Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:39, курсовая работа
Основная цель этой курсовой работы показать основы ценообразования и влияние внешних факторов на образование цен в рыночных условиях.
Для достижения поставленное цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
Раскрыть сущность и функции цены как экономической категории.
Рассмотреть систему цен и их классификации.
Раскрыть факторы, влияющие на уровни цен.
Осветить стратегические и тактические аспекты ценовой политики.
Рассмотреть учет фактора государственного регулирования цен на предприятии.
Выбрать метод расчета предполагаемой цены на товар.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность и функции цены 5
1.2. Система цен и их классификация 8
1.3. Факторы, влияющие на уровень цены 13 2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Стратегический и тактический аспекты ценовой политики 16
2.2. Учёт фактора государственного регулирования цен на предприятии 21
2.3. Выбор метода расчёта предполагаемой цены на товар 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33 ГЛОССАРИЙ 35
2. Группировка цен по
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаров выделяют:
При цене «франко-склад поставщика» все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечно пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов и покупке товаров в близлежащих географических пунктах. Напротив, цена «франко-склад потребителя» показывает, что в цену включены все транспортные расходы. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местонахождения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая считывается, как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна покупателям, которые удалены от места производства продукции, когда фактические транспортные расходы превышают средние расходы [10. С.128].
3. Дифференциация цен по
1.3. Факторы, влияющие на уровень цен на товар
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.
Цена спроса – максимальная цена, которую потребитель в состоянии заплатить, приобретая данный товар.
Цена предложения –
Цена при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это имена та цена, по которой будет продан товар. Если цена выше равновесной, то на рынке происходит избыток товара. Если цена ниже равновесной, то происходит дефицит товара на рынке.
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Взаимодействие спроса и предложения:
цены и снижение равновесного количества [11. С.462].
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичность.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности меньше единицы . К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и др. [10. С.128].
Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию.
Основу цены
изделия составляют издержки, связанные
с его производством и
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность мощностей, производительность труда – непосредственно зависит от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию не желательно, то удорожание, например по сырью, можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара [11. С.464].
На уровень
цен оказывает влияние
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации – участники продвижения товара от производителя к потребителю и другие. Учет влияния всех факторов в комплексе позволяет фирме выработать правильную политику ценообразования [10. С.129].
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Стратегический и тактический аспекты ценовой политики
В рыночной экономике цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка [11. С.465].
В каком бы положении не находилось предприятие, оно не может устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Преуспевающие предприятия обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования [10. С.136].
Под политикой цен понимаются общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги. Ценовая политика является одной из составляющих комплекса экономики предприятия и маркетинга и должна быть направлена на достижение его стратегических целей. Под стратегией ценообразования соответственно понимается набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практика. То есть ценовая стратегия – это обобщающая модель действий по установлению и изменению цен, набор правил для принятия ценовых решений, обеспечивающих реализацию ценовой политики [10. С.147].
Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразования является сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. В отдельных случаях фирма может ставить перед собой одновременно несколько целей, например увеличение объема сбыта продукции при улучшении ее качественных параметров и обеспечение определенного уровня дохода на вложенный капитал. Ценовая политика предприятия не является твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с изменением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематической оперативной корректировке [11. С.466].
Стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться. Главное – она должна соответствовать общей стратегии маркетинга, которой придерживается предприятие. Коммерческая практика позволяет выделить несколько типовых стратегий ценообразования, а именно:
Ценовая политика предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая. На фазе роста – несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться [11. С.467].
В этом плане предприятию, намеревающемуся ввести на рынок товар-новинку, могут быть даны следующие рекомендации по выбору стратегии цен первого или второго типа. К стратегии истощающих цен следует прибегать если на рынке имеется достаточная элита потребителей, относительно безразличная к изменению цены или, если при коротком жизненном цикле товара существует опасность его раннего устаревания. Стратегия проникающих цен может быть рекомендована, если предварительный анализ рынка не показывает высокую ценовую эластичность спроса на товар-новинку или, если потребители не готовы заплатить более высокую цену за право обладания самым новым товаром [6. С.229].
Информация о работе Теоритические основы ценообразования в рыночных условиях