Теории товарных цен в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теорий товарных цен.
Выделяются следующие задачи:
•изучение понятия;
•функций и видов цены;
•изучение механизма ценообразования;
•исследование ценовой политики

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие цены 4
2. Теории ценобразования 9
2.1. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости 9
2.2. Теория предельной полезности 13
2.3. Теория производительности 19
2.4. Теория спроса и предложения 21
3. Ценообразование на типах рынка 23
3.1. Рынок совершенной конкуренции 23
3.2. Рынок монополистической конкуренции 26
3.3. Рынок олигополии 28
3.4. Рынок монополии 29
Залючение 33
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Теория предельной полезности не в состоянии объяснить законы движения товарного производства. Вот  почему Энгельс расценивал теорию предельной полезности как теорию, имеющую «беспредельную бесполезность». И если она получила широкое распространение в буржуазной экономической литературе, то это  объясняется только тем, что она  была призвана выполнить социальный заказ буржуазии по борьбе с марксизмом и социалистическими теориями.

Наибольшей популярности теория предельной полезности достигла в конце XIX — начале ХХ в. В этот период даже отдельные представители  социал-демократии стали призывать  к объединению теории трудовой стоимости  Маркса с теорией предельной полезности Бём-Баверка. Ревизионист Бернштейн  считал теоретически обоснованным и  правомерным то, что при анализе  стоимости Бём-Баверк абстрагировался  от труда. Меньшевик Маслов полагал, что при анализе проблем потребления  теория стоимости Маркса должна быть дополнена теорией Бём-Баверка. Попытки сочетания теорий Маркса и Бём-Баверка предпринимались в России буржуазным экономистом Туган-Барановским.

2.3. Теория производительности

Такую концепцию впервые  основал французский экономист  Жан Батист Сей (1767- 1832). Он утверждал, что труд, капитал и природа  равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии  факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист  Джон Бейтс Кларк (1847-1938). На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда  и капитала. Данное учение можно  кратко изложить в ряде положений.

Первое положение. Новую  стоимость создают все факторы  производства: труд, капитал и земля. Каждому из них закономерно достается  доля общего богатства. В труде "Распределение  богатства" Дж. Б. Кларк писал: "Цель этой работы - показать, что распределение  общественного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, которую этот фактор создает".

Второе положение. Согласно концепции предельной производительности каждый из трех факторов в процессе создания стоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определенные границы своего производительного эффекта.

Дж. Б. Кларк разъяснял, что  участие труда, капитала и земли  в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью - величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта. Под таким  продуктом понимается конечный прирост  изделий, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу (например, при наборе дополнительного числа рабочих на 1000 человек) и при неизменной величине других (допустим, стоимость применяемого капитала - 100 млн долл. - остается прежней). Если одну и ту же величину капитала будет применять все возрастающее число рабочих - вплоть до последней их единицы (при исчерпании трудовых ресурсов), то, само собой разумеется, происходит снижение прироста продукции в расчете на одного работника. В итоге все занятые в таком производстве будут иметь выработку, равную производительности последней единицы труда. Цена этого фактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всех работников.

Третье положение. Образование  новой стоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей  производительности последовательных затрат. Если согласно закону будет  последовательно увеличиваться, например, число рабочих, обслуживающих данное неизменное количество машин, то объем  производства будет увеличиваться  все медленнее, по мере того как больше рабочих будет привлекаться к  производству. Тогда при достижении предельной величины выработки рабочие  не будут приносить дополнительного  дохода. Их доля в общей стоимости  общественного продукта равна численности  рабочих, умноженной на величину их предельной производительности.

Данная теория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства в создании готовых продуктов. Она позволяет  правильно описать количественную зависимость между общей величиной  выпуска изделий в их натуральном  выражении и силой действия отдельных  факторов (эта зависимость в виде производственной функции будет  рассмотрена в следующей теме). Но концепция предельной производительности факторов вызывает сомнение прежде всего  в том, что вещественные условия производства якобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственно формируют доходы собственников, скажем, земли. Эта концепция разработана для случая приостановки технического прогресса, когда действительно эффективность всех факторов снижается по мере расширения производства. Но такая ситуация совсем не характерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XX столетии. Согласно новоклассической теории закон убывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершенной конкуренции - в своеобразном "мире без трений". 

2.4. Теория спроса  и предложения

При изучении процессов ценообразования  мы, оставаясь на поверхности явлений  буржуазного общества, сталкиваемся прежде всего с тем фактом, что  цены товаров находятся в зависимости  от соотношения спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен, а превышение предложения  над спросом влечёт за собой понижение  цен.

Отправляясь от этого факта, многие буржуазные экономисты уже в XVIII в. сформулировали так называемый закон спроса и предложения, суть которого сводится к следующему: цена товаров прямо пропорциональна  спросу на данный товар и обратно  пропорциональна его количеству. Некоторые представители этой теории писали о том, что цена товаров  прямо пропорциональна количеству покупателей и обратно пропорциональна  количеству продавцов.

Сторонники теории спроса и предложения не видят различия между ценой и стоимостью —  они их отождествляют.

Английский экономист  начала XIX в. Бейли утверждал, что  реально существуют только меновая  стоимость и цена. Никакой внутренне  присущей товарам стоимости не существует. Товар стоит ровно столько, сколько  за него дают денег или других товаров при данном соотношении спроса и предложения. У одного и того же товара может быть много «стоимостей» в зависимости от того, на какие товары и в какой пропорции он обменивается. Этот взгляд был подхвачен в России буржуазным апологетом начала XX в. Петром Струве, который заявлял, что стоимость — это «фантом» (призрак) и что реально существуют только цены. Движение же цен всецело зависит от соотношений спроса и предложения.

Теория спроса и предложения  была подвергнута критике самими буржуазными экономистами ещё на ранней стадии развития экономической  науки. Её главный порок состоял  в том, что она не давала ответа на центральный вопрос: чем определяются цены при равенстве спроса и предложения? Почему при таком равенстве за 1 кг мяса дают, скажем, 2, а не 4 и не 1 кг сахара?

Кроме того, реальная практика показывала, что если цены зависят  от спроса и предложения, то спрос  и предложение в свою очередь  зависят от уровня цен. Если цена снижается, то спрос на данный товар увеличивается, и наоборот. От уровня цены зависит  и объём предложения: общеизвестно, что повышение цены на тот или  иной товар стимулирует увеличение его производства, а стало быть, и объёма его предложения. И наоборот. Получается заколдованный круг: цены зависят от спроса и предложения, а последние сами зависят от цен. Невозможность выйти из этого  порочного круга заставила многих буржуазных экономистов, в том числе  и некоторых из самых отъявленных  апологетов буржуазного строя, опровергнуть теорию спроса и предложения. Так, австрийский  экономист Бём-Баверк писал по поводу «закона спроса и предложения»: «Он  так же стар, как и экономическая  наука, но за всё время своего существования он никого не удовлетворял» [3].

Попытки отрицать стоимость, лежащую в основе цен, направлены против изучения глубинных, неразличимых на поверхности явлений законов  экономического развития. Критикуя концепцию  П. Струве о «независимости» цены от стоимости и теорию спроса и  предложения в целом, В. И. Ленин  в работе «Ещё одно уничтожение социализма»  писал: «Цена есть проявление закона стоимости. Стоимость есть закон  цен, т. е. обобщённое выражение явления  цены. О «независимости» здесь  говорить можно лишь для издевательства над наукой…» [4].

3. Ценообразование на типах рынка

3.1. Рынок совершенной конкуренции

Рынку в условиях совершенной  конкуренции присущи следующие черты [5]:

  1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность - фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.
  2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.
  3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Если фирма действует  в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает  по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная  единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара.

Прибыль здесь определяется разницей между валовым доходом  и совокупными издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём умножения цены проданного товара на количество продукции, которое  фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход.

В условиях совершенной конкуренции  для продавца (производителя) центральное  место занимают издержки производства. Поскольку в условиях чистой конкуренции  производитель практически не может  воздействовать на уровень рыночной цены, то именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие  и на размер прибыли, и на возможности  расширения производства, и на то, останется  ли фирма вообще на данном рынке  или вынуждена будет его покинуть.

На рынке совершенной  конкуренции фирма не может влиять на цену, и, следовательно, продает любое  количество своей продукции по одной  и той же цене. Это значит, что  дополнительный доход от продажи  дополнительной единицы продукции  будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен  цене: MR = P и представляет собой прямую линию, параллельную оси Х.

Рассмотрим три возможных  рыночных ситуации.

    • Линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, т.е. в точке равновесия М фирма будет получать прибыль.

При оптимальном объеме производства Q1 средние издержки будут равны  С1, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC1LQ1. Валовая прибыль - площадь прямоугольника С1P1ML.

Однако в этом случае новые  фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в  эту отрасль. Предложение продукции  начнет расти, и в результате конкуренция  между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению прибыли.

  • Средние издержки при любом объеме превышают рыночную цену.

В этом случае при оптимальном  производстве фирма лишь минимизирует свои убытки (площадь прямоугольника P2C2LM) минимальна именно при объеме производства Q2).

Фирмы, оказавшиеся в таком  положении уходят с рынка, предложение  продукции сокращается и, при  прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока предельная фирма  не будет получать прибыль.

  • Наконец, когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек, прибыль равна валовым издержкам.

Так как в этом случае не наблюдается тенденции к изменению  числа функционирующих в отрасли  фирм, данная отрасль находится в  состоянии полного долговременного  равновесия (MC = MR = P = AC).

При увеличении цены фирма  будет продвигаться вверх по кривой MC. Другими словами, восходящая ветвь  кривой предельных издержек (выше точки  М) является фактически кривой ее кратковременного предложения.

Особая роль совершенной  конкуренции заключается в поддержании  на рынке равновесной цены: если цена поднимается, то предложение превысит спрос и усилится соперничество  продавцов, стремящихся сбить цены. В итоге начинается движение цены к точке равновесия, т.е. к величине стоимости. В большинстве промышленных отраслей конкуренция при вложениях капитала приводит к тенденции снижения удельных средних издержек производства. В этих условиях одна или несколько фирм расширяют выпуск продукции до пределов завоевания существенной части рынки. Как следствие, разрушается совершенная конкуренция, и мы имеем другой ее вид: несовершенная конкуренция

3.2. Рынок монополистической конкуренции [6]

Разновидность рынка несовершенной  конкуренции – монополистическая  конкуренция. Ей свойственны черты  и монополии, и совершенной конкуренции.

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Покупатели видят  разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы  выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения  для разных потребительских сегментов  и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи  с наличием большого числа конкурентов  стратегии их маркетинга оказывают  на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического  рынка.

Информация о работе Теории товарных цен в экономической науке