Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные
причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теория исследования теневой экономики.
1.1 Сущность и причины «теневизации» экономики………….
1.2 Виды теневой экономики…………..………………………....
1.3 Институты теневой экономики………………………………
1.4 Последствия теневой экономики………….
Глава 2. Анализ институтов теневой экономики в России.
2.1 Теневой сектор в России: причины и оценка………………………
2.2 Институты теневой экономики в России………………………..
2.3 Формы теневой деятельности в России…………………………..
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир –  мир теневой экономики, которая  за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

К настоящему моменту теневая активность в России приобрела устойчивость и системность, т.е. воплотилась в  адекватные ей организационно–культурные  формы. Более того - она вытеснила  (частично или полностью) некоторые мешающие ей открытые экономические институты, сосуществуя с рядом ними, оказывая на них определенное влияние.

Характерным примером является заработная плата. Она имеет значительную теневую  составляющую, причем практически во всех организациях, меняясь в разных отраслях, от 15 до 80%. По полученным данным, на предприятиях ВПК в 1999 г., как и в 1998, она составляла 17%, тогда как 83% выплачивались официально через кассу. Далее она несколько сократилась. Не только доля теневой части зарплаты, но и структура неофициальных выплат осталась в течение 3-х последних лет в целом стабильной при некотором сокращении бартерных и росте наличных выплат. Это - один из важнейших показателей институционализации, свидетельствующий о том, что в данной сфере установились относительно стабильные «правила игры».

Причины взрывного роста и институционализации  теневой экономики в постсоветской  России, по мнению некоторых авторов, гораздо глубже, чем ошибки «недореформирования». Как и сам процесс институционализации, его реальные причины сугубо социальны. Можно говорить об его макро- и микросоциальных причинах.

Первая причина – «государствофобия» жителей России. Для них характерно стремление, во что бы то ни стало, вывести  свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства, даже в том случае, если в осуществляемой активности нет ничего незаконного. Это - реакция на десятилетия тотального контроля над всей жизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключало какую-либо возможность масштабной частной экономической активности. Поэтому, когда появились условия для такой активности, и граждане, осуществляющие ее, стремились  избежать контактов с государством.

«Государствофобия» россиян повлияла на  масштабы теневой  экономики в России в ходе рыночного реформирования. Даже если бы реформы в России были  такими же либеральными, как и в Восточной Европе, масштабы теневой экономики в ней все равно были бы намного выше, поскольку в этих странах тоталитаризм существовал не так долго и в целом был мягче. Традиции «государствофобии» и «бегства от государства» здесь не характерны.

Вторая причина институционализации  теневой экономики - возникновение  «делового тандема» чиновника и  предпринимателя. Экономические преобразования в России были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, которые присвоили функции государства. Рыночные реформы предполагали резкое увеличение  частной хозяйственной активности людей и, соответственно, уменьшение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования, как и любая инновация большого масштаба, привели к значительному росту неопределенности в функциях, правах и ответственности государственных чиновников разного ранга. Как люди, обладавшие наибольшим (в сравнении с другими социальными группами) деловым опытом и инициативой, они сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять свои должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам. Эта модель поведения бизнесмена вполне естественна и адекватна российским условиям, где люди стремятся игнорировать государство, действовать так, как будто его не существует. В  частности, уплата налогов рассматривается не только деловыми людьми, но и всем населением как двойное налогообложение, так как все покупают государственные услуги в частном порядке, в том конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе сформировалась такая  атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов стало нормой, следование которой морально не осуждается.

Иначе говоря, рассматриваемая причина институционализации теневой экономики в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места, власть и информацию, которой они располагают, как один из ресурсов для осуществления своего частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер, так же как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу. Иначе говоря, государство в России является одним из субъектов рынка, причем субъектом, который обладает чрезвычайными полномочиями и экстраординарными возможностями, каких не имеет ни один из частных предпринимателей. Институты теневой экономики возникали в результате того, что государство, госчиновники нуждались в прикрытии своей теневой экономической деятельности.

Третья причина - государство «подмяло»  под себя, фактически «отключило»  основные правовые структуры – службу правопорядка (полицию), судебную систему, прокуратуру и др. Перемены в каждой из этих  структур - разные, но общим  остается одно: государство сделало их недееспособными. Например, суды на протяжении всего периода реформ не только не финансировались, но и жестко привязывались к региональным властям, от которых реально зависело их материальное обеспечение (жилье, зарплата, социальные блага). Тем самым было запущено «теневое право» - теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения «теневого права», причем очень жесткая вплоть до «заказных убийств», которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке «обходить», и никаких серьезных санкций за это не следует. При любом сколько-нибудь значительном контакте с бесплатной официальной медициной пациентам приходиться платить. Формально бесплатное высшее образование оборачивается необходимостью для студентов платить за поступление, за экзамены и др. В результате, официальное право в значительной мере превратилось в декоративное. Теперь оно зачастую используется лишь для того, чтобы наказать тех, кто нарушает теневые нормы или мешает влиятельным группировкам добиваться своих «теневых» экономических, политических или иных целей. В немалой мере «официальное право» служит для демонстрации развитым странам, спонсирующим либеральные преобразования, а также международным финансовым и политическим организациям того, что Россия «идет курсом реформ» и остается «приверженной демократическим ценностям». Яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что «теневое право» действует сильнее, чем легальное. Другой пример: формально в России частная собственность неприкосновенна, однако всем хорошо известно, что в реальности местные власти, используя административные рычаги (включая и судебные органы) могут отобрать завод или магазин у законного владельца и передать их в муниципальную собственность или же связанной с властями финансовой группировке. Третий пример: формально в России огромные налоги, достигающие иногда 80% и более от прибыли. Однако все бизнесмены и власти прекрасно осведомлены, что, используя теневые схемы ухода от налогов, можно снизить их до приемлемой величины 10-15%. Чтобы пояснить, как на практике выглядит институционализация теневой экономики, какие изменения в работу экономического механизма в России она вносит, мы далее опишем некоторых широко распространенных ее институтов.

2.2 Институты теневой экономики  в России.

Возникшие в основном после распада  СССР, новые теневые институты - неоднородны. В их состав входят две основные группы.

Первая группа – институты, которые  возникли внутри тех или иных легальных  структур – политических, правовых или  хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все сферы народного хозяйства. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются: теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки), теневой сбыт продукции,  нецелевое использование бюджетных средств,  обналичивание,  теневые доходы, в том числе - теневая зарплата,  теневые экспортно-импортные операции,  теневой отток капитала,  теневое инвестирование,  теневая занятость,  теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций.

Вторая группа - теневые институты, которые возникли «в стороне» от таких  структур, как бы «на чистом» месте. Об их возникновении вне каких–либо ранее существовавших легальных экономических организаций свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат» и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью специальных глубоких интервью с руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами. Проведение более или менее крупномасштабных экономико–социологических исследований в этой области затруднительно, тем не менее, некоторая информация о функционировании институтов второй группы также имеется.

2.3 Формы теневой деятельности  в России.

Остановимся подробнее на некоторых  из вышеперечисленных институтов.

Нецелевое использование бюджетных  средств - направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Наиболее часто это происходит в случае передачи средств федерального бюджета из Москвы в регионы. Использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления - 1) решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и 2) воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.

Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета  в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов. На первом этапе деятельности по обналичиванию стоимость услуг фирм была весьма высокой и неустойчивой – от 5 до 15% от объема обналичиваемых средств. На втором этапе цена стала относительно стабильной, заметно снизилась и в настоящее время, как правило, не превышает 5%.

Перечисленные выше теневые институты  различаются по выполняемым функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости  – совсем другая. Наличие функционально  разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, т.е. пронизывают все сферы и отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно–финансовой сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании в России теневого образования, теневой медицины, теневой культуры, теневой науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой  потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

Крыша - криминальная группировка  или орган власти, контролирующие деловую активность одной или  многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на представительство  интересов в органах власти; защиту от «наездов» других криминальных группировок; получение государственных заказов; гарантии занятия определенной рыночной ниши; дополнительные средства давления на должников; предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства и т.п. Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и увеличивает издержки входа на рынок. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности.

Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно величина его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.

Теневой механизм инвестирования - совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных  инвестиций, которые носят латентный характер - руководители стараются их не афишировать. Весьма сложно определить масштаб теневого инвестирования в развитие производства; однако этот механизм является важным элементом жизнеспособности и воспроизводства теневой экономики, а значит, и всей российской экономики в целом.

Появление такого механизма в постсоветской  России связано с отсутствием  реальных гарантий прав частной собственности, отрицательным отношением значительной части российского общества к  «капиталистам», «хозяевам», «богачам». Такая социальная атмосфера не благоприятствует преумножению собственности (на что направлены инвестиции). В то же время, общество весьма благожелательно относится к экономическому росту, увеличению производства (это было характерно для советских времен и перешло с некоторыми изменениями в нынешнее время). В этих условиях многие частные собственники стремятся скрыть инвестиции и, одновременно, достаточно охотно показывают прирост производства.

Механизм теневого краткосрочного инвестирования в развитие производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию, которую можно производить на данном предприятии; ее освоение не должно требовать значительных капитальных затрат и, в свою очередь, может принести быструю прибыль. В этом случае инвестирование нередко производится через дочерние коммерческие структуры, формальные владельцы которых - родственники или доверенные лица руководителей/собственников предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях произошел. Тем самым инвестиции определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие. Последнее является производственной площадкой для капитальных вложений, тогда как основные финансовые потоки, связанные с инвестированием, выводятся за его пределы. При этом дочерняя структура может создаваться на весьма краткий срок - только для того, чтобы «снять сливки» с выхода на новый прибыльный рынок и «увести» прибыль от налогообложения. Когда же прибыль, в силу естественных причин, связанных с действием механизмов конкуренции, снижается, соответствующая деятельность может быть переоформлена на материнское предприятие.

Информация о работе Теневая экономика