Теории товарных цен в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теорий товарных цен.
Выделяются следующие задачи:
•изучение понятия;
•функций и видов цены;
•изучение механизма ценообразования;
•исследование ценовой политики

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие цены 4
2. Теории ценобразования 9
2.1. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости 9
2.2. Теория предельной полезности 13
2.3. Теория производительности 19
2.4. Теория спроса и предложения 21
3. Ценообразование на типах рынка 23
3.1. Рынок совершенной конкуренции 23
3.2. Рынок монополистической конкуренции 26
3.3. Рынок олигополии 28
3.4. Рынок монополии 29
Залючение 33
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Величина стоимости товара не есть сугубо теоретическим феноменом. Ведь она, хотя и редко, т. е. при случайном  совпадении спроса и предложения, все-таки фигурирует в практике рынка, не говоря уже о том, что именно вокруг нее  колеблются цены товаров при любом  соотношении спроса и предложения. Приведем для наглядности упрощенный абстрактный пример определения  величины стоимости одного товара, хотя, как отмечалось, умозрительно ее нельзя установить.

Для этого предположим, что, во-первых, данный товар абсолютно  одинаков и по своей потребительной стоимости, и по ее качеству, во-вторых, его производят шесть производителей, поставляя на рынок и находясь между собой в отношениях свободной  конкуренции, в-третьих, спрос на него точно равен его предложению (соответственно цена равна стоимости), в-четвертых, затраты живого и овеществленного  труда на его создание и реализацию измеряются в часах рабочего времени (один час общественно необходимого рабочего времени приравнен к одной гривне). На базе этих допущений составляется табл. 1

Рассчитанный по данным этой таблицы общий выпуск данного  товара (5 + 10 + + 15 + 20 + 20 + 30) равен 100 единицам. Просуммировав валовые индивидуальные затраты производства и сбыта  всех шести производителей (50 + 110+ 135 + 160 + + 180 + 300), получим 935 руб. общих издержек на создание и реализацию 100 единиц выпущенного товара. Чтобы найти общественно необходимые затраты труда на единицу товара, необходимо общие издержки всех шести производителей (935 руб.) разделить на их общий выпуск (100 шт.) — 9,35 руб. Эта величина при равенстве спроса и предложения представляет собой и стоимость, и цену данного товара. Продавая по этой цене, производители А, Б и Е будут иметь доход с единицы ниже нормального, ибо их индивидуальные затраты на единицу товара выше общественно необходимых; а производители В, Д, и Г получат доход выше нормального, так как их индивидуальные затраты на единицу меньше общественно необходимых.

Производитель

Количество

Индивидуальные затраты  не единицу

Валовые индивидуальные затраты

А

5

10

50

Б

10

11

110

В

15

9

135

Г

20

8

160

Д

20

9

180

Е

30

10

300


Табл. 1

 

Сторонники теории предельной полезности спекулируют на том, что  величина стоимости товара совпадает  с ценой лишь при равенстве  спроса и предложения, которое встречается  редко, называя стоимость теоретическим  призраком. Однако подобные ярлыки можно  адресовать любому понятию, поскольку  оно неизбежно носит абстрактный  характер, и все теории строятся именно на таких абстракциях. Это  относится и к теории трудовой стоимости, и к теории предельной полезности. Важно, чтобы эти абстракции верно отражали все стороны соответствующего объекта исследования. И если говорить о ценообразовании, то именно трудовая теория стоимости и ее категориальный аппарат наиболее адекватно выявляют все основополагающие обстоятельства, определяющие данный процесс, чего нельзя сказать о теории предельной полезности. В отличие от последней, трудовая теория стоимости верно схватывает не только воздействие на ценообразование  соотношения спроса и предложения, но и трудозатратную базу цены. Более  того, трудовая теория стоимости вскрывает  основные факторы, влияющие на величину стоимости товара, а также механизм действия этих факторов. На величину стоимости  товара влияют следующие факторы:

  1. интенсивность труда, т. е. количество труда в единицу рабочего времени. При ее возрастании увеличивается и количество произведенных товаров, и их совокупная стоимость, вследствие чего величина стоимости единицы товара остается неизменной при прочих равных условиях;
  2. качество товара, обусловленное качеством труда, которое, как правило, требует больших затрат и соответственно увеличивает стоимость единицы товара;
  3. производительность труда, т. е. количество потребительных стоимостей производимых в единицу рабочего времени. Она обычно выражается в увеличении затрат овеществленного труда (средств производства) и сокращении затрат живого труда (рабочей силы). Причем затраты живого труда сокращаются в большей степени, нежели возрастают затраты овеществленного труда. В результате величина стоимости единицы товара уменьшается.

Как правило, более производительный труд и более сложен. Сложный труд — это помноженный или возведенный  в степень простой труд. Иными  словами, сложный труд по сравнению  с простым производит в единицу  времени или больше потребительных стоимостей, или потребительные стоимости  лучшего качества, следовательно, за данный промежуток рабочего времени  он создает и большую общую стоимость.

Истинность трудовой теории стоимости обнаруживается и в  анализе функций закона стоимости. При этом механизм развертывания  его функций выявляет тесную связь  этой теории с хозяйственной практикой, с деятельностью товаропроизводителей и посредников.

2.2. Теория предельной  полезности

Теория предельной полезности была разработана в 70–80-х годах прошлого века англичанином Джевонсом, австрийскими экономистами Визером, Менгером и особенно Бём-Баверком.

Основные положения теории предельной полезности, наиболее полно  развитые Бём-Баверком, сводятся к следующему.

Прежде всего Бём-Баверк проводит различия между полезностью  вещей и их «ценностью». Не всякая полезная вещь обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве — они не имеют никакой  ценности. Ценностью обладают только те полезные вещи, запас которых  ограничен. Бём-Баверк вводит понятие  «субъективной ценности», имеющей  в его теории краеугольное значение. Раскрывая содержание этой категории, Бём-Баверк пишет:

«Ценность отнюдь не является объективным, внутренним свойством  материальных благ, присущим им по природе; точно так же нельзя рассматривать  её и как феномен чисто субъективный, коренящийся исключительно в  свойствах человеческого организма; напротив, ценность представляет собою  результат своеобразного отношения между объектом и субъектом» [3].

У Маркса, как мы знаем, стоимость  выступает как специфическое  производственное отношение между  людьми, прикрытое вещной оболочкой. По Бём-Баверку, стоимость (ценность) —  это не отношение между людьми, а отношение между человеком  и вещью. Человек даёт ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую пользу она ему приносит. «Ценностью, — пишет Бём-Баверк, — называется то значение, которое  представляет материальное благо или  комплекс материальных благ с точки  зрения благополучия субъекта» [3].

Если, например, человеку для  удовлетворения его производственных и личных потребностей необходимо иметь 10 вёдер воды, а в его распоряжении имеется 50, то излишек воды в 40 вёдер  не будет обладать никакой ценностью. Если же у него останется только 10 вёдер, то каждое из них приобретет ценность, ибо лишение хотя бы одного из них не позволит человеку удовлетворить  ту или иную его потребность.

Величина ценности материальных благ, по Бём-Баверку, определяется величиной  пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. «Величина пользы, — пишет он, — приносимой человеку материальными благами, действительно  и повсюду является вместе с тем  и мерою ценности материальных благ» [3]. Но при этом речь идёт не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи. «Ценность вещи измеряется величиною предельной пользы этой вещи» [3].

Что же представляет собою  эта предельная полезность, определяющая величину ценности? Это не наибольшая и не средняя полезность, «а именно наименьшая польза, ради получения  которой эта вещь, или вещь ей подобная, ещё может рациональным образом употребляться при конкретных хозяйственных условиях» [3].

Бём-Баверк иллюстрирует это  следующим примером. Предположим, что  поселенец, живущий в первобытном  лесу, в стороне от других людей, собрал со своего поля пять мешков зерна. Этим зерном он должен прокормиться до следующей жатвы. Один мешок нужен  ему, чтобы не умереть с голоду до следующей жатвы. Этот мешок имеет  наивысшую полезность. Обозначим  её числом 10. Второй мешок нужен, чтобы  сохранить здоровье и силы — его  полезность пусть будет равна 8 единицам. Третий мешок предназначен для откармливания  птицы — его полезность обозначим  числом 6. Четвёртый мешок нужен  для приготовления хлебной водки  — его полезность 4. Наконец, пятый  мешок наш поселенец решает употребить для кормления нескольких штук попугаев, «болтовню которых ему нравится слушать». Полезность этого мешка  равна 1. При названных условиях это  и будет предельная, наименьшая полезность зерна, определяющая величину его ценности (стоимость). Если у нашего поселенца  будет только три мешка хлеба, то положение изменится. Теперь предельной полезностью будет обладать третий мешок, предназначенный для откармливания  птицы, и величина ценности мешка  повысится с 1 до 6. Если же останется  один мешок, то его предельная полезность будет равна 10.

Таким образом, субъективные оценки вещей меняются в зависимости  от их количества и важности удовлетворяемых  ими потребностей.

Аналогичным образом определяется и ценность тех благ, которые наш  поселенец желает приобрести у других.

На рынке сталкиваются продавцы и покупатели, уже имеющие  определённые субъективные оценки тех  или иных вещей. В результате столкновения этих различных оценок в ходе конкуренции  и соотношения спроса и предложения  формируется рыночная цена тех или  иных товаров. «Мы с полным правом, — пишет Бём-Баверк, — можем  назвать рыночную цену равнодействующей сталкивающихся на рынке субъективных оценок товара и той вещи, в которой выражается его цена» [3]. «Цена, — пишет он в другом месте, — от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности» [3].

Прежде чем давать оценку этой теории, ответим на вопрос: отражает ли эта теория какие-то реальные процессы объективной действительности? Вещи, имеющиеся в избытке, ценятся ниже, чем имеющиеся в ограниченном количестве. Человек, умирающий от жажды в пустыне, готов отдать за стакан воды все имеющиеся у него вещи. А мельник, пользующийся рекой, позволит вам набрать целое ведро воды без всякой платы. Нет сомнений в том, что подобные субъективные оценки вещей существуют. Когда хозяйка имеет в своем распоряжении весьма ограниченную сумму денег, то она постарается использовать её для покупки тех вещей, в которых она и её семья испытывают в данный момент наибольшую потребность, и она не истратит ни копейки для приобретения таких вещей, которые у неё в настоящий момент имеются в избытке. На рынке действительно сталкиваются покупатели и продавцы, имеющие различный круг потребностей и по-разному субъективно оценивающие значение тех или иных вещей.

Учёт этого неоспоримого, но поверхностного факта может иметь  известное значение при изучении спроса населения, структуры его  расходов. Но столь же очевидно, что  теория предельной полезности не вскрывает  глубинных процессов товарного  производства. В лучшем случае она  может кое-что объяснить в механизме отклонений цен от стоимости, но она совершенно непригодна для выявления подлинного центра тяготения цен.

Первый методологический порок этой теории состоит в том, что она исходит из потребления, а не из производства. Между тем, как убедительно показал Маркс, структура потребления определяется структурой производства. Изменения  в сфере потребления вызываются глубинными изменениями в сфере  производства. Законы потребления являются вторичными, производными от законов  производства, а не наоборот. Между  тем теория Бём-Баверка исходит  из первичности потребления. Она  рассматривает людей не как производителей материальных благ, а только как  потребителей. Она игнорирует значение труда, значение производства, играющего  главную роль в экономической  жизни общества.

Второй методологический порок этой теории состоит в том, что анализ объективных, не зависящих  от воли и желаний людей, процессов  подменяется анализом субъективно-психологических  оценок людей. Конечно, люди могут оценивать  значение вещей в зависимости  от их количества и полезности. Но само это количество определяется состоянием производства, уровнем его производительных сил, распределением труда между  различными сферами производства. Всякие изменения в структуре производства вызывают изменения в количестве и ассортименте товаров, а соответственно отражаются и на субъективно-психологических  оценках людей.

В-третьих, Бём-Баверк отправляется в своем анализе стоимости  от субъективных оценок человека, живущего вне общества, не связанного с обществом  и рассматриваемого лишь в аспекте  его отношения к вещам. Причём этот Робинзон рассматривается как  потребитель, а не производитель. Тем  самым исключается всякая возможность  понять стоимость как специфически историческое производственное отношение  между людьми. В теории предельной полезности стоимость выступает как вечная категория, она обусловлена здесь отношением человека к вещам, а не отношениями людей друг к другу по поводу вещей.

Бём-Баверк в исходном пункте анализа абстрагируется от специфических  условий товарного хозяйства. Между  тем анализ этих условий сразу  же поставил бы под сомнение всю  цепь его рассуждений. В товарном хозяйстве, как известно, каждый товаропроизводитель  производит не для себя, а для  других, для продажи. Производимая им вещь сама по себе не имеет для него никакой ценности — она ему  не нужна. Подобный подход особенно ярко обнаруживается в условиях крупного капиталистического производства. Капиталист производит в массовых масштабах  продукты, которые ему лично совершенно не нужны, и с точки зрения теории Бём-Баверка субъективная ценность этих продуктов должна быть для него равна нулю. Между тем капиталисты  зарабатывают на них огромные барыши.

Информация о работе Теории товарных цен в экономической науке