Теория прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть экономическую теорию прав собственности и взгляды о ней ученых – экономистов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить возникновение и становление теории прав собственности;
- рассмотреть основные положения теории прав собственности;
- проанализировать «пучок прав собственности»;
- рассмотреть теорему Р.Коуза;
- рассмотреть понятие трансакционных издержек.

Файлы: 1 файл

кууурсовая.docx

— 74.12 Кб (Скачать файл)

Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Его статья «Проблема социальных издержек» стала одной из наиболее цитируемых в современной экономической литературе. Из его работы выросли целые новые разделы экономической науки (экономика права, например). В более широком смысле его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.

Однако идеи Коуза были восприняты другими экономистами односторонне. Для него самого анализ идеальной экономики с нулевыми трансакционными издержками был лишь ступенькой к рассмотрению реального мира, где они всегда положительны. К сожалению, в этой части его исследование вызвало меньший резонанс, чем знаменитая «теорема», на которой сосредоточилось внимание большинства экономистов, поскольку она отлично вписывалась в господствующие неоклассические представления. Как признавал сам Коуз, его попытка «выманить» экономистов из воображаемого мира «классной доски» не увенчалась успехом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом  для введения в экономический  анализ нового понятия - транзакционные издержки (transaction cost).

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма.

Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической  теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что в конечном счете определяет ее неэффективность.

В экономической литературе существует множество классификаций  и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая  типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена  сделка или заключен контракт, нужно  располагать информацией о том, где можно найти потенциальных  покупателей и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых  для ведения поиска, а также  из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой  информации.

Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение и  оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

Издержки измерения. Любой  продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно  учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок  по их цвету). Сюда относятся затраты  на соответствующую измерительную  технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью  обезопасить стороны от ошибок измерения  и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством  в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т. д.

Издержки спецификации и  защиты прав собственности. В эту  категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и ресурсов необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

Различают две основных формы  оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный  риск возникает тогда, когда в  договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва  для отлынивания создается в  условиях совместного труда целой  группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в  совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные  измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а  по затратам (вроде продолжительности  труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого  агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные  стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в  правительственных учреждениях  создаются специальные сложные  и дорогостоящие структуры, в  задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического  поведения - вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда <вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Классификация  К. Менара:            

I.      Издержки вычленения.              

II.      Информационные издержки.             

III.      Издержки масштаба            

IV.      Издержки поведения.

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру  издержек фирмы.

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три  группы: 1) трансформационные; 2) организационные; 3) трансакционные.

Трансформационные издержки - издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

Организационные издержки –  издержки по обеспечению контроля и  распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации  оппортунистического поведения  внутри организации.

Трансакционные и организационные  издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

В современном экономическом  анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых  исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение  аналогично введению налогов.

Образование фирмы дает экономию на общих издержках путем трансформации  трансакционных издержек независимых  агентов на открытом рынке, в организационные  внутри фирмы. Поэтому для анализа  природы фирмы понадобилось расширить  содержание понятия контракт (сделка) далеко за рамки договора о единичной  купле продаже. Так появилась  возможность трактовать природу  фирмы, как проблему выбора оптимальной  формы контракта. Многообразие контрактных  установлений выводится из многообразия трансакционных издержек.

Проблема контрактов и  связанных с ними трансакционных издержек основывается на формировании формальных и неформальных правил, которые эти издержки снижают (или  наоборот увеличивают). Источником правил является общество, далее они опускаются на уровень прав собственности и  затем на уровень индивидуальных контрактов.

Контракты отражают структуру  стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в структуре прав собственности и механизмов их обеспечения. Таким образом, набор альтернатив, открывающихся перед игроками, и те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности.

Хозяйственная практика выработала три основных типа контракта, каждый из которых имеет свою преимущественную область применения.

1.    Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если,…то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.

2.    Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.

3.    Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит, поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.

Каждой контрактной форме  соответствует специфический механизм управления договорными отношениями:

1)    Безличный рыночный механизм. Подходит  к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.

2)    Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.

3)    Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих контрактов. Сфера применения  этого механизма управления – регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.

Информация о работе Теория прав собственности