Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа
Если рассматривать экономическую действительность нашего времени, то моя работа не может дать однозначного ответа на вопрос, как должна осуществлять свою деятельность фирма в той или иной рыночной ситуации. Такое исследование провести было бы очень сложно, практически невозможно, потому что экономические явления динамичны и, часто, попросту непредсказуемы. Конъюнктура рынков постоянно изменяется в связи с действием весьма разнообразных факторов. Также из курса микроэкономики известно, что существует обширная классификация видов рынков, и каждый рынок обладает определенными особенностями и спецификой. Поэтому, чтобы предприниматель мог правильно оценить сложившуюся действительность и в этих условиях грамотно организовать производственную деятельность, он должен обладать острым умом, решительностью и предпринимательскими способностями.
Введение……………………………………………………………….……………3
Глава 1. Фирма как главный участник производства…………………………….6
1.1 Понятие фирмы……………………………………………………………...6
1.2 Цели и задачи фирмы……………………………………………………….8
1.3 Экономическая эффективность деятельности фирмы…………………..10
1.4 Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..11
Глава 2. Теория производства…………………………………………………….13
2.1 Сущность производства…………………………………………………....13
2.2 Факторы производства…………………………………………………......14
2.3 Производственная функция………………………………………………..18
2.4 Закон убывающей отдачи………………………………………………….21
Глава 3. Затраты и выпуск…………………………………………………...……24
3.1 Понятие и классификация издержек производства.
Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах……………………. 24
3.2 Максимизация выпуска и минимизация издержек……………………....32
3.3 Эффект масштаба…………………………………………………………..34
3.4 Анализ безубыточности…………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Теория производства. Затраты и выпуск»
Выполнила: Студентка 2-го курса
группы 05-ФЭо-1М
Ложкина Марина Геннадьевна
Краснодар 2007
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Фирма как главный участник производства…………………………….6
1.1 Понятие фирмы……………………………………………
1.2 Цели и задачи фирмы……………………………
1.3 Экономическая эффективность деятельности фирмы…………………..10
1.4 Конкурентоспособность фирмы………
Глава 2. Теория производства………………………………………………
2.1 Сущность производства………………………
2.2 Факторы производства…………………………
2.3 Производственная функция………………
2.4 Закон убывающей отдачи……………………
Глава 3. Затраты и выпуск…………………………………………………...……
3.1 Понятие и классификация
Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах……………………. 24
3.2 Максимизация выпуска и
3.3 Эффект масштаба………………………………………
3.4 Анализ безубыточности………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение.
Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Тему моей курсовой работы целесообразнее рассматривать с точки зрения микроэкономического анализа – анализа выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами на конкретном товарном рынке.
Если рассматривать экономическую действительность нашего времени, то моя работа не может дать однозначного ответа на вопрос, как должна осуществлять свою деятельность фирма в той или иной рыночной ситуации. Такое исследование провести было бы очень сложно, практически невозможно, потому что экономические явления динамичны и, часто, попросту непредсказуемы. Конъюнктура рынков постоянно изменяется в связи с действием весьма разнообразных факторов. Также из курса микроэкономики известно, что существует обширная классификация видов рынков, и каждый рынок обладает определенными особенностями и спецификой. Поэтому, чтобы предприниматель мог правильно оценить сложившуюся действительность и в этих условиях грамотно организовать производственную деятельность, он должен обладать острым умом, решительностью и предпринимательскими способностями. Но если он не будет обладать базисными знаниями о существующих и действующих повсеместно экономических явлениях и законах, то маловероятно, что предприятие в руках такого организатора будет эффективно, конкурентоспособно и высокоприбыльно. Именно поэтому я считаю свою работу тем фундаментом, без которого невозможно осуществлять предпринимательскую деятельность.
Если рассматривать российскую экономику, то можно сказать, что она до сих пор находится в тяжелом переходном состоянии. Малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире, получили всё ещё слабое развитие. И необходимость этого развития еще раз доказывает актуальность выбранной мной темы. Бессмысленно пытаться организовать производство без углубленного изучения теории производства и природы связанных с ним затрат и выпуска.
Также изучение теории производства позволяет человеку более обширно воспринимать даже те явления экономики, которые связанны с производством лишь косвенно.
Таким образом, то, что было перечислено мной выше, в полной мере отражает актуальность выбранной мной темы.
Предметом исследования моей работы будут являться производственные отношения. Такие отношения могут возникать в процессе производства между предпринимателем и наёмными рабочими, внутри рабочего коллектива, а так же между производителем и потребителем выпускаемой фирмой продукции.
В данной работе главным объектом является фирма. В современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Цель моей работы в том, чтоб прояснить внутренние процессы функционирования предприятия и выявить ряд принципов, следование которым позволило бы фирме достичь главной своей цели: минимизации издержек и максимизации прибыли, а также повысить свою конкурентоспособность.
Среди задач, которые я бы хотела решить в данной работе, главными являются: углубленное исследование сущности производства, издержек, их классификации и минимизации; исследование механизма безубыточности предприятия и максимизации прибыли; исследование факторов производства и наиболее оптимального их сочетания.
Говоря о структуре моей работы, я сочла нужным посвятить всю 1-ую главу фирме как главному участнику производства. На мой взгляд, тема будет раскрыта не полностью, если не рассмотреть цели и задачи фирмы, экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятия. Во 2-ой главе рассмотрено всё, что непосредственно касается процесса производства: понятие производства, факторы производства, закон убывающей отдачи, производственная функция, кривая производственных возможностей. В 3-ей главе рассмотрены: понятие и классификация издержек производства, издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах, их графическая интерпретация, а также анализ безубыточности фирмы, максимизация впуска и минимизация издержек и действие эффекта масштаба. Вторая и третья глава являются базисными, и здесь рассматриваются основные положения теории производства.
Глава 1. Фирма как главный участник производства.
1.1 Понятие фирмы.
Некоторые экономисты различают понятия «фирма» и «предприятие», но я в своей работе не буду углубляться в их различия, так как главная цель для меня – исследовать участие фирмы в процессе производства и связанных с ним затрат и выпуска, а не исследовать теорию фирмы. Существует множество трактовок понятия «Фирма»: фирмы – это самостоятельные хозяйственные единицы различных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности [9, с. 163], то есть деятельности по производству товаров и услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить фирме коммерческую выгоду, а именно прибыль; иначе, фирма – это определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики [6, с. 378]. Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права [5. с. 235].
Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др. [10, с. 74].
Современная фирма
— это сложный многоотраслевой
комплекс промышленных, торговых
и финансовых предприятий
Фирма является наиболее
распространенной единицей орга
В условиях современной экономической
действительности предприятия производят
основную массу товаров и услуг, стремясь
удовлетворить постоянно возрастающие
потребности человека при ограниченности
ресурсов. Проблема рационального и экономически
выгодного использования ресурсов при
безграничности экономических потребностей
человека – это основа всей экономики.
Экономическая теория как наука «исследует
проблемы эффективного управления ресурсами
с целью достижения максимального удовлетворения
материальных потребностей человека»
(Макконел, Брю / Экономикс – 1992, с. 18). Свести
только к этому современную экономическую
теорию нельзя, но описанное противоречие
образует ту ось, вокруг которой вращается
вся хозяйственная жизнь. А так как главным
объектом исследования микроэкономики
является фирма, то противоречие между
ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей отражается во многих сферах
деятельности предприятия, в его целях
и задачах.
1.2 Цели и задачи фирмы.
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью упрочнение ее позиций на рынке, и, прежде всего за счет максимизации прибыли [1, с. 413]. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли, но подробнее она и ее графическая интерпретация будет рассмотрена мной во 2-ой главе.
Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п. [7, с. 231].
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический - связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей [11, с. 321].
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности [3, с. 245].
1.3 Экономическая эффективность деятельности фирмы.
Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.
Если обратиться к
кривой производственных