Теоритические основы ценообразования в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Основная цель этой курсовой работы показать основы ценообразования и влияние внешних факторов на образование цен в рыночных условиях.
Для достижения поставленное цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
Раскрыть сущность и функции цены как экономической категории.
Рассмотреть систему цен и их классификации.
Раскрыть факторы, влияющие на уровни цен.
Осветить стратегические и тактические аспекты ценовой политики.
Рассмотреть учет фактора государственного регулирования цен на предприятии.
Выбрать метод расчета предполагаемой цены на товар.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность и функции цены 5
1.2. Система цен и их классификация 8
1.3. Факторы, влияющие на уровень цены 13 2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Стратегический и тактический аспекты ценовой политики 16
2.2. Учёт фактора государственного регулирования цен на предприятии 21
2.3. Выбор метода расчёта предполагаемой цены на товар 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33 ГЛОССАРИЙ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)


 

 

                

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ       УСЛОВИЯХ            

    1.1. Сущность и функции цены                                                                       5                         

    1.2. Система цен и их классификация                                                            8

    1.3. Факторы, влияющие на уровень цены                                                    13   2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

    2.1. Стратегический и тактический аспекты ценовой политики                 16

    2.2. Учёт фактора государственного регулирования цен на предприятии  21

    2.3. Выбор метода расчёта предполагаемой цены на товар                         24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           33 ГЛОССАРИЙ                                                                                                      35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

                                                             ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ценовая политика предприятия –  важнейшая составная часть маркетинговой  политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы  в рыночных условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что цена была и остается важнейшим критерием  принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем  жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики. Оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

От уровня цен зависят величины прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность организации и ее продукции, финансовая устойчивость предприятия. Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создание маркетинговых служб. В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

Основная цель этой курсовой работы показать основы ценообразования и  влияние внешних факторов на образование цен в рыночных условиях.

Для достижения поставленное цели необходимо последовательное выполнение следующих  задач:

  1. Раскрыть сущность и функции цены как экономической категории.
  2. Рассмотреть систему цен и их классификации.
  3. Раскрыть факторы, влияющие на уровни цен.
  4. Осветить стратегические и тактические аспекты ценовой политики.
  5. Рассмотреть учет фактора государственного регулирования цен на предприятии.
  6. Выбрать метод расчета предполагаемой цены на товар.

Объектом исследования является ценовая политика предприятия, а предметом – механизм осуществления ценовой политики.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения и глоссария.

Во введение обосновывается актуальность курсовой работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе изучены теоретические  основы ценообразования в рыночных условиях.

Во второй главе рассмотрены  аспекты и факторы ценовой  политики предприятия.

В заключении подведены итоги по изученной теме.

Список литературы содержит 13 наименования источника.

В глоссарии раскрыты основные термины, используемые в курсовой работе.

Методологической базой курсовой работы послужили труды Семеновой  В. М., Сергеева И. В., Веретенниковой И. И., Сафронова Н. А. и др.

Эмпирической базой для написания  курсовой явились периодические  издания, нормативно-правовые документы.

Курсовая работа выполнена в  Торгово-экономическом отделении  Института менеджмента и бизнеса  Тюменского государственного нефтегазового университета.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 

1.1. Сущность и функции цены  как экономической категории

 

 

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости  единицы товара. Можно встретить  и такую формулировку: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать». Данное определение предполагает наличие цены продавца (цена предложения) – это количество денег, которое он хочет получить от продажи продукта, и цены покупателя (цена спроса) – количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за продукт. Поскольку стремление покупателя и продавца противоположены, необходимо соблюсти баланс их интересов. Он находит свое выражение через цену равновесия.

Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором предложение  соответствует спросу. Она устраняет  как дефицит, так и избыток  товаров и услуг, а также удерживает рост или снижение цен [10. С.122].

В условиях рыночных отношении резко  возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Так как от уровня цены зависят:

  • Величина прибыли коммерческой организации.
  • Конкурентоспособность организации и ее продукции.
  • Финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб [11. С.454].

Цена как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций:

1. Учетная, или функция учета  и измерения затрат общественного  труда, обусловлена самой сущностью  цены, то есть, являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства, но и размер прибыли.

В данной функции цена служит средством  исчисления стоимостных показателей: количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции предприятий и отраслей и др.) и качественных (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.).

В этом качестве цена выступает одним  из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования [11. С.454].

2. Стимулирующая функция цены  выражается в поощрительном или  сдерживающем воздействии цены  на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли.

С помощью цены в этой функции  можно воздействовать на научно-технический  прогресс, экономию затрат ресурсов, повышение  качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установление надбавок и скидок к основной цене [10. С.124].

Это связанно с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство [11. С.455].

3. Распределительная функция цены  связана с возможностью отклонения  цены от стоимости под воздействием  рыночных факторов. Эта функция  состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления и потреблении, различными социальными группами населения [10. С.125].

Эта функция реализуется через  включение в себестоимость  многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования, Фонда обязательного  медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов) [11. С.455].

4. Функция сбалансирования спроса  и предложения выражается в  том что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, предложением и спросом.  Цена сигнализирует о проявлении диспропорции в сферах производства и обращения и требует принятие необходимых мер по их преодолению. Данная функция реализуется через механизм действия закона спроса и предложения [10. С.125].

5. Функция цены как критерия  рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая [10. С.125].

С точки зрения покупателя, цена состоит из двух частей. Первая представляет собой эквивалент товара определенного качества. При этом один экономический субъект возмещает связанные с производством и реализацией продукта затраты другого. Сумма отражает обычно соответствие денежного требования продавца и согласия покупателя с этим требованием. Вторая часть цены – это соответствие покупке затраты, которые несет покупатель.  При возмещении таких затрат средства поступают не продавцу товара, а направляются на то, чтобы иметь возможность приобрести товар или использовать его [10. С.123].

 

 

 

 

    1. .  Система цен и их классификация

 

 

 Ценовая система – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мировых рынков [10. С.125].

Система цен характеризует собой  взаимосвязь и соотношение различных  видов цен. Она состоит из различных элементов среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы [11. С.455].

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами.  Поэтому понижение или повышение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т. д. [11. С.456].

Относительным показателем прибыли  является рентабельность. Различают  различные показатели рентабельности: продукции, продаж, активов, собственных  средств, и др. С точки зрения ценообразования  наиболее важным показателем рентабельности является рентабельность продукции. Она определяется отношением сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует эффективность выпуска продукции, так как отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат [11. С.457].

Цены классифицируются в зависимости  от классификационных признаков:

1. Установление цен по стадии ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров, работ, услуг к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров, работ, услуг, представлено в табл. 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Состав розничной цены

Себестои-мость продукции

Прибыль предприятия

Акциз

Налог на добавлен-ную стоимость

Наценки посреднических организаций

Торговые наценки

Оптовая цена

       

Оптово-отпускная цена предприятия

   

Оптово-отпускная снабженческо-сбытовых организаций

 

Розничная цена


 

Цены оптовые и цены изготовителей  формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными, и  должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию запланированный уровень прибыли. Цены оптово-отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги. Косвенные налоги составляют важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Это акциз и НДС. Цены отпускные, снабженческо-бытовых организаций формируются на стадии посредничества – включаются посреднические надбавки. Посредническая надбавка в российской практике может иметь разное название, например скидка, комиссионное вознаграждение или сбор, наценка посредника. Это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя. Надбавка включает в себя издержки, НДС и прибыль посредника. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и продажей товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками этих товаров. Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли помимо цен закупки, включая торговые надбавки. Они обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли [10. С.127].

Информация о работе Теоритические основы ценообразования в рыночных условиях