Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:02, курсовая работа
Рыночная экономика это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Теория спроса и предложения»
Выполнил:
Руководитель:
Рыночная экономика это
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
В экономической науке нет, пожалуй, более детально разработанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложения.
Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических
знаний. Ведь в условиях рыночной экономики
выживет лишь тот, кто наиболее грамотно
и компетентно определит
Изучение же спроса и предложения
на рынке сейчас становится первоочередной
задачей при функционировании предприятия.
Постоянное отслеживание спроса и предложения
и способность моментально
Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.
Теоретической и методологической основой исследования являются монографии, учебники, статьи и публикации в прессе, экономические исследования и статистические данные.
Таким образом изучение эластичности спроса и предложения играет огромную роль в развитии экономики, причем на всех уровнях: и на микро- , и на макро-. Что особенно важно в условиях развития нашей страны.
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1. Экономическая сущность спроса и предложения
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения
натурального хозяйства и развития
производства товаров на продажу
менялось само представление о рынке.
Современный рынок, оставаясь механизмом
взаимодействия покупателей и продавцов,
превратился в систему
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
В настоящее время в экономической теории существует еще одно определение рынка, которое звучит следующим образом: «Под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен».
«Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них»1.
Говоря о ценах, мы имеем в виду именно рыночные цены, которые устанавливаются не внешними по отношению к рынку силами (например, государством или церковью, как это было в средневековой Европе), а самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением. Рыночная экономика – это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется рыночными, т.е. свободными ценами.
Модель экономики
такого типа базируется не только на системе
общественного разделения труда
и специализации, но и на праве
частной собственности
Первое условие— разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие —
Для эффективного функционирования рыночного
хозяйства необходимо и третье
условие — свобода
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Спрос изображается в виде графика,
показывающего количество продукта,
которое потребители готовы и
в состоянии купить по некоторой
цене из возможных в течение
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
1.2 Спрос и факторы, его изменяющие. Закон спроса
Спрос – это обобщающий термин,
описывающий поведение
Если покупатели согласны пожертвовать “в обмен” на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же денежную сумму, то можно говорить о наличии спроса на товар, ради которого и происходит расставание с деньгами.
Для объяснения функционирования рыночного механизма используется более точное определение — объем спроса.
Объем спроса — это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке.
Поведение покупателей определяет объем спроса на товар и ведущая роль в нем принадлежит цене. Как правило, при прочих равных условиях, покупатель приобретет товара больше, если цена будет ниже. Наоборот, понижение цены уменьшит количество спрашиваемого товара.
Представить зависимость между спросом на некоторый товар (в нашем примере — это видеокассеты) и его ценой возможно с помощью табл. 1.1.