Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теорий товарных цен.
Выделяются следующие задачи:
•изучение понятия;
•функций и видов цены;
•изучение механизма ценообразования;
•исследование ценовой политики
Введение 2
1. Понятие цены 4
2. Теории ценобразования 9
2.1. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости 9
2.2. Теория предельной полезности 13
2.3. Теория производительности 19
2.4. Теория спроса и предложения 21
3. Ценообразование на типах рынка 23
3.1. Рынок совершенной конкуренции 23
3.2. Рынок монополистической конкуренции 26
3.3. Рынок олигополии 28
3.4. Рынок монополии 29
Залючение 33
Библиографический список 34
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Теории товарных цен в экономической науке»
Выполнил(а):
Курс: 1
Специальность: финансы и кредит
Группа: ЭЭб-110
Год приема: 2011
Дата регистрации работы
Регистрационный номер
Дата защиты проекта: «___» _________ 2012
Оценка после защиты: ______
Руководитель: Чекалкина В. Я.
Киров 2012
Оглавление
Введение 2
1. Понятие цены 4
2. Теории ценобразования 9
2.1. Трактовка
ценообразования в трудовой
2.2. Теория предельной полезности 13
2.3. Теория производительности 19
2.4. Теория спроса и предложения 21
3. Ценообразование на типах рынка 23
3.1. Рынок совершенной конкуренции 23
3.2. Рынок монополистической конкуренции 26
3.3. Рынок олигополии 28
3.4. Рынок монополии 29
Залючение 33
Библиографический список 34
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет теоретических и практических знаний механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к убыткам, а иногда и к банкротству. Чтобы этого не случалось, экономист или предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Цена и ценообразование являются центральными элементами комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, а ценообразование - это ключевой инструмент в распоряжении фирмы или организации. От выбора метода ценообразования зависит деятельность и развитие торгового предприятия.
Целью курсовой работы является рассмотрение теорий товарных цен.
Выделяются следующие задачи:
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать, или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что
вещь дорогая и ее покупка требует
больших денежных затрат, низкая цена
означает дешевизну и меньшую
нагрузку на карман покупателя. Однако
цена, а точнее, цены, вся их совокупность
представляют собой не только индивидуальную,
социальную категорию. Они регулируют
как отдельные покупки и
Эта функция цен и их взаимодействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
Далеко не все знают, что под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широкоупотребительными
в экономике любого типа (централизованной,
рыночной, смешанной), цены формируются
и действуют в разных экономиках
по-разному. В соответствии с коммунистической
чисто распределительной
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Под общим широко распространенным названием "цена" понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Реально под одним наименованием "цена" существует, как упоминалось выше, множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Дать общее, единое определение понятия "цена" столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина "деньги". Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин "цена" производен от слова "деньги". Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена - это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.
Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.
Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в сущность понятия "цена", рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
В рамках рыночного подхода
приемлемо следующее
Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.
Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:
Цена есть денежное выражение стоимости товара.
Практическая связь между
стоимостью и ценой была проложена
посредством применения затратного
принципа, в рамках которого величина
цены определяется посредством изменения
суммарных затрат всех факторов на
производство единицы товара в денежном
выражении, именуемых издержками производства,
то есть цена равна средним издержкам.
Прибавление к издержкам
Приходится отмечать, что "стоимостный" подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
Наиболее просто и логически
последовательно природу
Такое общественно необходимое
время не может быть определено умозрительно.
Оно выявляется на рынке в процессе
обмена товаров при условии совпадения
спроса и предложения по отношению
к каждому виду товара. И поскольку
равенство спроса и предложения
крайне редко и случайно, то общественно
необходимо рабочее время, общественно
необходимые затраты труда и
величина стоимости соответствующего
товара выступают как нечто
Таким образом, без общественно
необходимых затрат труда, общественно
необходимого рабочего времени и
величины стоимости товара нельзя теоретически
объяснить процесс
Информация о работе Теории товарных цен в экономической науке