Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, ее теоретических и практических аспектов. Для достижения этой цели требуется выполнить ряд задач:
Изучить понятие, виды и причины безработицы;
Выявить показатели уровня безработицы;
Рассмотреть безработицу в зарубежных странах;
Обозначить особенности безработицы в России в условиях переходной экономики;
Изучить безработицу России в период экономического кризиса 2008 года и меры по её сокращению;
Анализировать безработицу в современной России и уровень безработицы в Ростовской области.
Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы…………………………………………….…..5
Понятие, виды и причины безработицы…………………………………….…...5
Уровень и показатели безработицы………………………………………….…..8
Безработица в зарубежных странах……………………………………………..11
Практические аспекты безработицы………………………………………….……..15
Особенности безработицы в России в условиях переходной экономики…….15
Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению…………………………………………………………………….17
Безработица в современной Росии……………………………………………….21
Анализ безработицы в Ростовской области……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………...29
Проанализируем динамику
изменения численности
Численность |
Из него |
Уровень |
Уровень |
Уровень безработицы,% | ||
Занятые в экономике |
Безработные | |||||
2006 |
2131,8 |
1960,6 |
171,3 |
62,7 |
57,7 |
8,6 |
2007 |
2194,2 |
2045,0 |
149,2 |
64,7 |
60,3 |
8,0 |
2008 |
2227,1 |
2080,4 |
146,7 |
65,8 |
61,5 |
6,6 |
2009 |
2199,1 |
2014,3 |
184,8 |
65,3 |
59,8 |
8,4 |
Табл. 2.4.1. Уровень безработицы населения Ростовской области в 2006-2009 гг.
Численность экономически активного населения в 2008 году немного увеличилась, но к 2009 году опять снизилась. И к 2009 году безработными были уже 184,8 тыс. человек.
Итоги 2010 года в сфере занятости свидетельствуют о стабильности на рынке труда. Это подтверждается снижением уровня безработицы в течении прошлого года с 1,7 % экономически активного населения до 1,3 %, что ниже прогнозных данных. В целом, по итогам 2010 года в Ростовско области отмечается увеличение спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда, в частности, работадателями региона была заявлена потребность в 196,7 тыс. работников, что на 9,6 % превышает показатели 2009 года.
В 2011 году на реализацию программы содействия занятости населения в бюджете Ростовской области предусмотрено 1 млрд 466 млн рублей, на реализацию программы по снижению напряженности на рынке труда – еще 169 млн рублей.
Рассмотрим подробнее количество безработных в Ростовской области на конец марта 2011 года в сравнении с другими регионами. Для этого стоит посмотреть на таблицу.
Численность официально зарегистрированных безработных | |||
в тыс. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
в % к экономически активному населению | |
Республика Адыгея |
5,2 |
78,8 |
2,6 |
Республика Калмыкия |
5,8 |
86,2 |
4,0 |
Краснодарский край |
27,5 |
90,3 |
1,1 |
Астраханская область |
11,8 |
82,5 |
2,3 |
Волгоградская область |
26,6 |
68,2 |
2,0 |
Ростовская область |
28,5 |
78,2 |
1,3 |
Табл. 2.4.2. Безработица на конец марта 2011 года.
Как можно увидеть, среди представленных регионов у Ростовской области один из самых лучших показателей. Процентное соотношение к экономически активному населению составляет 1,3 %, в то время, как еще в 2009 году уровень безработицы по Ростовской области был 8,4 %.
По состоянию на 1 марта 2011 года, в Ростове насчитывалось 4,5 тыс. человек, стоящих на учете в городском центре занятости. Это на 30 % меньше, чем было зарегистрировано годом ранее. При этом размер среднемесячной заработной платы на крупных и средних предприятиях города по итогам прошлого года составил около 21 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 9,5 %. По этому показателю Ростовская область находится на 8 позиции в рейтинговой оценке среди субъектов РФ.
На 1 января 2011 года потребность предприятий в работниках составила 23,6 тыс. человек, из них 16,9 тыс. человек – по рабочим профессиям. Если раньше в общей численности привлекаемых иностранных работников неквалифицированные работники составляли от 30% до 40%, то на этот год – это всего лишь 17%. В общем количестве квалифицированных иностранных специалистов порядка 40% – это строительные специальности, около 20% – обрабатывающие производства, остальные – общественное питание и сфера услуг.
Политика государства в области занятости населения и развития трудового потенциала предусматривает решение следующих стратегических задач:
1) обеспечение рациональной структуры занятости населения;
2) достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест;
3) предупреждение массовой безработицы;
4) создание новых и
повышение эффективности
5) совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6) рост мобильности трудовых ресурсов.
Осуществлению указанных задач, на наш взгляд, должны способствовать следующие совместные меры федеральных и региональных органов власти:
- проведение сбалансированной
инвестиционной и налоговой
- разработка на основе
прогнозов социально-
- введение системы
- обеспечение государственного
контроля за соблюдением
- совершенствование механизма
привлечения иностранной
Заключение
В данной курсовой работе был проведен подробный теоретический анализ сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения уровня безработицы.
На протяжении последних 20 лет уровень безработицы в России сильно колебался. Проведенный анализ показал, что самыми тяжелыми по части безработицы для населения были 1998-1999 гг. (численность безработных достигла 8,9 и 9,1 млн. человек соответственно) и 2008-2009 гг. (5,8 и 6,4 млн. человек соответственно).
Российский рынок труда в настоящее время не может быть отнесен к числу развитых. Он сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция.
В ближайшее время для рынка труда будет характерно превышение предложения труда над спросом на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.д.
Поэтому рынок труда на
современном этапе должен формироваться
в пределах жесткой системы
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране. Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
Список использованных источников
1 Международная организация труда
2 Федеральная служба Государственной статистики (Росстат)
Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы