Теоретические и практические аспекты безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, ее теоретических и практических аспектов. Для достижения этой цели требуется выполнить ряд задач:
Изучить понятие, виды и причины безработицы;
Выявить показатели уровня безработицы;
Рассмотреть безработицу в зарубежных странах;
Обозначить особенности безработицы в России в условиях переходной экономики;
Изучить безработицу России в период экономического кризиса 2008 года и меры по её сокращению;
Анализировать безработицу в современной России и уровень безработицы в Ростовской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы…………………………………………….…..5
Понятие, виды и причины безработицы…………………………………….…...5
Уровень и показатели безработицы………………………………………….…..8
Безработица в зарубежных странах……………………………………………..11
Практические аспекты безработицы………………………………………….……..15
Особенности безработицы в России в условиях переходной экономики…….15
Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению…………………………………………………………………….17
Безработица в современной Росии……………………………………………….21
Анализ безработицы в Ростовской области……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Teoreticheskie_i_prakticheskie_aspekty.docx

— 127.31 Кб (Скачать файл)

 

Проанализируем динамику изменения численности безработных  среди населения Ростовской области  в 2006-2009 гг. Экономически активное население  Ростовской области в 2006 году составляло 2131,8 тыс. человек, в 2009 – 2199,1 тыс. человек.

 

Численность 
экономически активного  
населения – всего,  
тыс. человек

Из него

Уровень 
экономической активности, %

Уровень 
занятости, %

Уровень безработицы,%

Занятые в экономике

Безработные

2006

2131,8

1960,6

171,3

62,7

57,7

8,6

2007

2194,2

2045,0

149,2

64,7

60,3

8,0

2008

2227,1

2080,4

146,7

65,8

61,5

6,6

2009

2199,1

2014,3

184,8

65,3

59,8

8,4


 

 Табл. 2.4.1. Уровень безработицы  населения Ростовской области  в 2006-2009 гг.

 

Численность экономически активного  населения в 2008 году немного увеличилась, но к 2009 году опять снизилась. И к 2009 году безработными были уже 184,8 тыс. человек.

Итоги 2010 года в сфере  занятости свидетельствуют о  стабильности на рынке труда. Это  подтверждается снижением уровня безработицы  в течении прошлого года с 1,7 % экономически активного населения до 1,3 %, что  ниже прогнозных данных. В целом, по итогам 2010 года в Ростовско области  отмечается увеличение спроса на рабочую  силу на регистрируемом рынке труда, в частности, работадателями региона  была заявлена потребность в 196,7 тыс. работников, что на 9,6 % превышает  показатели 2009 года.

В 2011 году на реализацию программы  содействия занятости населения  в бюджете Ростовской области предусмотрено 1 млрд 466 млн рублей, на реализацию программы по снижению напряженности на рынке труда – еще 169 млн рублей.

Рассмотрим подробнее  количество безработных в Ростовской области на конец марта 2011 года в  сравнении с другими регионами. Для этого стоит посмотреть на таблицу.

 

 

 

Численность официально зарегистрированных безработных

в тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

в % к экономически активному населению

Республика Адыгея

5,2

78,8

2,6

Республика Калмыкия

5,8

86,2

4,0

Краснодарский край

27,5

90,3

1,1

Астраханская область

11,8

82,5

2,3

Волгоградская область

26,6

68,2

2,0

Ростовская область

28,5

78,2

1,3


 

Табл. 2.4.2. Безработица на конец марта 2011 года.

 

Как можно увидеть, среди  представленных регионов у Ростовской области один из самых лучших показателей. Процентное соотношение к экономически активному населению составляет 1,3 %, в то время, как еще в 2009 году уровень безработицы по Ростовской области был 8,4 %.

По состоянию на 1 марта 2011 года, в Ростове насчитывалось 4,5 тыс. человек, стоящих на учете  в городском центре занятости. Это  на 30 % меньше, чем было зарегистрировано годом ранее. При этом размер среднемесячной заработной платы на крупных и средних предприятиях города по итогам прошлого года составил около 21 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 9,5 %. По этому показателю Ростовская область находится на 8 позиции в рейтинговой оценке среди субъектов РФ.

На 1 января 2011 года потребность  предприятий в работниках составила 23,6 тыс. человек, из них 16,9 тыс. человек  – по рабочим профессиям. Если раньше в общей численности привлекаемых иностранных работников неквалифицированные работники составляли от 30% до 40%, то на этот год – это всего лишь 17%. В общем количестве квалифицированных иностранных специалистов порядка 40% –  это строительные специальности, около 20% – обрабатывающие производства, остальные – общественное питание и сфера услуг.

Политика государства  в области занятости населения  и развития трудового потенциала предусматривает решение следующих стратегических задач:

1) обеспечение рациональной  структуры занятости населения;

2) достижение сбалансированности  рабочей силы и рабочих мест;

3) предупреждение массовой  безработицы;

4) создание новых и  повышение эффективности существующих  рабочих мест;

5) совершенствование системы  обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

6) рост мобильности трудовых  ресурсов.

 Осуществлению указанных  задач, на наш взгляд, должны  способствовать следующие совместные меры федеральных и региональных органов власти:

- проведение сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий;

- разработка на основе  прогнозов социально-экономических  показателей генеральной схемы развития рабочих мест;

- введение системы стимулирования  развития предпринимательства, малого  и среднего бизнеса, индивидуальной  трудовой деятельности, прежде всего  в регионах с критической ситуацией  на рынке труда;

- обеспечение государственного  контроля за соблюдением трудового  законодательства в этой сфере;

- совершенствование механизма  привлечения иностранной рабочей  силы (введение системы квотирования), обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе был  проведен подробный теоретический  анализ сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения уровня безработицы.

На протяжении последних 20 лет уровень безработицы в  России сильно колебался. Проведенный анализ показал, что самыми тяжелыми по части безработицы  для населения были 1998-1999 гг. (численность безработных достигла 8,9 и 9,1 млн. человек соответственно) и 2008-2009 гг. (5,8 и 6,4 млн. человек соответственно).

Российский рынок труда  в настоящее время не может  быть отнесен к числу развитых. Он сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция.

В ближайшее время для  рынка труда будет характерно превышение предложения труда над  спросом на него. В то же время  дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.д.

Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться  в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять  на себя государство, используя для  этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы  предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также  выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет  отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний  день являются активизация государственной  политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране. Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной  политики занятости Российской Федерации  в зависимости от особенностей и  перспектив региональных рынков труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Закон РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», в ред. Федерального закона №  397-ФЗ от 27.12.2009 г.
    3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. – Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. – 448 с.
    4. Грязнова А.Г., Думной Н.Н.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/Под общей ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС.— 2004.-608с.
    5. Шлендер П.Э. Экономика трудовых ресурсов: Учебное пособие / Под общей ред. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2008. – 416 с.
    6. Щукина Е.С., Шур С.А., Харитонова Н.Г.Терминологический словарь по экономике: учебное пособие – Оренбург: ОГУ, 2008. – 104 с.]
    7. Авдиенко А.. Трудовой потенциал и перспективы его развития/А. Авдиенко // Служба кадров и персонал, 2006. - N 8. - С. 9-12.
    8. Гуляев К. В.. Проблема определения уровня безработицы в России и ее регионах/К.В. Гуляев// Материалы 12-й международной конференции молодых ученых, с. 311
    9. Зубов В.. Кризис и задачи власти/В. Зубов// Вопросы экономики – 2008. -  № 2.- с. 149-153
    10. Лайкам К. Структурный анализ безработицы в России/Лайкам К.// Человек и труд. - 2010. - №7. - стр.21-24
    11. Лайкам К. Структурный анализ безработицы в России/Лайкам К.//  Человек и труд. – 2010. - №8. - с.  14-17
    12. Разумов А.. Экономический кризис в России: оценка главных социальных последствий/А. Разумов// Человек и труд. - 2010. - №4. - с. 16-19
    13. Ржаницына Л.. Социальные последствия экономического кризиса в 2009 г./л. Ржаницына// Человек и труд. – 2010. - №1. - с. 11-13
    14. Российский статистический ежегодник. 2009 год: Статистический сборник. – М.:Госкомстат, 2010
    15. Занятость и безработица в марте 2011г. – http:/www.gks.ru/bgd/regl/b11_01
    16. Ростовская область в цифрах. Рынок труда. – http:/www.rostov.gks.ru/digital/region9/default.aspx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Международная организация труда

2 Федеральная служба Государственной статистики (Росстат)

 


Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы