Теоретическая основа естественной монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе независимо от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличения или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Теоретическая основа естественной монополии
Понятие естественной монополии_________________________5
Анализ поведения фирмы – монополиста___________________9
Показатели монополистической власти____________________13
Естественные монополии России
Роль естественных монополий в России___________________16
Естественные монополии России. Электроэнергетика________18
Естественные монополии России. Газовая промышленность__20
Естественные монополии России.
Железнодорожный транспорт____________________________22
Особенности антимонопольной политики
Антимонопольная политика США________________________24
Антимонопольная политика России_______________________29
Анализ антимонопольной политики России и США_________33
Заключение________________________________________________________38
Список использованной литературы_________________________________41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekonomicheskoy_teorii.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение___________________________________________________________3

    1. Теоретическая основа естественной монополии
      1. Понятие естественной монополии_________________________5
      2. Анализ поведения фирмы – монополиста___________________9
      3. Показатели монополистической власти____________________13
    2. Естественные монополии России
      1. Роль естественных монополий в России___________________16
      2. Естественные монополии России. Электроэнергетика________18
      3. Естественные монополии России. Газовая промышленность__20
      4. Естественные монополии России.

Железнодорожный транспорт____________________________22

    1. Особенности антимонопольной политики
      1. Антимонопольная политика США________________________24
      2. Антимонопольная политика России_______________________29
      3. Анализ антимонопольной политики России и США_________33

Заключение________________________________________________________38

Список использованной литературы_________________________________41

 

Введение

С возникновением монополий стало ясно, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Государство, пытаясь компенсировать несовершенство рынка, прибегает к различным методам и приёмам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  1. разрабатывает законы, на основе которых можно выявить и наказать фирмы, уличённые в монополизации;
  2. создаёт организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляет случаи их монополизации;
  3. помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

В связи с этим проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т.к. законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в развитых странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе независимо от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличения или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Оттого, насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дельнейшее развитие экономики России и уровень её благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретические основы естественной монополии

1.1. Понятие естественной  монополии

Если не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, говорят о несовершенной конкуренции.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей.[1,c120]

Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нём функционирует единственный производитель продукта, причём этот продукт не имеет близких заменителей, произведённых в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

Из всего вышесказанного сформулируем определение абсолютной (чистой) монополии.

Абсолютная (чистая) монополия — рынок со следующими отличительными чертами: а) на нем существует лишь одна фирма-продавец, обслуживающая весь рынок, то есть размер фирмы совпадает с размером отрасли, б) она предлагает уникальный товар, не имеющий близких заменителей, в) вход на рынок для других продавцов закрыт (монополия государства, патенты, эксклюзивный доступ к ресурсам), либо экономически неэффективен (сетевой характер доставки блага, требующий контроля из единого центра, положительная отдача от масштаба).[2,c155]

Фирма — абсолютный монополист обладает значительной властью на рынке: изменяя цену, она контролирует объем продаж. Ограничителем для нее выступает только общий спрос, который при больших значениях цены становится достаточно эластичным. Примечательно, что в переходной российской экономике естественные монополисты практиковали даже выход за пределы кривой спроса, аккумулируя неплатежи и получая дополнительную власть над должником, в роли которого нередко выступало государство.

Абсолютная монополия делится на искусственную и естественную.

Естественная монополия также существует в двух видах: а) она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма; б) она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс.

В основе устойчивости естественной монополии лежит экономия, обусловленная размером производства (положительная отдача от масштаба). Для этого должны соблюдаться два условия: а) концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек), б) объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышает общую емкость рынка или близок к ней.

Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.

Существует ряд случаев, когда абсолютная монополия становится экономически целесообразной в сферах деятельности, обычно охватываемых конкурентными рынками:

• в ситуации, когда размеры локального рынка настолько малы, что не достигают оптимального объема производства фирмы в долгосрочном периоде (сапожник, печник, парикмахер, ветеринар в мало населенном пункте). Обычно это касается товаров с запретительно высокими издержками транспортировки из других регионов или услуг, для которых нужен непосредственный контакт продавца и покупателя;

• в ситуации, когда требуется узкая специализация, выделение отдельного сегмента рынка со своими особыми требованиями к товару, условиями его продажи. При этом деление сегмента между двумя или несколькими предприятиями выводит размеры предприятия за границу зоны безубыточности и поэтому является экономически нецелесообразным. А расширение деятельности предприятия за счет одновременного освоения других сегментов так-же может быть экономически неэффективным при сложившейся территориальной локализации сегмента.

Абсолютная монополия имеет свои положительные стороны: а) получая, кроме нормальной, еще и монопольно высокую прибыль, абсолютные монополисты располагают необходимыми и относительно дешевыми инвестиционными ресурсами, которые могут использоваться для реструктуризации предприятия, обновления производства, внедрения новых товаров; б) высокие прибыли, получаемые монополистами, создают эффективные стимулы для других фирм, нацеленных на поиск способов завоевания столь доходного рынка. Это означает, что у абсолютной монополии есть свои естественные временные ограничители. Она подрывается появлением нововведений, товаров-субститутов, позволяющих более глубоко удовлетворять потребности (в основе этого процесса лежит изменение потребительских предпочтений), а также при проникновении на рынок конкурирующих импортных товаров.

В то же время абсолютная монополия приводит к целому ряду негативных последствий: а) неконтролируемое повышение цен монополистами вызывает рост издержек во всех отраслях и порождает инфляционные процессы в экономике; б) отсутствие конкуренции со стороны других фирм снижает стимулы для обновления продукции, повышения ее качества, уровня обслуживания потребителя, это может стать причиной технологической отсталости и негибкости производства; в) монопольные прибыли далеко не всегда расходуются на цели инвестирования, нередко они становятся источником непроизводительного потребления, раздувания бюрократического аппарата, что приводит к росту управленческих издержек и снижению эффективности производства. Иными словами, возникает так называемая X-неэффективность, обнаруженная Х. Лейбенстайном.

Х-неэффективность по Лейбенстайну

 

Наиболее опасной является естественная монополия, именно в силу своей устойчивости. Ее деятельность и является первоочередным объектом государственного регулирования. Для преодоления негативных эффектов естественной монополии государство обычно прибегает к одному из двух типов поведения: а) тарифному регулированию деятельности монополий, за-прещению дискриминации в отношении потребителей, б) заполнению ниш естественной монополии государственными предприятиями, финансируемыми за счет специальных программ. Поскольку прибыли естественной монополии напрямую зависят от государственного регулирования данной сферы, естественная монополия нередко оказывается в поле зрения политиков, ищущих ренту (то есть порождает так называемое рентоориентированное поведение), что оборачивается безвозвратными потерями для общества.

Подведём итог. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствуют реальные альтернативы: нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален.[3,c274]

Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или выходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Входные барьеры препятствуют утверждению на рынке новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы с их помощью взимать "вступительный взнос" или увеличивать риск для новичков.

Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

Следует подчеркнуть, что силу монопольной власти нельзя преувеличивать. Дело в том, что монополия возникает в условиях рыночной экономики и действует по ее законам. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальными конкурентами, возможным появлением товаров-субститутов. Надо иметь в виду также то, что против монопольной власти в большинстве стран действуют жесткие антимонопольные законы. Поэтому экономическая монополия, появляющаяся в конкурентной среде, не тождественна административной монополии, существующей в нерыночном хозяйстве. Последняя, как свидетельствует опыт бывших социалистических стран, базируется на государственной собственности и действует в условиях дефицита и закрытой экономики, что ограждает ее от иностранных конкурентов.

1.2.Анализ поведения фирмы-монополиста

Производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по одной и той же цене, поэтому его предельный доход(MR) равен этой цене (рис. 1). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага показан площадью прямоугольника А (рис. 1а):

рис. 1а-конкурентная фирма        рис.1б-монополия

Напротив, продажа на монополизированном рынке (рис. 1б) требует снижения цены, поскольку в отрасли производит одна фирма и действует закон убывающей предельной полезности. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до 4 единиц. Но теперь по этой цене будут продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет утерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. На графике кривая предельного дохода (MR) имеет более крутой наклон, чем кривая спроса (D)(рис.2).

рис.2

Перед монополистом встает специфическая задача, не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа:

а) определить объем выпуска и сознательно ограничить его, поскольку с

ростом продаж снижается цена;

б) разработать и реализовать ценовую стратегию.

Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно лишь при определенном условии. Прибыль у монополиста, как и у совершенного конкурента, будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем ( QM ) — это объем, при котором MR = МС (точка М).

Информация о работе Теоретическая основа естественной монополии