Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.

Файлы: 1 файл

теория спроса и предложения .doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 3.6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость  распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 3.7 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

    

Рис. 3.7. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после  введения налога [14, с. 200]

 

При эластичном предложении налоговое  бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при  неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно  определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит  от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли. 

Любой рынок состоит  из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое  покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная  кривая предложения, отражающая зависимость  количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности.

Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

В настоящей работе за кадром в  силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.

Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет  убывающей.

Или, например, при выяснении характера  кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится  принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.

Поскольку целью настоящей работы являлось общее описание экономического содержания спроса, предложения и их взаимодействия, то исследование спроса, предложения и их взаимодействия было произведено на примере самой общей простейшей ситуации, а вышеупомянутые и иные конкретные ситуации могут быть предметом отдельного исследования.

Зависимость между спросом и  ценой товара можно проследить при  помощи таблицы и графика. Повышение  цены сопровождается сокращением объема спроса, ее снижение — увеличением  объема спроса. Установленная обратная зависимость имеет название закона спроса и отображается кривой спроса с отрицательным наклоном.

Изменение спроса под влиянием одного или более из неценовых факторов — вкусов потребителей, числа потребителей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий — означает сдвиг кривой спроса вправо (увеличение спроса) или влево (сокращение его). Движение вдоль кривой спроса характеризует изменение величины (объема) спроса в ответ на рост либо падение цены.

Закон предложения утверждает, что  существует прямая связь между ценой и объемом предложения товара. Смещение кривой предложения (имеющей положительный наклон) соответствует изменению в факторах, влияющих на предложение: ценах на ресурсы, технологии, налогах и субсидиях, ценах на другие товары, ожидания относительно цен, числе продавцов на рынке. Предложение изменяется под их воздействием, а динамика цены сопровождается изменением величины (объема) предложения, что влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой предложения.

Уравнивание объема спроса и объема предложения при определенной цене означает установление рыночного равновесия. Эта цена — равновесная. Соответствующее количество продукта — равновесный объем производства. Изменение спроса и предложения влечет за собой изменение равновесных цены и объема.

Эластичность спроса по цене измеряет чувствительность объема спроса к изменениям цены и подвержена влиянию следующих  факторов: заменяемости товара, удельного  веса товара в потребительском бюджете, фактору времени, степени насыщения потребности, доступности товара.

Степень чувствительности производителей к изменению цен определяет показатель эластичности предложения по цене, определяющее воздействие на который  оказывает фактор времени. Чем большим  отрезком времени располагает производитель, тем выше эластичность предложения.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
  2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 2003. – 320 с.
  3. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2004. – 384 с.: ил.
  4. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 2006. – 272 с.: ил.
  5. Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров: АСА, 2005. С. 105—121.
  6. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 2004. – 224 с. с ил.
  7. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 2005. – 496 с.  [с. 113-116]
  8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400
  9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т.1. С. 61—79. Т.2. С. 12—28.
  10. Микроэкономика /Под ред. В.М.Гальперина. СПб: Эконом. школа, 2003. С. 39—76, 173—192.
  11. Микроэкономика. Уч. пособие /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.; БГЭУ. 2006.
  12. Пиндайк  Р., Рубирфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, 2002, 652с. 
  13. Сажина М.А. Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007, 629с.
  14. Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Алфавит, 1993. С. 70—86.
  15. Селищев А.С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: Учебник. – СПб.: Питер, 2006, 447с.
  16. Теория национальной экономики /Под ред. Лемешевского. Мн., 2005. Ч. 1. С. 137—164.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2004. – 864 с.
  18. Хайман Д.И. Современная микроэкономика: Анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1999. Т.1. С. 21—46, 139—179.
  19. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 656 с.: илл.
  20. Экономическая теория. Практикум /Под. Ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьевой. Мн.: БГЭУ. 2005.

1 Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М., 2006. С. 43.




Информация о работе Теория спроса и предложения