Теория производства. Затраты и выпуск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Если рассматривать экономическую действительность нашего времени, то моя работа не может дать однозначного ответа на вопрос, как должна осуществлять свою деятельность фирма в той или иной рыночной ситуации. Такое исследование провести было бы очень сложно, практически невозможно, потому что экономические явления динамичны и, часто, попросту непредсказуемы. Конъюнктура рынков постоянно изменяется в связи с действием весьма разнообразных факторов. Также из курса микроэкономики известно, что существует обширная классификация видов рынков, и каждый рынок обладает определенными особенностями и спецификой. Поэтому, чтобы предприниматель мог правильно оценить сложившуюся действительность и в этих условиях грамотно организовать производственную деятельность, он должен обладать острым умом, решительностью и предпринимательскими способностями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……………3
Глава 1. Фирма как главный участник производства…………………………….6
1.1 Понятие фирмы……………………………………………………………...6
1.2 Цели и задачи фирмы……………………………………………………….8
1.3 Экономическая эффективность деятельности фирмы…………………..10
1.4 Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..11
Глава 2. Теория производства…………………………………………………….13
2.1 Сущность производства…………………………………………………....13
2.2 Факторы производства…………………………………………………......14
2.3 Производственная функция………………………………………………..18
2.4 Закон убывающей отдачи………………………………………………….21
Глава 3. Затраты и выпуск…………………………………………………...……24
3.1 Понятие и классификация издержек производства.
Издержки в долгосрочном и краткосрочном периодах……………………. 24
3.2 Максимизация выпуска и минимизация издержек……………………....32
3.3 Эффект масштаба…………………………………………………………..34
3.4 Анализ безубыточности…………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

    Можно сделать вывод, что «эффективность имеет место  тогда, когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого. Эффективная экономика лежит на грани производственных возможностей» [8, с.55].

 

1.4 Конкурентоспособность  фирмы.

     Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достидения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.

     Все большую актуальность  эта проблема приобретает для  российских предприятий, прежде  всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, - в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др.

     Конкурентоспособность  фирмы – это ее реальная  и потенциальная способность  изготовлять и реализовывать  товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги  других фирм-конкурентов [2, с. 121].

     Конкурентоспособность  фирмы – понятие относительное. Она может быть выявлена и  оценена только путем сравнения  фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и, тем более, на мировом [5, с. 158].

     Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившегося в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумности государственной политики, и даже благоприятных случайностей [6, с. 436].

     Конкурентные преимущества  фирмы обеспечиваются в процессе  конкурентной борьбы с так  называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

     Модель пяти направлений  конкуренции – это эффективный  метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ [9, с. 174].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теория производства.

 

2.1 Сущность производства.

     Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Т.к. природа не предоставляет ему необходимые блага в нужном количестве, их нужно производить. Поэтому производство - есть объективная необходимость [1, с. 68].

Потребности человека принято делить на "материальные" и "духовные". Это очень приблизительное деление, но оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Удовлетворение духовных потребностей не менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей постоянно подстёгивает производство.

Назначение производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Оно достигается в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком воздействии выступает человек, то можно сделать ещё одно важное уточнение: производство - это процесс преобразования природы человеком (животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет её себе) [10, с. 78].

Производство — основная область деятельности фирмы. Фирмы используют производственные факторы, которые называются также вводимыми (входными) факторами производства. Мы можем подразделить производственные факторы на крупные категории — труд, материалы и капитал, каждая из которых включает более узкие группировки. Например, труд как производственный фактор через показатель трудоемкости объединяет как  квалифицированный (плотников, инженеров), так и неквалифицированный труд (сельскохозяйственных рабочих), а  также  предпринимательские усилия руководителей фирмы. К  материалам относятся сталь, пластиковые материалы, электричество, вода и любое  другое изделие, которое приобретает фирма и превращает в готовый товар. К капиталу относятся здания, оборудование и товарно-материальные ценности.    Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией [5, с. 108].

 

2.2 Факторы производства.

В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги [2, с. 43]. Что же именно? Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы было озеро, в котором водится рыба ("земля"), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить ("труд") и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т. е. удочка, сеть, лодка и т. д.

Среди факторов нет главных и второстепенных. Участие каждого из них равно необходимо, и все они дополняют друг друга в производственном процессе. В этом смысле производство картин Пикассо было бы равно невозможным как без самого Пикассо, так и если бы ему было нечем, не на чем и негде рисовать.

Сколько существует факторов производства

Понятно, что земля, труд и капитал - это некие обобщения, агрегированные факторы производства.

  • Земля – это и собственно землю с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и воду со всеми их природными богатствами - словом, всю ту нерукотворную среду, в которой обитает человек.
  • Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.
  • Капитал - это, вообще говоря, все, что используется в производстве, но не является ни землей, ни трудом, т.е. созданные человеком средства производства, орудия труда, сырые материалы и т. д. Такой капитал часто называется реальным капиталом. Часто можно встретить термин «финансовый капитал», под которым понимаются деньги и близкие к ним финансовые инструменты - такие, как акции, облигации и т. д. Финансовый капитал не является фактором производства.

Очевидно, что введение в научный оборот именно таким образом агрегированных факторов должно было служить определенной цели. И это действительно так. Дело в том, что концепция "факторов производства" использовалась в самом больном месте экономической теории XIX в. - в теории распределения доходов, а сами факторы - это не что иное, как другое название основных сословных групп тогдашнего европейского общества: землевладельцев (дворян), капиталистов (буржуа) и наемных работников (пролетариев). Доходы этих групп населения (и принадлежащих им факторов) экономисты называли соответственно рентой, процентом и заработной платой.

Позднее, в конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства:

  • Предпринимательство - деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства. Появление в экономической литературе "четвертого" фактора производства было обусловлено реалиями того времени: в обществе возросла роль людей, которые, часто не имея в собственности ни одного из "трех факторов", умели угадывать, какое производство нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство все необходимые факторы. Доход предпринимателей экономисты назвали прибылью [12, с. 86].

Однако, не все так просто с разделением факторов на четыре типа. Рассмотрим пару - "капитал" и "земля". Вспомним, как мы разграничили эти факторы: земля - это то, что создано природой, а капитал - человеком. Однако землей или капиталом являются, например, пашня, возникшая на месте осушенного болота, или апельсиновая плантация на земле, отвоеванной человеком у пустыни? А искусственный водоем, заселенный промысловой рыбой? Список подобных вопросов можно расширить до бесконечности, отвечать же на них весьма сложно, да, главное, и не нужно. Ведь на самом деле человек, используя природу, видоизменяет ее, приспосабливая под свои сегодняшние нужды. Хорошо это или плохо, но это так, и в этом смысле земля является капиталом, так как требует от человека вложений. Для рыбака вопрос о том, ловит ли он рыбу в пруду, выкопанном людьми, или в озере, созданном природой, имеет, в конце концов, чисто исторический интерес. Экономический же интерес для него представляет совсем другое: сколько можно наловить рыбы и сколько надо (или не надо) за это заплатить (т. е. производительность и цена фактора)?

Возьмем другую пару факторов: "капитал" и "труд". Капитал, как полагали в XIX в., - это нечто созданное человеком, труд - это нечто присущее человеку от рождения. С повышением требований к квалификации работников и здесь появились коварные вопросы. Например, что такое труд врача? Ведь чтобы сделать человека квалифицированным медиком, необходимо образование, стоимость и продолжительность которого куда больше, чем стоимость и продолжительность производства оборудования для пекарни. Принятая современной экономической наукой теория "человеческого капитала" рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в человеческий капитал в США превышает примерно в два раза капитал реальный; а его образование - как средство накопления этого капитала [7, с. 238].

 

 

Взаимозаменяемость и эффективность

 использования факторов  производства.

 

Факторы производства обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена разнообразными потребительскими свойствами продукта. В результате возможно производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Такая взаимозаменяемость и пропорциональная количественная переменность типична для современного производства: от изготовления химических продуктов до строительства зданий. Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей изделия, но и главным образом ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования – с другой [4, с. 92].

Предприниматель выбирает такую технологию производства, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей мере. Именно этим обстоятельством общество обязано появлению высотных зданий при ограниченности свободной земли, синтетических заменителей, многообразных моделей бензино-сберегающих машин и т.п. Предпринимательство, таким образом, предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства. Оно исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление определенного продукта.

Продукт – результат функционирования производства, результат затраченного труда. Появляясь в стадии производства, он проходит далее стадии распределения, обмена и потребления. Движение продукта образует реальное содержание и динамику функционирования экономической системы. Таким образом, независимо от классификации все факторы, в конечном счете, используются для изготовления продукта [1, с. 204].

2.3 Производственная функция.

В теории производства рассматриваются только эффективные способы производства. Анализ теории производства в экономике аналогичен анализу

теории потребительского поведения. Отличие лишь в том, что ее основные элементы имеют объективную природу и могут быть измерены (например, затраты, выпуск продукции, доходы и т. д.) [3, с. 52] . Зависимость между затратами ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции (рис. 2).

Производственная функция указывает максимальный выпуск продукции Q, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов производства. Для упрощения предположим, что имеются два вводимых фактора: труд L и капитал К. Тогда мы можем  записать производственную функцию  как Q = F(L,K) [9, с. 267].

 


Это уравнение применимо только к определенному уровню технологии.

 Для построения производственной функции важное значение имеет термин “максимальный выпуск продукции”, так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы.

Максимальный выпуск продукции — экономически эффективная

деятельность, при которой производственные факторы используются

 с максимальной отдачей [3, с. 231]. Производственная функция изображается графически с помощью изоквант (рис. 3).

Изокванта — линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции.

Изокванты в теории производства аналогичны кривым безразличия в теории потребительского поведения. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент [12, с. 359].

Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант (рис. 3).


 

На практике наиболее реалистичной (характерной для большинства современных производств) считают ломаную изокванту (рис. 4), предполагающую лишь несколько методов производства (Р).

Производственная функция характеризуется интенсивностью применения ресурсов в производственном процессе. Например, производственный способ Р1 более капиталоинтенсивен, чем (Р2–Р4), а производственный способ Р4 более трудоинтенсивен, чем (Р1–Р3). Капиталоинтенсивный, или трудосберегающий, способ означает, что под влиянием технического прогресса при данном способе используется большее количество капитала, чем труда. Трудоинтенсивный, или капиталосберегающий, способ, наоборот, использует большее количество труда, чем капитала. Пропорциональное применение ресурсов капитала и труда (К и L) характеризует нейтральный способ производства.

Информация о работе Теория производства. Затраты и выпуск