Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, ее теоретических и практических аспектов. Для достижения этой цели требуется выполнить ряд задач:
Изучить понятие, виды и причины безработицы;
Выявить показатели уровня безработицы;
Рассмотреть безработицу в зарубежных странах;
Обозначить особенности безработицы в России в условиях переходной экономики;
Изучить безработицу России в период экономического кризиса 2008 года и меры по её сокращению;
Анализировать безработицу в современной России и уровень безработицы в Ростовской области.
Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты безработицы…………………………………………….…..5
Понятие, виды и причины безработицы…………………………………….…...5
Уровень и показатели безработицы………………………………………….…..8
Безработица в зарубежных странах……………………………………………..11
Практические аспекты безработицы………………………………………….……..15
Особенности безработицы в России в условиях переходной экономики…….15
Безработица в России в условиях экономического кризиса 2008 года и меры по ее сокращению…………………………………………………………………….17
Безработица в современной Росии……………………………………………….21
Анализ безработицы в Ростовской области……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………...29
Рис. 2.1.2 Структура безработного населения в 1992-2002 годах (тыс. чел.)
По данным Российского статистического ежегодника, в 1992 году процент безработных составлял 3,9%, а к 1998 году увеличился до 8,9%. Число безработных на протяжении с 1992 по 1999 годы неуклонно росло (Рис. 2.1.2). Так, если в начале исследуемого периода численность безработных составляла 3 877 тыс. человек, то в 1999 году уже 9 094 тыс. человек (прирост в 1999 году составил 234% по сравнению с 1992 годом). Среди безработных большую долю занимали мужчины, однако, значительных различий между долями безработных мужчин и женщин не было. На всем протяжении конца XX века среди безработных сохранялась следующая тенденция: 52-54% из них составляли мужчины и 46-48% женщины.
В1998-1999 годы безработица достигла максимальных значений. Это период кризисных явлений в экономике страны. Основными причинами кризиса были: огромный государственный долг России, порожденный обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырье, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). В 1998 году число безработных составило 8 902 тыс. человек, из них 4 792 тыс. мужчин и 4 110 тыс. женщин (53,9% и 46,1% соответственно). В 1999 году число безработных составило 9 094 тыс. человек, из них 4 801 тыс. мужчин и 4 293 тыс. женщин (52,8% и 47,2% соответственно).
Подводя итоги проведенному анализу, можно сказать, что основными особенностями безработицы в 90-е годы XX века стали:
- изменения структуры
отечественного
- дифференциация регионов
России, произошедшая еще в
- значительное ослабление
роли государства в
- начавшийся в начале 90-х годов спад производства;
- высокий уровень инфляции и резкое снижение жизненного уровня населения;
- снижение качества условий и уровня оплаты труда ряда высококвалифицированных специалистов.
Повышение уровня жизни населения, в конечном счете, является основной целью социальной политики и критерием ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение же масштабов бедности выступает в качестве одного из важнейших индикаторов продвижения к этой цели.
За семь лет экономического благополучия России (2001-2007 гг.), в значительной степени обусловленного высокими мировыми ценами на энергоносители и увеличением их экспорта, уровень жизни населения заметно вырос, а бедность сократилась более чем в 2 раза. Казалось бы, эта проблема потеряла былую социальную значимость. На первый план стали выходить другие задачи социальной политики - повышение рождаемости и снижение смертности, формирование среднего класса. Однако начавшийся в сентябре 2008 г. вслед за глобальным, экономический кризис в России, привел к снижению ряда основных показателей уровня жизни и росту безработицы.
Рис. 2.2.1 Количество безработного населения в 2002-2009 годах (тыс. чел.)
Как видно, из рисунка 2.2.1, после 2002 г. численность безработных начала снижаться. Так, в 2003 г. безработных в России было 5 683 тыс. человек, что на 462 тыс. человек меньше, чем в 2002 г. В 2004 г. количество безработных увеличилось, но весьма незначительно: на 92 тыс. человек и составило 5 775 тыс. человек. Период с 2004 по 2007 годы характеризуется стабильным снижением уровня безработицы в стране. Кроме того, в 2007 году было достигнуто минимальное значение количества безработных - 4 246 тыс. человек.
Однако, с третьего квартала 2008 г. началось замедление темпов экономического роста. Особенно резкий спад произошел в автомобильной и химической промышленности, металлургии, производстве строительных материалов; снизились объемы производства и в пищевой отрасли. Компании начали останавливать доменные печи, сокращать инвестиционные программы, приостанавливать ввод в действие новых мощностей и производств, высвобождать сотрудников. Поставщики товаров и услуг стали работать в кредит.
Как отмечают аналитики Роструда и Всемирного банка, адаптация рынка труда к снижению деловой активности вследствие кризиса идет по следующим основным направлениям: сокращение рабочего времени, снижение занятости, рост безработицы, падение спроса на труд (уменьшение числа вакансий); сокращение реальной заработной платы и, в меньшей степени, задержки с выплатой заработной платы.
Таким образом, под влиянием кризисных явлений, численность безработных выросла в 2008 г. до 5,8 млн. человек, а в 2009 г. – до 6,4 млн. человек.
Рассматривая влияние кризиса на общество, следует подчеркнуть: больше всего он затронул экономически активное население, в первую очередь, наемных работников в промышленности и строительстве, служащих коммерческих фирм, офисный персонал, обслуживающие и посреднические организации. Именно эти категории составили основной контингент уволенных, переведенных на сокращенное рабочее время, отправленных в неоплачиваемый отпуск, пострадавших от невыплат заработной платы, ее снижения.
По данным вице-премьера Российской Федерации Александра Жукова, на 30 августа 2010 г. общая безработица составляла 6,9% от экономически активного населения. Жуков также привёл данные об официально зарегистрированных безработных: в январе 2010 г. их было 2 280 тыс. человек, к 22 сентября эта цифра снизилась до 1 649 тыс. человек.
В режиме немедленного реагирования
Правительство Российской Федерации
приняло специальные меры по снижению
социальной напряженности, в первую
очередь в отношении
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом – обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников.
Для повышения эффективности
и производительности труда, для
адаптации к кризису и
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность.
Были направлены на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовано 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказана материальная поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказана адресная помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации
совместно с банками с
В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разработался ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест.
Важные меры – принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
Оказана поддержка субъектам
Российской Федерации, которые не в
состоянии самостоятельно обеспечить
реализацию первоочередных социальных
обязательств, в т. ч. на которые уже
предоставляются субсидии из федерального
бюджета, увеличить общий объем
субсидий на реализацию мер социальной
поддержки отдельных категорий
граждан (ветеранов труда, тружеников
тыла, реабилитированных и
В целях сдерживания роста
цен на социально значимые товары,
прежде всего на продовольствие, Правительство
усилило антимонопольный
Официальная безработица в России на сегодня составляет 1 млн 599 тыс человек. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий и о выходе из кризиса, и о сезонном снижении. Рынок фактически сбалансировался, и ситуация та же, что и до кризиса. Что касается общей безработицы, ситуация также стабилизировалась.
Рис. 2.3.1. Уровень безработицы (по методологии МОТ1)
Уровень безработицы в России в марте 2011 года составил 7,1 %. 2 Хотя еще в феврале 2011 года уровень безработицы в России составлял 7,6%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Как видно из графика, уровень безработицы в марте 2011 года значительно ниже, чем в конце 2009 кризисного года, что показывает положительную динамику.
Рис. 2.3.2. Способ поиска работы безработными
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2011г. составила 33,5%, среди безработных женщин - 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица).
В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.
В марте 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.
2011 |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население |
Январь |
7,8 |
8,3 |
7,1 |
6,5 |
11,4 |
Февраль |
7,6 |
8,4 |
6,8 |
6,3 |
11,2 |
Март |
7,1 |
8,0 |
6,3 |
6,2 |
10,0 |
Табл. 2.3.1. Уровень безработицы по полу и месту проживания
Среди безработных, по методологии
МОТ, доля женщин в марте 2011г. составила
43,0%, доля городских жителей - 64,6%. Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Рис. 2.3.3. Уровень безработицы по возрастным группам в марте 2011 года.
Средний возраст безработных в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению с февралем 2011г. численность безработных в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс.человек (или на 4,9%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%).
В конце марта 2011 года в
государственных учреждениях
2.4. Анализ безработицы в Ростовской области.
Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы