Теория производства. Затраты и выпуск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Если рассматривать экономическую действительность нашего времени, то моя работа не может дать однозначного ответа на вопрос, как должна осуществлять свою деятельность фирма в той или иной рыночной ситуации. Такое исследование провести было бы очень сложно, практически невозможно, потому что экономические явления динамичны и, часто, попросту непредсказуемы. Конъюнктура рынков постоянно изменяется в связи с действием весьма разнообразных факторов. Также из курса микроэкономики известно, что существует обширная классификация видов рынков, и каждый рынок обладает определенными особенностями и спецификой. Поэтому, чтобы предприниматель мог правильно оценить сложившуюся действительность и в этих условиях грамотно организовать производственную деятельность, он должен обладать острым умом, решительностью и предпринимательскими способностями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……………3
Глава 1. Фирма как главный участник производства…………………………….6
1.1 Понятие фирмы……………………………………………………………...6
1.2 Цели и задачи фирмы……………………………………………………….8
1.3 Экономическая эффективность деятельности фирмы…………………..10
1.4 Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..11
Глава 2. Теория производства…………………………………………………….13
2.1 Сущность производства…………………………………………………....13
2.2 Факторы производства…………………………………………………......14
2.3 Производственная функция………………………………………………..18
2.4 Закон убывающей отдачи………………………………………………….21
Глава 3. Затраты и выпуск…………………………………………………...……24
3.1 Понятие и классификация издержек производства.
Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах……………………. 24
3.2 Максимизация выпуска и минимизация издержек……………………....32
3.3 Эффект масштаба…………………………………………………………..34
3.4 Анализ безубыточности…………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

 

Средние переменные издержки AVC - рассчитываются путём деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции, т.е. AVC = TVC/Q. Из рис. 7 видно, что средние переменные издержки сначала снижаются, а затем растут. Здесь также сказывается действие закона убывающей отдачи.

Средние общие издержки ATC - рассчитываются по формуле ATC = TC/Q. На графике кривая средних общих издержек получена путём сложения по вертикали величин средних постоянных AFC и средних переменных издержек AVC. Кривые ATC и AVC имеют U-образную конфигурацию. Обе кривые в силу закона убывающей отдачи загибаются вверх при достаточно высоких объёмах производства. При увеличении числа занятых работников, когда постоянные факторы неизменны, производительность труда начинает падать, вызывая соответственно рост средних издержек [9, с. 215].

Для понимания поведения фирмы очень важна категория переменных издержек. Предельные издержки MC - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции. Поэтому MC можно найти путём вычитания двух рядом стоящих величин валовых издержек. Их также можно рассчитать по формуле MC = DTC/DQ, где DQ = 1. Если постоянные издержки не меняются, то предельные - это всегда предельные переменные издержки (рис. 8).

Предельные издержки показывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или увеличением объёма производства Q. Поэтому сравнение MC с предельной выручкой (выручкой от реализации дополнительно произведённой единицы продукции) имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях.


                           Предельные издержки

 

 

Издержки производства в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период - такой временной отрезок, в течение которого фирма в состоянии изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. В то же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё [4, с. 406].

Так как в долгосрочном периоде переменный характер всех применяемых факторов позволяет фирме использовать самые оптимальные варианты их сочетания, то это непременно отразится на величине и динамике изменения её средних издержек.

На рис. 9 представлены пять различных вариантов (I-V) размеров предприятия, рассчитанных на производство различных объёмов продукции при наименьших средних издержках ATC. Эти варианты фирма может рассматривать как ступени своего роста. На каких-то промежутках (ступенях) своей деятельности она не меняет своих производственных мощностей, а использует то, что имеется, т.е. можно полагать, что на каждой ступени фирма функционирует в краткосрочном периоде. Поэтому кривая, описывающая её издержки на данном этапе, будет кривой краткосрочных средних общих издержек.


           Кривая долгосрочных средних издержек фирмы.

 

 

3.2 Максимизация выпуска и минимизация издержек.

Фирма в определенный момент деятельности располагает ограниченной суммой для приобретения ресурсов, которая равна общим затратам. По аналогии с бюджетной линией в теории потребительского поведения можно построить прямую, каждая точка которой показывает, какая комбинация двух факторов производства возможна для фирмы в данный момент. Изображенная графически такая прямая называется изокостой [1, с. 416]. Если на одном графике изобразить несколько изокост, такая комбинация будет называться картой изокост (рис. 10).


                         Карта изокост.

     Изокоста включает все возможные комбинации труда (L) и капитала (К), которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, т. е. все комбинации двух факторов производства имеют одинаковые общие издержки.

     Если совместить изокосты и изокванты на одном графике (рис. 11), можно

найти вариант, когда достигается минимизация издержек при желаемом объеме выпуска продукции.


                                Оптимальное сочетание используемых факторов производства.

Минимизация издержек — процесс, при котором производство продукции одного и того же объема обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства или на единицу выпуска готовой продукции [11, с. 359]. Такая производственная деятельность является для фирмы наиболее экономически эффективной.

Правило минимизации издержек и его графическая интерпретация:

если при данном объеме производства величина средних переменных издержек (AVC) меньше цены (P), то фирма имеет возможность минимизировать убытки.

         Рис. 12   Правило минимизации издержек.

Если комбинация применяемых факторов, указанная на рис. 11 минимизирует издержки при заданном объёме производства при данной сумме издержек, то из рис. 13 видно, что для максимизации объёма выпуска фирма применяет комбинацию факторов, соответствующую точке A. Фирма не в состоянии осуществлять объём выпуска, соответствующий изокванте P2, а тем более P3, ибо последние ни в одной точке не соприкасаются с изокостой. Для перехода на более высокие изокванты фирме необходимы дополнительные производственные факторы (труд и капитал).

Рис. 13 Максимизация выпуска при данной величине издержек.

     В долгосрочном периоде основной задачей фирмы является правильная оценка своих потенциальных возможностей в расширении производства и экономии на эффекте масштаба.

 

3.3 Эффект масштаба.

     В долгосрочном периоде возможно изменение всех вводимых в производство ресурсов, как переменных, так и постоянных, но базовые технологии не изменяются. Применение всех видов ресурсов увеличивает масштабы производства, поэтому для анализа деятельности фирмы в долгосрочном периоде используют понятие отдачи от масштаба. При технически эффективном способе производства увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства. Эффект роста масштабов производства может быть положительным (возрастающим), неизменным (постоянным) или отрицательным (убывающим), что характеризует масштаб деятельности фирмы [ 8, с. 412].

     Неизменный эффект масштаба производства означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что изменение масштаба деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов производства.

     Положительный эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается более чем в 2 раза. В этом случае выгоднее иметь крупное предприятие, производящее (при относительно низких издержках) продукции больше, чем мелкие фирмы с высоким уровнем издержек.

     Убывающий эффект масштаба означает, что выпуск продукции не увеличивается более чем в 2 раза. Как правило, данный эффект обусловлен ограниченными возможностями управления крупным производством, нарушением координации потоков ресурсы—выпуск. Во многих случаях характер отдачи от масштаба производства изменяется при достижении определенного уровня выпуска продукции, т. е. вначале действует постоянный или возрастающий эффект роста масштаба, а затем ему на смену приходит убывающий.

    При прочих равных условиях чем больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы функционируют в той или иной отрасли промышленности [8, с. 413].

 

3.4 Анализ безубыточности.

     Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решения о его расширении, должна быть уверенна, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые на зависят от объема, и переменные издержки, которые возрастают, либо уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки) при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить ее можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь [9, с. 273].

 

Определение объема выручки, обеспечивающего

Покрытие всех затрат.

Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразнее такую величину, как сумму покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтоб окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия дает возможность определить также точку безубыточности.

Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому – как сумму постоянных затрат и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.

Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получения прибыли.

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия означает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат получения прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.

Использование этих величин помогает быстро решать некоторые задачи, например, определение размера прибыли при разных объемах выпуска [9, с. 273].

 

Следовательно, фирма, стремящаяся минимизировать убытки,

должна выполнять два универсальных правила, применимых к лю-

бой структуре рынка.

Правило 1. Фирма может продолжать свою деятельность, если при

достигнутом уровне производства ее доход больше переменных из-

держек, и должна прекратить производство, если ее суммарный до-

ход не превышает переменных издержек.

Правило 2. С целью оптимизации объема выпуска продукции фир-

ма должна производить такое ее количество, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

Заключение.

Ниже будут подведены итоги и краткий обзор всего, что было исследовано в данной работе.

  1. В развитой  экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
  2. Цели и задачи деятельности фирм различны. Это может быть желание максимизировать прибыль и минимизировать издержки; желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
  3. Экономическая эффективность деятельности предприятия – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов, т. е. рациональное поведение. Используясь кривой производственных возможностей можно определить, насколько эффективна деятельность фирмы.
  4. Конкурентоспособность фирмы – это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги  других фирм-конкурентов.

5.       Производство — это основная область деятельности фирмы, направленная на удовлетворение потребностей общества. Эта деятельность осуществляется в условиях постоянно возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов.

6.      В экономике факторы производства - это все то, что, участвует в производственном процессе. Среди факторов производства выделяют: капитал, труд, землю и предпринимательство. Они обладают взаимозаменяемостью, и для выбора их сочетания руководствуются потребностями неизбежного снижения издержек производства.

7.       Производственная функция, описывающаяся изоквантой, указывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов производства.

8.        Сущность  закона убывающей отдачи в  следующем: по мере возрастания  использования какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах), в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

9.        Издержки делят на явные и неявные; прямые и косвенные; постоянные, переменные и валовые.

10.      Если совместить изокосту и изокванту, т.е. линию, каждая точка которой показывает, какая комбинация двух факторов производства возможна для фирмы в данный момент, на одном графике, можно найти вариант, когда достигается минимизация издержек при желаемом объеме выпуска продукции.

11.      Сущность эффекта масштаба состоит в увеличении выпуска продукции, обеспечивающимся за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Он может быть отрицательным, неизменным, либо положительным.

12.   Для того чтоб деятельность фирмы была безубыточной, рассчитывают сумму покрытия, которая позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтоб окупить постоянные издержки и получить прибыль.

 

 

 

 

 

    

Список используемой литературы.

 

  1. Добрынина А.И. Экономическая теория.  - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 1999. - 544с.
  2. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 – 861 с.
  3. Камаев В. Д., Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: «Гуманитарный   издательский центр ВЛАДОС», 1999. – 636 с.
  4. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. / Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров: «АСА», 2005. – 832 с.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов - на  Дону: «Феникс», 1997.-356с.
  6. Носова С. С. Экономическая теория.: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 864 с.
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2005. – 576 с.
  8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 456 с.
  9. «Экономика» под редакцией проф. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001. - 896 с.
  10. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой – М.: «Проспект», 1999. – 448 с.
  11. Экономическая теория: Учебник. 2-е издание. Перераб. Э40 и доп. / Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.
  12. Экономика. Учебник под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998. – 792 с.

Информация о работе Теория производства. Затраты и выпуск