "опыт" других. Еще не так давно можно было свободно покупать многочисленные брошюрки «100 способов сэкономить на налогах». Их никто не запрещал, просто их читали люди, готовящие законы, и этих способов не стало. Но остались другие и появились новые. Наконец, государство предоставляет льготы, которыми мало кто пользуется отчасти по незнанию, но больше по неумению.

  Криминальная (чёрная)  экономика  связана с преступными источниками  дохода (производство подделок, контрабанда,  финансовые аферы, наркобизнес,  сутенёрство, рэкет и т.д.), из  которых самым опасным признаётся  коррупция – взяточничество  государственных служащих, т.е. связанная с прямым нарушением Уголовного и Гражданского кодексов.  Сюда же можно отнести монополистические действия на рынке, ограничения конкуренции.

Коррупция делает государственное  регулирование экономически неэффективным, поскольку в результате её общественные средства распределяются и используются вопреки соображениям социальной целесообразности. Опасность коррупции в том, что она подчиняет ресурсы общества интересам преступного сообщества, поддерживает и защищает это сообщество.

1.3 Институты теневой экономики.

Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, свидетельствует  появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или  иных экономических ролей, привычных  для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты). В-третьих- устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами («прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивание» и т.п. Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

«Мир теневой экономики» проник во все сферы российского общества. В настоящее время теневые  институты «пустили корни» в политической и правовой системе. Более того, сегодня  они выполняют системообразующую  роль по «склейке» экономики с  политикой и правом, не дают развалиться всей социально–экономической системе в целом. Поэтому постоянно высказываемые в литературе надежды на ожидаемое быстрое «осветление» экономики в результате каких-либо реформаторских решений кажутся нам мало обоснованными.

В качестве элементарного объекта  теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн  теневой экономической деятельности - это совокупность взаимосвязанных  действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере, речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п. К операциям относятся, прежде всего, сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия. Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую деятельность”, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);

- банк (позволяет оперативно переводить  безналичные деньги в наличные  и наоборот, не говоря уж о  других операциях);

- “Служба безопасности” (имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления);

- связи, конституирующие группировку  по тому или иному признаку (обычное  родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность).

Структуры теневой экономики в  принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

1.4 Последствия теневой экономики

Следует уделить внимание последствиям, которые оказывают влияние на экономическую систему в целом. К позитивным последствиям можно  отнести стабилизирующую роль теневой  экономики. Эта стабилизирующая  роль была особенно очевидной в условиях господства командной экономики. Однако стабилизирующая роль внелегальной  экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счёт сокращения уровня оплаты труда, ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно-родственных, клановых, национальных). По логике такого воспроизводства, допустить увольнение – значит разрушить социальные связи. Парадоксальность ситуации в том, что достижение неоклассического равновесия зависит от рынка, очень удалённого по своим параметрам от неоклассического.

 Кроме того, существование внелегального  сектора позволяет реализовать  предпринимательский потенциал,  который остаётся невостребованным  в силу высоких издержек доступа  на легальный рынок. 

 Впрочем, параллельное существование  двух секторов экономики, легального  и внелегального, оказывает и  негативное влияние на социально-экономическое  развитие. Ввиду невыгодности технического  перевооружения во внелегальном  секторе тормозится технический  прогресс и в целом снижается производительность труда. Сокращается и объём инвестиций из-за ограниченности их источников (инвестируются только ресурсы, существующие внутри той или иной социальной структуры) и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам инвесторов. Далее увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, всё ещё остающихся в  легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор из тех, кто до последнего времени колебался – цена подчинения закону становится слишком высока. Результатом становится коллапс легального сектора – в нём остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти «в тень». Кроме того, существование внелегальной экономики делает неэффективными любые меры по проведению последовательной макроэкономической политики: она строится на основе заведомо неадекватных индикаторов и макроэкономических показателей. Это особенно важно в отношении кредитно-денежной политики, ведь внелегальный оборот наличности неподконтролен Центральному банку.

 Теневая экономика порождает  ряд следствий, негативно сказывающихся  на

экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

- Сокращается налоговая база. Как  следствие, растет налоговый пресс  на

легальный сектор экономики.

- Снижается конкурентоспособность  легальной экономики. Это в  свою очередь подталкивает и  другие экономические структуры  к уходу в тень.

- Усиливается ресурсное обеспечение  коррупции, что ведет к росту  ее масштабов.

- Неконтролируемые крупные финансовые  ресурсы позволяют влиять на

государственную политику, СМИ и  избирательные кампании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

- Неконтролируемые крупные финансовые  ресурсы позволяют влиять на

государственную политику, СМИ и  избирательные кампании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

- Происходит  перераспределение национального  дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе.

- Происходит  утечка капиталов за границу.

- Расширяется  неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и

товарами, опасными для потребителя.

- Трудность  оценки масштабов теневой экономики  приводит к большим ошибкам  в определении важнейших экономических  и социальных показателей развития  общества. Это затрудняет выработку  верных управленческих решений на различных уровнях.

Кроме того, в предыдущем пункте было сказано  об ошибках в государственном  управлении, к которым ведет наличие  развитой теневой экономики и  неверная оценка ее масштабов.

Глава 2. Анализ институтов теневого сектора в России.

2.1 Теневой  сектор в России: причины и  оценка.

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый  характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая  экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту.

Общепризнанный  количественный рост теневой экономики  в России сопровождается качественными  изменениями в системе социально-экономических  отношений. По мнению Косалса Л.Я. и  Рывкина Р.В., с середины 80-х годов  и, особенно, в течение последнего десятилетия, внутри теневой экономики, как и в её положении в обществе, произошло качественное изменение - произошла ее институционализация. Несмотря на большое количество публикаций, посвященных масштабам и причинам теневой экономики, ее институты практически не изучались.

Институционализация теневой экономики - это закрепление  теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми  участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Из этого определения ясно, что  пройдя стадию институционализации, теневая  экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию. О таком превращении свидетельствует появление в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).

Информация о работе Теневая экономика