Теоретические и практические аспекты безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, ее теоретических и практических аспектов. Для достижения этой цели требуется выполнить ряд задач:
Изучить понятие, виды и причины безработицы;
Выявить показатели уровня безработицы;
Рассмотреть безработицу в зарубежных странах;
Обозначить особенности безработицы в России в условиях переходной экономики;
Изучить безработицу России в период экономического кризиса 2008 года и меры по её сокращению;
Анализировать безработицу в современной России и уровень безработицы в Ростовской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы…………………………………………….…..5
Понятие, виды и причины безработицы…………………………………….…...5
Уровень и показатели безработицы………………………………………….…..8
Безработица в зарубежных странах……………………………………………..11
Практические аспекты безработицы………………………………………….……..15
Особенности безработицы в России в условиях переходной экономики…….15
Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению…………………………………………………………………….17
Безработица в современной Росии……………………………………………….21
Анализ безработицы в Ростовской области……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Teoreticheskie_i_prakticheskie_aspekty.docx

— 127.31 Кб (Скачать файл)

Выполнение этих задач  создает условия для измерения  предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Ситуация на рынке труда  оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы  и уровень занятости. Занятость  трудовых ресурсов характеризуется  системой взаимосвязанных показателей. Каждый показатель имеет самостоятельное значение в анализе. Количественно занятость характеризуется показателем уровня занятости. Он может рассчитываться тремя способами.

  1. Доля занятых в общей численности населения:

 

,    (1.1)

где Нз – численность занятого населения;

Т – общая численность  трудовых ресурсов.

2. Доля занятых в экономически активном населении:

 

,    (1.2)

 

где Нэа – численность экономически активного населения.

  1. Доля занятых в численности населения в трудоспособном возрасте:

 

    (1.3)

 

где НТВ – численность населения в трудоспособном возрасте.

В международной статистике исходным показателем для анализа  занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения:

 

,    (1.4)

 

где Нэ– общая численность населения.

Обратный ему показатель - коэффициент экономической нагрузки на одного экономически активного:

 

,    (1.5)

Уровень незанятости показывает, во сколько раз численность занятого населения превышает численность  незанятого в экономике населения:

 

,    (1.6)

 

Безработица характеризуется  показателями ее уровня, частоты и  длительности.

Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных к численности экономически активного населения. Однако в аналитических целях могут быть использованы и другие показатели уровня безработицы.

Показатель уровня безработицы  широко используется в отечественной  и зарубежной статистике в качестве общего индикатора состояния экономики страны. Уровень безработицы характеризует система показателей.

    1. Уровень безработицы как отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовой численности экономически активного населения:

 

,      (1.7)

 

где Тб – численность безработного населения.

    1. Уровень безработицы как отношение числа трудовых ресурсов, получивших статус безработных, к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте:

 

,      (1.8)

Уровень безработицы как  отношение числа безработных, к  среднегодовой численности занятых в экономике:

 

,      (1.9)

 

где Тз – численность занятых в экономике.

    1. Уровень безработицы как отношение числа безработных, к численности трудовых ресурсов:

 

,      (1.10)

 

В 1993 году впервые был  введен в практику такой показатель, как коэффициент видимой неполной занятости, в связи с распространением явления неполная занятость:

 

,      (1.11)

 

где ТНЗ– численность занятых неполное рабочее время.

С помощью показателя уровня безработицы можно наглядно представить  состояние рынка труда в той или иной стране. Тем не менее, данный показатель не при всех условиях способен наиболее верно охарактеризовать макроэкономическую ситуацию. Уровень безработицы нельзя считать абсолютным критерием неблагополучия в экономике.

 

1.3. Безработица в зарубежных странах

 

О значении, придаваемом  в США вопросам труда и безработицы, свидетельствует создание целого ряда государственных ведомств на всех уровнях  власти. На федеральном уровне проведение в жизнь законодательства в сфере  труда осуществляется министерством труда, Национальным управлением по трудовым отношениям, Федеральной службой посредничества и примирения, Комиссией по обеспечению равных возможностей в сфере занятости, другими ведомствами.

Американский опыт регулирования  трудовых отношений, в частности  в сфере обеспечения занятости, интеграции безработных в общественное производство интересен и тем, что  активная политика создания условий  для повышения конкурентоспособности  трудоспособных лиц на рынке труда, совершенствования системы страхования  по безработице проводится в стране, с относительно слабым, по мировым рейтингам, регулированием рынка труда. Работодатели в странах Западной Европы, в Японии, ряде Латиноамериканских стран вынуждены считаться с гораздо большим числом законодательно устанавливаемых ограничений.

Государство в США не только выступает гарантом соблюдения законодательно установленных нормативов в сфере  труда, но проводит активную политику повышения качества рабочей силы, ее подготовки в соответствии с меняющимися  требованиями рынка, содействия трудоустройству наиболее уязвимых на рынке труда групп населения и, прежде всего безработных. В конце текущего десятилетия наряду со ставшими уже традиционными мерами долгосрочного характера по адаптации рабочей силы к последствиям глобализации, информационной революции, ускорению внедрения новейших результатов НИОКР, экономический спад потребовал незамедлительных шагов по поддержке лиц, потерявших работу вследствие резкого ухудшения экономической конъюнктуры.

На протяжении I960-2008 гг. уровень  безработицы претерпевал существенные колебания: от 3,5-3,8% в 1966-1969 гг. до 9,6-9,7% в 1982-1983 гг. После стабилизации на уровне 5,3-5,5% в 1988-1989 гг., в начале 90-гг. он возрос до 7,5% в 1992 г. и только 1995 г. снизился до 5,6%. К концу 90-хх гг. XX столетия уровень безработицы достиг наименьших с начала 70-х гг. значений, составив в 1999 г. 4,2%, а в 2000 г. — 4,0%. После периода 90-х гг. (прежде всего их второй половины), когда уровень безработицы был самым низким за последние 30 лет, начало XXI века ознаменовалось резким ростом безработицы, уровень которой в 2002 г. достиг 5,8% , а в 2003 г. - 6,0% (в сравнении с 4,9% в сентябре 2001 г.). Но и в эти годы уровень безработицы в США был значительно ниже, чем в Германии (9,3%), Франции (9,6%), Италии (8,5%). Однако для малоквалифицированных лиц, представителей ряда национальных меньшинств, молодежи, бывших реципиентов государственных социальных пособий проблема безработицы остается весьма острой.

В период первых лет второго  срока пребывания у власти администрации  Дж. Буша-младшего динамика безработицы продемонстрировала тенденцию к сокращению. Численность занятых в эти годы увеличивалась ежегодно в среднем примерно на 2,2-2,3 млн. человек и составила в сентябре 2007 г. 144,9 млн. человек. В тот же период численность безработных сократилась с более 8,8 млн. человек в 2003 г. до 7,0 млн. человек в 2006 - начале 2007 гг., что позволило экономическим советникам находящейся у власти администрации Дж. Буша-младшего в 2007 г. сделать весьма оптимистичный прогноз, согласно которому среднегодовые темпы роста ВВП до 2012 г. должны составить 5,1%, а уровень безработицы - 4,7-4,8%.

В 2008 — начале 2009 гг. власти США были вынуждены принять дополнительные меры по совершенствованию системы  страхования по безработице с  учетом общей тенденции ее роста по мере углубления рецессии в американской экономике. Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США проводит работу с властями штатов для того, чтобы способствовать более оперативному и эффективному трудоустройству безработного населения. Законодательные проекты, представленные в 2008 году, позволяют сделать исключения из некоторых федеральных требований для того, чтобы обеспечить штатам возможность экспериментировать с инновационными проектами, нацеленными на улучшение управления программами по страхованию безработицы, включая ускорение трудоустройства незанятых граждан, что в случае их принятия, позволит более гибко использовать механизм страхования не только в целях временного замещения утраченного безработным дохода, но и в обеспечении нового места работы.

В 2009-2010 гг. в США действовала  программа «План Американского  Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в  комбинации двух методов: сокращения налогов  и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составила 800-900 млрд. долларов США.

Из европейских стран, реализующих государственную политику по борьбе с безработицей, наибольший интерес представляют Великобритания, Франция, Швеция.

Безработица в Великобритании в течение последних 10 лет превышала  средний показатель для стран  СЭСР. Недавно в динамике безработицы  обнаружилась обратная тенденция, и  кривая опустилась до 11-процентной отметки, главным образом, благодаря ускорению  экономического развития страны, что  подтверждает уже установленную  наукой зависимость между занятостью и темпами промышленного роста. Вместе с тем относительному улучшению положения на рынке труда способствовала и целенаправленная государственная политика, несмотря на то, что она не достигла во всей полноте целей, поставленных ее творцами. Так, разработанная правительством «Специальная программа занятости, включающая обучение с последующим трудоустройством, содействуя в целом решению проблемы безработицы, не дала ожидаемых результатов, т.к. наряду с возникновением новых рабочих мест ежемесячно появлялось почти такое же число безработных (около 29 тыс. чел.).

С 2007 г. в Великобритании действует программа занятости, в основу которой заложена программа обучения и профориентации безработных. На ее реализацию выделено 1,4 млрд. фунтов для ежегодного обучения 600 тыс. длительно безработных. В сферу общественного производства будет возвращено 1,5 млн. человек в возрасте от 18 до 55 лет. Обучению придается особенно большое значение, т.к. в условиях создания единого Европейского рынка только профессионально квалифицированные и имеющие специальность лица могут претендовать на вновь создаваемые рабочие месте. Между тем национальный рынок рабочей силы Великобритании не отвечает этим требованиям и с каждым годом ухудшается. 66% рабочей силы не имеет никакой специальности.

 Число трудящихся-собственников растет на 5% ежегодно. В стране насчитывается около 2 млн. мельчайших фирм с одним или несколькими занятыми, как правило, компаньонами или членами одной семьи.

Руководство политикой занятости  во Франции обеспечивают Министерство социальных отношений и национальной солидарности, а также пять межминистерских комитетов — занятости, профессиональной подготовки и социальной адаптации, по устройству территорий, помощи развитию местного хозяйства, по промышленной перестройке. Они разрабатывают и координируют меры по регулированию общенационального и местных рынков труда, определяют основные направления профессионально-технического образования, оказывают помощь кризисным районам, отраслям, предприятиям, испытывающим временные трудности, способствуют развитию предпринимательской деятельности на неудобных для землепользования территориях. В качестве консультантов выступают две организации — Экономический и социальный совет и Высший комитет занятости. В связи с проводимой во Франции децентрализацией созданы региональные и местные консультативный комитет преобразования, социальной адаптации и занятости, которые уделяют повышенное внимание текущим проблемам, координации исследований непосредственно на предприятиях, осуществляют связь и регулярно обмениваются информацией с такими общенациональными органами, как Национальное агентство по занятости и Национальная ассоциация профобразования взрослых.

Хотя в общем экономическом  развитии Швеция следует образцу  большинства европейских капиталистических стран, ее внутреннему рынку труда присуща определенная специфика. Несмотря на определенный период застоя в экономике, вызванный первым нефтяным кризисом, и большим, чем в большинстве других стран, торможением роста, рынок труда увеличивается, открытая безработица остается на неизменно низком уровне. Это удалось по ряду причин, среди которых существенную роль сыграла политика регулирования занятости. Безработным временно выплачивалось пособие, но очень скоро возобладало мнение, что оно не может быть равноценной компенсацией отсутствию работы.

 

 

                        

                 

           Глава 2. Практические аспекты безработицы.

2.1. Особенности  безработицы в России в условиях  переходной экономики.

 

Радикальная смена системы  хозяйствования, переход от плановой экономики к рыночной в начале XX века, отразился на всех сферах экономической, политической и социальной деятельности. Спад объемов производства, снижение уровня ВВП (с 523,3 млрд. руб. в 1992г. до 390,8 млрд. руб. в 1999г.), социальная нестабильность и экономические потрясения стали причинами массовой безработицы населения.

Развитие российского  рынка труда в начале XX века разделяется на два этапа. Первый этап (1991-1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась почти на целое десятилетие и стала причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижения продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. Второй (1999-2004 гг.) - связан с энергичным подъемом, когда все основные индикаторы рынка труда начали улучшаться.

Качество жизни населения  во многом определяется его экономической  активностью. С другой стороны, экономически активное население, представляющее собой совокупность занятых в экономике и безработных (не имеющих экономического занятия, но активно ищущих его и готовых приступить к нему, в соответствии с определением Международной организации труда), обеспечивает предложение рабочей силы на рынке труда для создания товаров и оказания услуг.

Как видно из рисунка 2.1.1, с 1992 года в России началось снижение численности экономически активного  населения. Так, если в 1992 году численность  составляла 75 665 тыс. человек, то в 1998 году достигла своего минимума: 67 339 тыс. человек. Таким образом, уменьшение составило 8 326 тыс. человек, а количество экономически активного населения в 1999 году уменьшилось на 11% и составило 89% от количества 1992 года.  

Рис. 2.1.1 Динамика численности  экономически активного населения  в 1992-2002 годах (тыс. чел.)

 

Также из рисунка 2.1.1, что  численность экономически активного  населения резко увеличилась  в 1999 году, в том числе за счет сокращения числа безработных.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы