Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:40, курсовая работа
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе независимо от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличения или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Введение___________________________________________________________3
Теоретическая основа естественной монополии
Понятие естественной монополии_________________________5
Анализ поведения фирмы – монополиста___________________9
Показатели монополистической власти____________________13
Естественные монополии России
Роль естественных монополий в России___________________16
Естественные монополии России. Электроэнергетика________18
Естественные монополии России. Газовая промышленность__20
Естественные монополии России.
Железнодорожный транспорт____________________________22
Особенности антимонопольной политики
Антимонопольная политика США________________________24
Антимонопольная политика России_______________________29
Анализ антимонопольной политики России и США_________33
Заключение________________________________________________________38
Список использованной литературы_________________________________41
Вторая задача требует определить цену (монополист является "ценоискателем"). Какой ее уровень надо выбрать, чтобы реализовать целевую функцию? Такой ценой будет монопольная цена (Рм), которая соответствует цене спроса при данном объеме выпуска (QM) . Как видно из рис.2, монопольная цена больше предельных издержек и предельного дохода (Рм > MR = МС). Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монопольной фирме сверхприбыль. Получение этой сверхприбыли — привилегия монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна она до тех пор, пока: а) ему удается ограничивать вход в отрасль; б) существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, сверхприбыль также упадет).
На рис.2 изображена модель чистой монополии. Рассмотрим особенности модели с точки зрения общества. Она показывает, что в условиях монополизации отрасли потребители получат меньше продукции (Qu), чем в условиях совершенной конкуренции (QЕ), а цена за единицу продукции возрастет с РE до РM. Это означает, что и факторов производства будет вовлекаться в производство меньше, чем при производстве продукции конкурентными фирмами. Следовательно, общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери графически иллюстрируются треугольником ММ'Е, который получил название потерь мертвого груза.
Поскольку цена продажи повышается по сравнению с конкурентной ценой РE, то уменьшается и излишек потребителя (треугольник РМАМ').
При этом излишек производителя (фигура, расположенная между линиейцены РММ', линией объема ММ', кривой МС и осью ординат) возрастает.
В середине 50-х годов американский экономист А. Харбергер попытался оценить размеры этих треугольников с точки зрения издержек для общества. Поэтому эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками.
Таким образом, главный вывод из модели состоит в том, что монополист вмешивается в механизм установления рыночного равновесия, нарушая соответствие интересов производителей и потребителей. Оптимум Парето при этом не соблюдается, поскольку монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния. Поэтому необходимы антимонопольные законы, вводимые государством.
Кроме того, на основании Х-неэффективности X. Лейбенстайна И. Шумпетер выдвинул предположение о роли монополии в обществе, известное как гипотеза Шумпетера. В соответствии с ним, несмотря на потери для общества от монополии за счет более высоких цен и меньшего объема производства при одних и тех же издержках, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономическом развитии, если закон конкуренции продолжает действовать. Полученная ею сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, изучать общественные потребности, оплачивать промышленный шпионаж и т. д.
Кроме того, монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывая деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль (необходимость в которых может появиться, если инвестиционные решения принимают множество независимых фирм-конкурентов).
Аргументация против монополий не учитывает и того, что монополист может разделить рынок на разные сектора в зависимости от эластичности спроса, назначив разным группам покупателей разные цены. Примером могут служить скидки малообеспеченным семьям при посещении врачей или студенческие проездные билеты. Наконец, сам факт существования патентного права означает, что общество до некоторой степени заинтересовано в существовании монополий. Впрочем, последний вывод нельзя считать безусловным, поскольку, как отмечает Дж. Харвей, известны случаи, когда монополии покупали патенты только для того, чтобы их не могли использовать потенциальные конкуренты.
1.3.Показатели монопольной власти
Для характеристики монопольной власти используются несколько показателей. Наиболее известными являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.[4,c391]
Индекс Лернера — показатель монопольной власти, определяемый по формуле:
где IL – индекс монопольной власти Лернера;
Pm – монопольная цена;
МС – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение — в интервале между нулем и единицей. Считается, что, чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Рассчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью определения предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки (АС):
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находиться совокупная прибыль, а в знаменателе — совокупный доход:
Таким образом, согласно индексу Лернера, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана — показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения "рыночной власти" между всеми участниками рынка.
Для расчета индекса индивидуальные доли каждой фирмы на рынке в виде дробей необходимо возвести в квадрат. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) получается в результате сложения этих квадратов, т. е.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы;
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Значение IHH равно 10 000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100% .
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1% , а IHH = 100.
Если доля S1 - 90,1%, а доля каждой из последующих 99 фирм составляет 0,1%, то IHH = 90,12+99*(О,1)2 =8119,1.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой IHH превышает 1800.
Поскольку IHH учитывает и число фирм в отрасли, и различия их размеров, то его широко используют в антимонопольной практике при оценке результатов слияний. Если IHH <1000, то рынок считается неконцентрированным и слияния разрешаются. Если 1000 < IHH < 1800, рынок признается умеренно концентрированным. При IHH = 1400 Департамент юстиции США может проверить целесообразность слияния. Наконец, как уже отмечалось, если IHH > 1800, отрасль считается высокомонополизированной и вопрос передается на рассмотрение Комиссии по монополиям и слияниям являющейся независимым административным судом.
II.Естественные монополии России
2.1. Роль естественных монополий в России
В силу своего огромного значения для экономики можно выделить три главные естественные монополии – «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.
На деле это не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств (МПС и сейчас является таковым) и включают множество предприятий, которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде. Кроме того, имеется ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы №1.
Таблица №1. Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2000 г.
Показатели |
Ед. изм. |
«Газпром» |
РАО «ЕЭС» России |
МПС |
Всего три монополии |
Всего экономика | ||||
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % |
Всего |
Доля в экон. % | |||
Количество занятых |
Тыс. чел |
306,3 |
0,5 |
681 |
1,1 |
1605 |
2,5 |
2592 |
4,0 |
64300 |
Валовой выпуск |
Млрд. руб. |
647,9 |
5,2 |
351,6 |
2,8 |
246,8 |
2,0 |
1240 |
10,0 |
12420 |
Валовая добавленная стоимость |
Млрд. руб. |
497,3 |
7,0 |
232,1 |
3,3 |
226,4 |
3,2 |
956 |
13,5 |
70634,4 |
Основные средства |
Млрд. руб. |
1117,5 |
7,0 |
1873,2 |
11,7 |
1486,2 |
9,3 |
4477 |
27,9 |
16042,3 |
Капитальные вложения |
Млрд. руб. |
99,7 |
8,6 |
39,2 |
3,4 |
100,8 |
8,7 |
240 |
20,6 |
1165,2 |
Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ) |
Млрд. руб. |
125,2 |
10,5 |
22,6 |
1,9 |
44,9 |
3,8 |
193 |
16,2 |
1190,6 |
Налоги |
Млрд. руб. |
207,8 |
12,2 |
45,6 |
2,7 |
64,2 |
3,8 |
318 |
18,6 |
1707,6 |
Экспорт |
Млрд. руб. |
16,1 |
15,6 |
0,3 |
0,2 |
- |
- |
16 |
15,9 |
103,0 |
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем они. Очевидно, что это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2000 г. примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70%.
В настоящее время
часть ренты
Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии завышают цены, пользуясь своим монопольным положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС – на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.
Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.
В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.
2.2.Естественные монополии России. Электроэнергетика.
Сеть, передающая энергию, по природе может быть только монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы широкомасштабное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения одних и тех же услуг, но принадлежащих разным хозяйствующим субъектам. Выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счёт конкуренции между владельцами сетей не идёт ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей. Из сказанного можно сделать вывод, что в российской электроэнергетике монополия сложилась исторически.
В 1992 образовалось РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества, когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Большая часть проблем этой естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.
Следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Информация о работе Теоретическая основа естественной монополии