Теоретическая основа естественной монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе независимо от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличения или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Теоретическая основа естественной монополии
Понятие естественной монополии_________________________5
Анализ поведения фирмы – монополиста___________________9
Показатели монополистической власти____________________13
Естественные монополии России
Роль естественных монополий в России___________________16
Естественные монополии России. Электроэнергетика________18
Естественные монополии России. Газовая промышленность__20
Естественные монополии России.
Железнодорожный транспорт____________________________22
Особенности антимонопольной политики
Антимонопольная политика США________________________24
Антимонопольная политика России_______________________29
Анализ антимонопольной политики России и США_________33
Заключение________________________________________________________38
Список использованной литературы_________________________________41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekonomicheskoy_teorii.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимыми электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.[6]

В соответствии с планом реорганизации РАО «ЕЭС России» было ликвидировано 1 июля 2008 года.

2.3.Естественные монополи  России. Газовая промышленность.

Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

 

2.4.Естественные монополии  России. Железнодорожный транспорт.

Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция – перевозки – создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

ОАО «Российские железные дороги» - одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог, российская государственная транспортная монополия. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1 млрд пассажиров и 1 млрд тонн грузов.

 

 

Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД»

 

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2.5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

2.5. Современная ситуация на рынке естественной монополии России

Сейчас в России существуют такие монополии, как "Газпром", "Транснефть" и РЖД.

таб.2. Крупнейшие монополии России 2007-2010гг

Показатели

Ед. изм.

«Газпром»

«Транснефть»

РЖД

Всего три монополии

 

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Всего

Доля в экон. %

Количество занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

650

2,1

1782

2,9

2738

5,5

Валовой выпуск

Млрд. руб.

751,8

6,1

452,7

3,1

298,1

3,1

1503

12,3

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб.

501,9

8,0

341,8

2,8

278,9

3,8

1123

14,6

Основные средства

Млрд. руб.

2571,8

7,0

1452,6

12,5

1486,2

9,7

5511

29,2

Капитальные вложения

Млрд. руб.

100,1

8,6

56,8

7,1

100,8

9,1

258

24,8

Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ)

Млрд. руб.

150,7

12,8

11,67

1,2

14,447

5,6

177

19,6

Налоги

Млрд. руб.

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,7

Экспорт

Млрд. руб.

17,8

18,1

5,1

1,2

-

-

23

19,3


 

Компании с госучастием только формально являются ОАО: по факту интересы миноритарных акционеров они игнорируют. У их руководителей есть возможность обосновывать любой свой шаг интересами государства, а прибыли и бонусы получать на уровне частных компаний.

Менеджеры этих компаний фактически являются чиновниками, нанятыми в корпорации: таким образом, они сами себя контролируют и сами собой управляют. Отсюда и дикая коррупция. Инвестиционные программы (так называемые программы развития), которые они составляют, — колоссальная «черная дыра» в российской экономике. От каждой инвестпрограммы не менее 25% уходит на «взятки». Наиболее известный случай — строительство «Транснефтью» нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), в ходе которого было украдено не менее $4 млрд(The New Times подробно писал об этом в № 39 от 22 ноября 2010 года

Инвестпрограммы «Газпрома» выгодны только его подрядчикам, но не самому «Газпрому» или стране .(Инвестпрограмма «Газпрома» на 2011 год составляет 816,4 млрд рублей.. Если посмотреть официальные документы этой корпорации, видно, что любая их труба стоит в три раза дороже, чем европейская. Например, трубопровод «Газпрома» из России в Германию: немецкая часть стоит €2 млн за 1 км, российская — €6 млн.).

4 октября 2010 года ФАС передала "третий антимонопольный пакет" в правительство. С помощью новых поправок ведомство намеревается либерализовать антимонопольное законодательство.

Так называемый "второй антимонопольный пакет", ужесточающий ответственность за нарушение антимонопольных законов, был принят в августе 2009 года. В "первом пакете" упор делался на прощении компаний, если те добровольно устранили допущенные ими нарушения.

Из приведённой выше таб.2 и глав 2.2,2.3,2.4 видно, что монополии играют большую роль в России. Однако, экономика страдает не от того, что они существуют. В России, скорее, отсутствует нормальная здоровая среда для поддержания конкурентного начала в стране, в нашей экономической системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Особенности антимонопольной политики

3.1. Антимонопольная политика США

Монополии оказались в числе первых деловых структур, деятельность которых администрация США пыталась регулировать в интересах общества. Консолидация маленьких компаний позволяла некоторым очень крупным корпорациям избегать соблюдения рыночной дисциплины путём установления цен или сбивания цен конкурентов. Сторонники реформ утверждали, что эта практика, в конечном счёте, приводит к ущемлению интересов покупателей вследствие повышения цен или ограничения выбора.

В итоге, в основу антимонопольного законодательства США легли Закон Шермана 1890г., Закон Клейтона 1914г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914г.

Первый антитрестовый статус  был принят в США 2 июля 1890г. под названием «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» и известен как закон Шермана. Это первый в своём роде федеральный акт, положивший начало в антимонопольное законодательство США, носит общий характер, оставляя на рассмотрение судов вопросы его интерпретации и применения. Например, любой контракт, трастовый договор или просто соглашение, ограничивающее торговлю в некоторых штатах или с другими государствами, признавались незаконными (раздел 1), а любое лицо, которое самостоятельно или совместно с кем-либо монополизирует или пытается монополизировать торговую деятельность между штатами или с другими государствами, признаётся совершающим преступление (раздел 2). Однако в процессе юридической интерпретации и применения принципов обычного права не всякое ограничение признавалось как нарушающее закон, а только как необоснованное ограничение торговли (правило мотивировки).

В 1914г. закон Шермана был существенно расширен и дополнен - конгресс принял ещё два закона, призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии - и с тех пор уже как закон Шермана-Клейтона он существует без сколько-нибудь существенных поправок. В законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства.

Антитрестовский закон Клейтона яснее определял, что именно является незаконным ограничением торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией.

Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивается и инструктируется предотвратить использование недобросовестных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями общественного транспорта, чья деятельность определяется законами, регулирующими сферу торговли.

Информация о работе Теоретическая основа естественной монополии