Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа
Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.
Введение……………………………………………………….………….........….3
1. Экономические блага и их классификация…………………………………..4
1.1 Классификация экономических благ………………………………………..4
1.2 Долговременные и недолговременные блага………………………………6
1.3 Прямые и косвенные блага…………………………………………………..7
1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления…………………….8
1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага………………………….9
2. Экономические теории и модели потребительского выбора……................12
2.1. Модель поведения потребителя………………………………………....…12
2.2. Полезность как цель и основа выбора потребителя. Закон убывающей предельной полезности……………………………………………………….…16
2.3. Особенности потребительского спроса…………………………….……..18
2.4 Бюджетное ограничение………………………………………………...…..21
3. Неэкономические факторы потребительского выбора……………….…….22
3.1 Факторы культурного порядка……………………………………..……….22
3.2 Факторы социального порядка……………………………………………...24
3.3 Личностные факторы………………………………………………..………26
3.4 Факторы психологического порядка……………………………...……..…28
Заключение………………………………………………………...............….….34
Список использованных источников…………………………………………..35.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. СТОЛЫПИНА»
Факультет Экономика и управление
Направление подготовки 100700.62 «Торговое дело»
Дисциплина «Экономическая теория»
Кафедра Экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Теория потребительского выбора»
Автор работы:
Студентка 1курса
очной формы обучения _____________________
Руководитель работы:
Должность, звание__________
Ф.И.О._____________________
Оценка_____________________
Подпись___________________
Саратов 2012г.
Введение……………………………………………………….
1. Экономические блага
и их классификация………………………………
1.1 Классификация экономических благ………………………………………..4
1.2 Долговременные и
1.3 Прямые и косвенные блага…………………………………………………..7
1.4 Предметы роскоши и
товары массового потребления……
1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага………………………….9
2. Экономические теории и модели
потребительского выбора……................12
2.1. Модель поведения потребителя………………………………………....
2.2. Полезность как цель и основа выбора
потребителя. Закон убывающей предельной
полезности……………………………………………………
2.3. Особенности потребительского спроса…………………………….……..18
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….
3. Неэкономические факторы потребительского
выбора……………….…….22
3.1 Факторы культурного порядка……………………………………..……….22
3.2 Факторы социального порядка……………………………………………...24
3.3 Личностные факторы………………………………………………..………
3.4 Факторы психологического порядка……………………………...……..…28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Введение
В процессе своей жизнедеятельности
человек должен питаться, одеваться,
защищаться от неблагоприятных погодных
условий, противостоять и поддерживать
свой организм в нормальном состоянии,
то есть удовлетворять самые
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.
1.1 Классификация экономических благ
Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве.
Как определить стоимость экономического блага? К.Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей.
рис.1
На данном рисунке представлены рычажные весы, отражающие двойственность благ. При этом на рисунке показан случай, когда однотипное благо (1-4) в левой части рычажных весов, полностью соизмеримо со своим взаимодополнительным благом в правой части рычажных весов, т.е. эти блага соотносятся между собой по "курсу конвертации" 1:1.
Рассмотрим данные классификации экономических благ поподробнее.
1.2 Долговременные и
Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные. От чего зависит это разделение? От срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.
Долговременные блага - предполагают многоразовое использование.
Недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).
1.3 Прямые и косвенные блага
Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты -только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.
Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.
Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.
1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления
В тетради Вы пишете авторучкой или
карандашом, у многих из Вас есть
мобильный телефон или
Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу
1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага
Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.
Это блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.
Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.
Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.
Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет.
Взаимодополняемость ресурсов, так же как и потребительских благ, тоже может быть абсолютной или относительной. Так, например, топливо для печи можно подбрасывать в разных количествах, а для запуска производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д.
Взаимозаменяемые блага. Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.
Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.
Взаимозаменяемые блага иначе
можно назвать благами-
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.
При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор
2. Экономические теории и модели потребительского выбора
2.1 Модель поведения потребителя
В прошлом деятели рынка учились
понимать своих потребителей в процессе
повседневного торгового
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.
Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рис. 1.
Рисунок 1. Простая модель покупательского поведения.
На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики (предпочтет либо не предпочтет товар).