Теоретические и практические аспекты безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, ее теоретических и практических аспектов. Для достижения этой цели требуется выполнить ряд задач:
Изучить понятие, виды и причины безработицы;
Выявить показатели уровня безработицы;
Рассмотреть безработицу в зарубежных странах;
Обозначить особенности безработицы в России в условиях переходной экономики;
Изучить безработицу России в период экономического кризиса 2008 года и меры по её сокращению;
Анализировать безработицу в современной России и уровень безработицы в Ростовской области.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы…………………………………………….…..5
Понятие, виды и причины безработицы…………………………………….…...5
Уровень и показатели безработицы………………………………………….…..8
Безработица в зарубежных странах……………………………………………..11
Практические аспекты безработицы………………………………………….……..15
Особенности безработицы в России в условиях переходной экономики…….15
Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению…………………………………………………………………….17
Безработица в современной Росии……………………………………………….21
Анализ безработицы в Ростовской области……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Teoreticheskie_i_prakticheskie_aspekty.docx

— 127.31 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2.1.2 Структура безработного населения в 1992-2002 годах (тыс. чел.)

 

По данным Российского  статистического ежегодника, в 1992 году процент безработных составлял 3,9%, а к 1998 году увеличился до 8,9%. Число безработных на протяжении с 1992 по 1999 годы неуклонно росло (Рис. 2.1.2). Так, если в начале исследуемого периода численность безработных составляла     3 877 тыс. человек, то в 1999 году уже 9 094 тыс. человек (прирост в 1999 году составил 234% по сравнению с 1992 годом). Среди безработных большую долю занимали мужчины, однако, значительных различий между долями безработных мужчин и женщин не было. На всем протяжении конца XX века среди безработных сохранялась следующая тенденция: 52-54% из них составляли мужчины и 46-48% женщины.

В1998-1999 годы безработица  достигла максимальных значений. Это  период кризисных явлений в экономике страны. Основными причинами кризиса были: огромный государственный долг России, порожденный обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырье, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). В 1998 году число безработных составило 8 902 тыс. человек, из них 4 792 тыс. мужчин и 4 110 тыс. женщин (53,9% и 46,1% соответственно). В 1999 году число безработных составило 9 094 тыс. человек, из них 4 801 тыс. мужчин и 4 293 тыс. женщин (52,8% и 47,2% соответственно).

Подводя итоги проведенному анализу, можно сказать, что основными  особенностями безработицы в 90-е годы XX века стали:

- изменения структуры  отечественного воспроизводства  и социальной структуры;

- дифференциация регионов  России, произошедшая еще в предшествующий  период системы общественного разделения труда;

- значительное ослабление  роли государства в регулировании  социально-трудовых отношений между  работодателем и наемными рабочими;

- начавшийся в начале 90-х годов спад производства;

- высокий уровень инфляции  и резкое снижение жизненного  уровня населения;

- снижение качества условий  и уровня оплаты труда ряда  высококвалифицированных специалистов.

    1. Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению

Повышение уровня жизни населения, в конечном счете, является основной целью социальной политики и критерием ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение же масштабов бедности выступает в качестве одного из важнейших индикаторов продвижения к этой цели.

За семь лет экономического благополучия России (2001-2007 гг.), в значительной степени обусловленного высокими мировыми ценами на энергоносители и увеличением  их экспорта, уровень жизни населения  заметно вырос, а бедность сократилась более чем в 2 раза. Казалось бы, эта проблема потеряла былую социальную значимость. На первый план стали выходить другие задачи социальной политики - повышение рождаемости и снижение смертности, формирование среднего класса. Однако начавшийся в сентябре 2008 г. вслед за глобальным, экономический кризис в России, привел к снижению ряда основных показателей уровня жизни и росту безработицы.

 

Рис. 2.2.1 Количество безработного населения в 2002-2009 годах (тыс. чел.)

Как видно, из рисунка 2.2.1, после 2002 г. численность безработных начала снижаться. Так, в 2003 г. безработных в России было 5 683 тыс. человек, что на 462 тыс. человек меньше, чем в 2002 г. В 2004 г. количество безработных увеличилось, но весьма незначительно: на 92 тыс. человек и составило 5 775 тыс. человек. Период с 2004 по 2007 годы характеризуется стабильным снижением уровня безработицы в стране. Кроме того, в 2007 году было достигнуто минимальное значение количества безработных -  4 246 тыс. человек.

Однако, с третьего квартала 2008 г. началось замедление темпов экономического роста. Особенно резкий спад произошел в автомобильной и химической промышленности, металлургии, производстве строительных материалов; снизились объемы производства и в пищевой отрасли. Компании начали останавливать доменные печи, сокращать инвестиционные программы, приостанавливать ввод в действие новых мощностей и производств, высвобождать сотрудников. Поставщики товаров и услуг стали работать в кредит.

Как отмечают аналитики Роструда и Всемирного банка, адаптация рынка труда к снижению деловой активности вследствие кризиса идет по следующим основным направлениям: сокращение рабочего времени, снижение занятости, рост безработицы, падение спроса на труд (уменьшение числа вакансий); сокращение реальной заработной платы и, в меньшей степени, задержки с выплатой заработной платы.

Таким образом, под влиянием кризисных явлений, численность  безработных выросла в 2008 г. до 5,8 млн. человек, а в 2009 г. – до 6,4 млн. человек.

Рассматривая влияние  кризиса на общество, следует подчеркнуть: больше всего он затронул экономически активное население, в первую очередь, наемных работников в промышленности и строительстве, служащих коммерческих фирм, офисный персонал, обслуживающие и посреднические организации. Именно эти категории составили основной контингент уволенных, переведенных на сокращенное рабочее время, отправленных в неоплачиваемый отпуск, пострадавших от невыплат заработной платы, ее снижения.

По данным вице-премьера Российской Федерации Александра Жукова, на 30 августа 2010 г. общая безработица составляла 6,9% от экономически активного населения. Жуков также привёл данные об официально зарегистрированных безработных: в январе 2010 г. их было 2 280 тыс. человек, к 22 сентября эта цифра снизилась до 1 649 тыс. человек.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации  приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом – обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников.

Для повышения эффективности  и производительности труда, для  адаптации к кризису и повышения  конкурентоспособности предприятия  должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест "бьёт", прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил  дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.

Были направлены на опережающее  обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовано 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказана материальная поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказана адресная помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации  совместно с банками с государственным  участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты, в первую очередь  обучающиеся на платной основе, а  также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разработался ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест.

Важные меры – принятие закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Оказана поддержка субъектам  Российской Федерации, которые не в  состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т. ч. на которые уже  предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем  субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий  граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и  приемной семье, на оплату труда приемного  родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В целях сдерживания роста  цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство  усилило антимонопольный контроль за сферой торговли. Было выявлено и пресечено злоупотребление организациями торговли доминирующим положением.

 

    1. Безработица в современной России

 

Официальная безработица  в России на сегодня составляет 1 млн 599 тыс человек. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий  и о выходе из кризиса, и о сезонном снижении. Рынок фактически сбалансировался, и ситуация та же, что и до кризиса. Что касается общей безработицы, ситуация также стабилизировалась.

 

Рис. 2.3.1. Уровень безработицы (по методологии МОТ1)

 

 Уровень безработицы  в России в марте 2011 года  составил 7,1 %. 2 Хотя еще в феврале 2011 года уровень безработицы в России составлял 7,6%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Как видно из графика, уровень безработицы в марте 2011 года значительно ниже, чем в конце 2009 кризисного года, что показывает положительную динамику.

 

Рис. 2.3.2. Способ поиска работы безработными

 

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2011г. составила 33,5%, среди безработных женщин - 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица).

В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих  опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.

В марте 2011г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.

 

 

2011

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

Январь

7,8

8,3

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,4

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

8,0

6,3

6,2

10,0


 

Табл. 2.3.1. Уровень безработицы  по полу и месту проживания

 

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в марте 2011г. составила 43,0%, доля городских жителей - 64,6%. Безработица  городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В марте 2011г. это превышение составляло 1,6 раза. Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в марте 2011г. составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.

 

Рис. 2.3.3. Уровень безработицы  по возрастным группам в марте 2011 года.

 

 

 Средний возраст безработных  в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению  с февралем 2011г. численность безработных  в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс.человек (или на 4,9%). Высокий  уровень безработицы отмечался  в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%).

В конце марта 2011 года в  государственных учреждениях службы занятости населения были зарегистрированы в качестве безработных 1 млн 643 тыс человек. Самый низкий уровень безработицы, по данным Обследования населения по проблемам занятости, в первом квартале 2011 г. был отмечен в Центральном федеральном округе – 6,3% от численности экономически активного населения, а самый высокий – в Северо-Кавказском – 15,5%. Уровень безработицы в Приволжском и Уральском федеральных округах отличился средними показателями – 7,6% и 7, 4% соответственно.

 

 

2.4. Анализ безработицы в Ростовской области.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы