Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы: исследование теории потребительского поведения, её сущности и роли в современной экономике.
В соответствии с целью исследования определены и его основные задачи:
 Определить факторы, влияющие на выбор потребителя;
 Определить особенности потребительского поведения;
 Изучить кривые и карту безразличия;
 Исследовать особенности расположения бюджетной линии;
 Определить соотношение изменения цен и дохода потребителя;
 Определить подходы к анализу спроса и полезности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Раскрытие понятия теория потребительского поведения………5
Суть теории потребительского поведения………………………… 5
Теория предельной полезности и потребительский выбор…………8
1.3 Анализ спроса…………………………………………………………11
1.4 Кривая и карта безразличия………………………………………….12
2. Влияние на потребителя внешних факторов……………………..14
2.1 Факторы оказывающие влияние на поведение покупателя………. 14
2.2 Влияние доходов потребителя на его потребительское
поведение………………………………………………………………….19
2.3 Реклама и её влияние на потребительское поведение человека…..23
3. Современный этап развития теории в России…………………... 29
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……….…………………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 930.96 Кб (Скачать файл)

Практическая  актуальность исследования потребительского поведения видится в предположении, что оно может выступать и  как фактор, детерминирующий развитие общественных процессов: как субъективный фактор, если его рассматривать с  точки зрения личного потребления, определяющего стратегию поведения  отдельных индивидов или социальных групп в системе экономических  отношений; как объективный фактор, если его рассматривать как обобщенный результат социальных мотиваций, установок  и действий в конкретной социально-экономической  системе.

В "социальном мире…существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять  их практики или представления". Именно они определяют внутреннее содержание одобряемых социумом целей, очерчивают круг потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека, маркируют  вещи и способности человека в  качестве ресурсов и форм капитала, ограничивают допустимые формы их сочетания  и использования, обозначают возможные  сценарии самого поведения. Выступая объективным  фактором развития, потребительское  поведение само испытывает влияние  ряда характеристик социально-экономического пространства. Несмотря на неоспоримый  приоритет экономики, важную роль здесь  играют и политические, и географические, и культурные, и психологические  предпосылки.

Ставя задачу разработки социологической  перспективы изучения потребительского поведения в переходной экономике, отягощенного влиянием системных рисков, мы исходим из того, что именно социология во времена больших перемен способна серьезным образом обогатить  накопленное научное знание об этом феномене.

Рассмотрим  теперь потребительское поведение  на практике, у граждан России и, в частном, населения Самарской  области.

Так или иначе, все аналитики свидетельствуют  о постепенном улучшении жизни  населения в период с 2009 года. Хотя многие отмечают, что многие люди гораздо  легче определяют снижение своего уровня жизни, чем его повышение. Тут  надо иметь в виду и психологические  моменты — люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует  о том, что ситуация улучшается —  увеличение доходов и финансового  положения отражается на уровне и  качестве потребления товаров и  услуг. Уровень жизни в последние  годы все больше устраивает большинство жителей России. Если в 2008 54% населения были довольны собственным положением, то в 2009 – уже 66%.

Теперь  рассмотрим данные статистики по Самарской  области за 2 квартал 2008года.

Индекс  потребительских настроений является широко используемым инструментом измерения  готовности населения к активному  потребительскому поведению и позволяет  прогнозировать динамику потребительского рынка, а через него, - динамику валового внутреннего продукта в целом. Концепция  исследования основана на том, что в  основе устойчивого экономического роста лежит рост внутреннего  массового потребления. Зная о намерениях населения тратить свои сбережения на те или иные товары массового  спроса длительного пользования  и о его оценках собственного материального положения и экономической  ситуации в целом, можно формировать  прогноз экономической ситуации в регионе. Индекс потребительских  настроений строится на основе опросов  общественного мнения. Таким образом, ИПН – показатель экономического и потребительского потенциала региона, инструмент для прогнозирования  повседневного экономического поведения  населения.    Наиболее интересны следующие моменты в исследовании, проведенном министерством развития, инвестиций и торговли Самарской области по результаты опроса во II квартале 2008 года, что индекс потребительских настроений населения Самарской области составил 99,5 пунктов. Потребительские настроения жителей области выгодно отличаются от аналогичных настроений в общероссийском масштабе (в марте ИПН по РФ составил 91,1). Наиболее высоким ИПН оказался у жителей Самары (104,9).

Индекс  потребительской активности (ИПА - отражающий оценку населением текущей ситуации для реализации своих потребительских  возможностей) напрямую зависит от материального благосостояния населения, и признак дохода является сильным дифференцирующим фактором. Кроме этого значимыми дифференцирующими население факторами потребительской активности выступают принадлежность к определенному поколению и образовательному уровню. ИПА у людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование составляет 114,6 п., в то время как у населения с образованием ниже среднего – 79,1 п. Как мы видим, основными препятствиями для повышения потребительской активности населения являются – доход и уровень образования (возраст – фактор, может быть отнесен к психологическим, не поддается какому-либо контролю). Исправить это может повышение образования и уровня заработной платы. Не зря повышение последней поставлено правительством и президентом в одну из первоочередных целей – в условиях, когда часть населения живет ниже прожиточного минимума, говорить о развитом потребительском поведении просто не приходится.

Также нельзя не отметить низкий уровень  информированности и мотивации  большинства россиян. Первоочередным для них является именно цена, и  зачастую бросовые цены позволяют продавцам  избавляться от откровенно некачественного  товара. Порой, влияя на цены и устраивая  распродажи, фирма зачастую может  не обращать внимание на другие факторы, сопутствующие товару – модность, уже упоминавшееся качество, рекламу  – ее товар купят, как показали исследования журнала «Деловая неделя»  на примере с китайской обувью. Можно предположить, что выходом  является опять таки, повышение уровня жизни населения, когда с повышением уровня дохода качество товара станет играть роль не меньшую, чем цена. И  тогда ценовая война перестанет играть решающую роль в привлечении  потребителей, и на первое место  выйдут узнаваемость бренда и качество товара. В настоящий момент предприниматели  хотя и оценивают ценовую войну  как негативное явление, но зачастую к ней прибегают. Но позволить  себе такую политику может только крупная компания – что следует из ситуации на большинстве российских рынков.

Однако  самая большая проблема, возникающая  в условиях российского рынка  – это монополизация, явная или  скрытая, ряда рынков. В качестве примера  можно назвать рынок жилищно-коммунальных услуг, топливного рынка, энергетического  и некоторых других рынков. Основная черта нынешней структуры российской экономики — высокая степень  монополизации рынков – говорится  во многих источниках. Это создало  специфичную ситуацию для потребителя, когда он просто вынужден покупать нужный ему товар у единственного  продавца и не в состоянии найти  ему заменитель. Например, так было до недавнего времени и с ситуацией  в области общественного автомобильного транспорта, но после появления частных  транспортных компаний ситуация налаживается. Конечно, цены повышаются, но, как думают аналитики, это следствие нефтяного  кризиса, исследование которого не входит в задачи данной работы. [6, C. 48 ]

Что мнение потребителя продукции монополизированных рынков, то оно мало влияет на решения  производителя. Так, наблюдаемое планомерное  повышение цен на нефть в течение  последних пяти лет, повешение цен  на электроэнергию, на железнодорожные  перевозки только подтверждают этот факт. При этом качество обслуживания практически не зависит от желания  потребителя – только прибегнув  к внеэкономическим мерам (а иные и невозможны в условиях монополий), можно хоть как-то изменить ситуацию. Это механизм, препятствующий более  широкой реализации результатов  теории потребительского поведения. Эти материалы дают довольно четкое представление о том, что реально происходит с потребителем и как эти изменения отражаются в социальной структуре общества.

 

                                              

 

                                            

Заключение

 

 

   В ходе написания данной  курсовой работы были сделаны  следующие выводы. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

    Для полного анализа  была рассмотрена теория предельной  полезности, которая достаточно  точно обрисовывает поведение  потребителей и отчасти производителей. Не смотря на то, что теория  имеет много недостатков всё  же  она представляется мне  небесполезной. Так же был выведен  основной закон спроса.

Графически  система предпочтений потребителя  изображается с помощью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой  такой набор из двух товаров, что  потребителю безразлично, какой  из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает  понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Так же было определено, что на поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов:

    • Факторы культурного уровня
    • Факторы социального порядка
    • Факторы личного порядка
    • Факторы психологического порядка

Все они  дают представление о том, как  эффективнее охватить и обслужить  покупателя.

Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя  общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.

Ещё одним, немаловажным фактором, влияющим на поведение  покупателя, является реклама.

Учитывая еще многие недоработанные аспекты теории потребительского поведения, перед будущими учеными открывается  просто огромное поле для исследовательской  деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ  как экономики, так и человеческого  общества. Особенно разработка этой теории нужна в нашем государстве, в  условиях трансформирующейся, переходной экономики, когда рынок большей  частью монополизирован, а потребитель  не особенно разборчив в выборе товаров  и руководствуется зачастую одной  лишь ценой. Знание этой теории поможет  как покупателю грамотнее тратить  свои сбережения, там и производителям адаптироваться к покупателю, что поможет как потребителю, так и производителю и экономике в целом. Естественно, необходимо изменение неблагоприятных условий для внедрения результатов теории потребительского поведения в жизнь – одним из таковых являются как монополии, так и недостаточная информированность - образованность покупателя.

 

 

                                                Список литературы

1.Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник, Серия « HOMO FABER » , Экономист , 2006

     2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М., 1999.

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов. - М, 1996

4. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая    теория»   М., – 1995. 

5.Теория потребительского поведения и спроса / Под ред.              Гальперина   В.М. -СПб.: Экономическая школа, 1996.

6. А. Демидов «Особенности потребительского поведения россиян:                  факторы выбора, мотивации, лояльность», Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations". http://www.advertology.ru/article873.html

 

7. Елецкий  Н.О., Корниенко О.В. Экономическая  теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.

      8.Экономическая теория. Ред. В.Д. Камаева. М., 2001

                    9. Федько Н.Г., поведение потребителей, 2001, 68 С.

10. «Все чаще россияне выражают удовлетворенность состоянием                          жизни, они довольствуются тем, что имеют", выяснили социологи». «Агентства Бизнес Новостей» http://www.abnews.ru/type_news.html?t=2430&data=pressa

          11. //рекламные технологии, 2003, №12, 11 С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Теория потребительского поведения