Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теории потребительского поведения.
Задачи работы:
• объяснить сущность теории потребительского поведения;
• определить подходы к анализу полезности и спроса;
• изучить кривые и карту безразличия;
• определить понятие предельной нормы замещения;
• исследовать особенности расположения бюджетной линии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие полезности, ее законы и правила 6
1.1 Общая и предельная полезность 6
1.2 Закон убывающей предельной полезности 11
1.3 Правило максимизации полезности 16
2 Выбор потребителя 19
2.1 Кривые безразличия. Карта безразличия 19
2.2 Предельная норма замещения 23
2.3 Типы кривых безразличия 24
2.4 Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя 28
3 Индивидуальный и рыночный спрос 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Библиографический список 41
Приложения

Файлы: 1 файл

Теория поведения потребителя.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии (11):

 

      (11)

 

Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные  потребителю при данном бюджете  комбинации двух благ (товарные наборы). Бюджетная линия изображена на Рисунке 16.

Рисунок 16 - Бюджетная линия

Точки пересечения бюджетной  линии с осями координат можно  получить следующим образом: если потребитель  весь свой доход (М) израсходует на покупку  товара Х, то он сможет приобрести М/PX единиц этого товара; аналогично, для товара Y - М/ PY единиц.

Из уравнения бюджетной  линии видно, что она имеет  отрицательный наклон. Соотношение  цен товаров PX /PY определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат - величина бюджета.

Все товарные наборы, соответствующие  точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для  потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для  потребителя товарных наборов.

Товарные наборы, расположенные  ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет  полностью потратить бюджет потребителя.

Если при фиксированных  ценах на товары и неизменных предпочтениях  потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия  отодвигается от начала координат параллельно  самой себе вверх (вниз).

Если при фиксированном  бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается  (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернется относительно какой-либо точки ее соприкосновения с осями координат.

Для определения товарного  набора, обеспечивающего потребителю  максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту  безразличия потребителя с его  бюджетной линией. Из всех доступных  для потребителя товарных наборов  он выберет тот, который принадлежит  наиболее удаленной от начала координат  кривой безразличия. Именно этот набор  обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка  касания бюджетной линии с  наиболее отдаленной кривой безразличия (Рисунок 17).

Рисунок 17 - Оптиум потребителя

Формальным признаком  достижения потребителем максимального  удовлетворения при заданном бюджете  является равенство абсолютного  значения предельной нормы замещения  двух благ соотношению их цен (12):

 

,          (12)

где MRSXY – предельная норма замещения,

      PX,, PY – цена товаров X, Y.

В точке касания (Е) наклоны  бюджетной линии и кривой безразличия  совпадают. Данное условие является условием равновесия потребителя в  порядковой теории полезности.

Условие оптимума потребителя  можно интерпретировать следующим  образом. Соотношение, в котором  потребитель при данных ценах  способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором  потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения. Предельная норма  замещения двух благ характеризует  субъективную оценку эквивалентности  этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Когда обе оценки совпадают, потребитель  достигает максимальной удовлетворенности  при своем бюджете, т.е. оказывается  в состоянии равновесия.

Оптимальное решение, представленное на Рисунок 17, называют часто внутренним, поскольку точка касания (Е) лежит «внутри» двухмерного пространства товаров, точнее - в его I квадранте. Однако в некоторых случаях бюджетная линия и кривая безразличия могут иметь разный наклон на всем их протяжении и, следовательно, точки их касания вообще не существует. В таких случаях оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию и называемым угловым. Оно определяется пересечением бюджетной линии, одной из осей координат и кривой безразличия. На Рисунке 7.6 бюджетная линия KL ограничена точками К (где Х=0) и L (где Y = 0). Оптимум потребителя достигается либо в точке К, либо в точке L. В первом случае наклон кривой безразличия в точке К меньше или равен наклону бюджетной линии, во втором наклон кривой безразличия в точке L больше или равен наклону бюджетной линии.

Рисунок 18 - Угловое равновесие потребителя

Из всех доступных потребителю  товарных наборов набор К (Рисунок 18, а) и набор L (Рисунок 18, б) лежат на наиболее удаленных от начала координат кривых безразличия. Набор К не содержит товара Х, набор L - товара Y.

 

3 Индивидуальный и рыночный спрос

 

Индивидуальный спрос  – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального  спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят  купить по соответствующей цене в  данный момент.

Геометрическая форма  кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся  предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что  объясняет падение его цены (Рисунок 19).

На индивидуальный спрос  влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в  семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень  задолженности.

Рисунок 19 - Кривая спроса.

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар  не изменился.

Механизм функционирования рынка обязывает анализировать  ситуации, в которых действует  множество потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового  потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих  в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают  влияние: цена товара (Приложение А), доходы покупателей (Приложение Б), число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (Рисунок 20).

Рисунок 20 -  Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена  из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем  сложения его количеств (QD1+ QD2+ QD3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности  сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает  не  абсолютную, а относительную  оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью  кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой  из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает  понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Выбор индивида формируется  не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что  для каждого потребителя общий  расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через  эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении  цен и ведет к росту потребления  подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение  цены данного товара увеличивает (при  снижении цены) или уменьшает (при  повышении цены) реальный доход, или  покупательную способность, потребителя.

Изучение потребительского поведения – сложная наука.

В данной работе изложены основные концепции проблем потребительского поведения, а так же максимизацию блага, однако рассмотреть всю общую  тему в одной работе невозможно. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных  в ходе выполнения данной курсовой работы:

  - выбирая блага для  потребления, покупатель руководствуется  своими предпочтениями;

  - поведение потребителя  является рациональным, в частности  он выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма; 

  - потребитель стремится  максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать  такой набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;

  - на выбор потребителя  и его субъективные оценки  полезности покупаемых благ влияет  закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ  возможности потребителя ограничены  ценами благ и его доходом;  данное ограничение называется  бюджетным ограничением.

- наряду с общими принципами  выбора рационального потребителя  существуют особенности, которые  определяются влиянием на него  вкусов и предпочтений.

- потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

Таким образом, можно смело  сказать, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем  мотивируется его выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для экономических вузов/ Н.И.Базылев, М.Н.Базылева. – М.: Книжный Дом, 2004. – 608с.
    2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория/ В.З. Баликоев; - 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2006. – 731с.
    3. Богачев С.П. Соотношение категорий «ценность» и «спрос» / С.П. Богачев // вестник МУ. Серия 6 Экономика. – 2003. - №6. – С. 3 – 21.
    4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – 568с.
    5. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.1. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.П. Моргунов. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – 349с.
    6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Эккономистъ, 2005. – 861с.
    7. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 640с.
    8. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000г.
    9. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400с.
    10. Курс экономики: Учебник. – 3-изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 716с.
    11. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
    12. Лащев А.М. Общая экономическая теория /А.М. Лащев, М.В.Марков. – СПб.: Нева: Экономистъ, 2003. – 283с.
    13. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/ Т.Ю.Матвеева, И.Н.Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448с.
    14. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. – М.; Новосибирск: Изд. Дом «Инфра – М», 1997. – 495с.
    15. Новикова З.Т. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / З.Т.Новикова. – М.: Академический проект, 2005. – 384с.
    16. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2003. – 864с.
    17. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 1999. – 572с.
    18. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник для вузов / З.К. Океанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К*», 2006. – 636с.
    19. Протас В.Ф. Экономическая теория: учеб. пособие / В.Ф. Протас. – М.: Экзамен, 2002. – 208с.
    20. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Норма – ИНФРА – М, 1998. – 456с.
    21. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 345с.
    22. Черковец В.Н. К вопросу о различиях и синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности / В.Н. Черковец // Вестник МУ. Серия 6 Экономика. – 2006. – №2. – С. 3 – 36.
    23. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 3 изд. – М.: Экономистъ, 2006. – 831с.
    24. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. – СПб.: Изд. СПб ГУ ЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 544с.
    25. Экономическая теория: Учебник / Под ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 640с.
    26. Экономическая теория: учебное пособие / В.М.Соколинский, В.Е.Корольков; под ред. А.Г.Грязновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464с.
    27. Экономическая теория / Под ред. В.И.Антипина, И.Э.Белоусова, Р.В. Бубликова; под ред. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 576с.

Информация о работе Теория поведения потребителя