Теория «Фильтра» и теория человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теории человеческого капитала и теории «фильтра», раскрытие основных понятий, относящихся к предмету и объекту данных теорий, а также дополнительных информаций по этим теориям. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятия данных теорий
Выяснить историю развития теорий
Изучить распределительный аспект теории человеческого капитала
Изучить суть теории «фильтра»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 4
Понятие человеческого капитала 4
Генезис теории человеческого капитала 11
Человеческий капитал и проблема распределения доходов 13
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ «ФИЛЬТРА» КАК СРЕДСТВО ОТБОРА 16
2.1. Понятие теории «Фильтра» 16
2.2. Теория "Фильтра" - трактовка образования как средства отбора или средства сигнализации 21
2.3. Спрос на образование как на сигнал на рынке труда 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

на тему:

Теория «Фильтра» и теория человеческого капитала

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: Табиханова Н.Е.   

                                   590-2

                                                                           Проверил: Сахаровский С.Н.

 

 

 

Улан-Удэ

2011

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                              Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ                                                                4

    1. Понятие человеческого капитала                                                                4
    2. Генезис теории человеческого капитала                                                   11
    3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов                   13

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ «ФИЛЬТРА» КАК СРЕДСТВО ОТБОРА                        16

2.1.    Понятие теории «Фильтра»                                                                        16

2.2.  Теория "Фильтра" - трактовка образования как средства отбора или средства сигнализации                                                                                          21                  

2.3. Спрос на образование как на сигнал на рынке труда                                 24                                                                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность темы заключается в том, что теория капитала по сей день остается ведущей в своей области, на ней основывается большинство современных исследований. При этом многие методологические элементы концепции до сих пор дискуссионны.

 

   Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория преобрела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. С предложенных учеными позиций нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.

 

   Целью данной работы является исследование теории человеческого капитала и теории «фильтра», раскрытие основных понятий, относящихся к предмету и объекту данных теорий, а также дополнительных информаций по этим теориям. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Раскрыть понятия данных теорий
  • Выяснить историю развития теорий
  • Изучить распределительный аспект теории человеческого капитала
  • Изучить суть теории «фильтра»

   Данная работа состоит  из двух глав и пяти параграфов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

 

1.1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

     Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий.                Человеческий капитал (в экономической науке) - способность людей к участию в процессе производства.                                                           Человеческий капитал подразделяется на:

  • общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях;
  • специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме;
  • человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

  • приобретенный запас знаний, умений, навыков;
  • что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
  • что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
  • что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
  • что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
  • и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

Где ЧК - человеческий капитал;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья;

Кк - капитал культуры.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.                                                                 

Например, И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.                                                                                

Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.

Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
  • неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро – так и на микроуровнях.

Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:

  • - повышение квалификации уже принятых работников;
  • - медицинское обследование;
  • - оплата больничных листов нетрудоспособности;
  • - затраты по охране труда;
  • - добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;
  • - оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
  • - благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.

На макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.

Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

  • - на поддержание здоровья;
  • - на получение общего или специального образования;
  • - на поиск работы;
  • - на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
  • - на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
  • - на рождение и воспитание детей;
  • - на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

Общепринято, что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП – для региона.

Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности:

  • человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом;
  • человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье;
  • человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется;
  • инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект;
  • инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций;
  • от решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

Информация о работе Теория «Фильтра» и теория человеческого капитала